К совершению действий человека толкают внутренние силы. Чем больше у него сил, тем больше они толкают его к действию.
Объём работы, которую выполняет человек, пропорционален той силе, которая имеется у него. Однако эти силы от человека к человеку отличаются. У кого-то есть физическая сила, выражающаяся в его теле и средствах, которые он использует для удовлетворения своих потребностей. Другие мотивируются моральными силами, выливающимися в некоторые качества. Ещё одни двигаются за счёт духовных сил, представленных в осознании человеком своей связи с Создателем или ощущении Его существования, либо и то и другое одновременно. Каждая из этих трёх сил по-разному влияет на активность человека. Физическая сила оказывает самое слабое влияние, а моральная сила более влиятельна, чем физическая. Что касается духовной силы, то она — самая влиятельная и эффективная.
Физическая сила, как тело или материальные средства, мотивирует человека прилагать лишь столько сил, сколько необходимо для удовлетворения желаний. Она не заставляет его прилагать максимум усилий, потому что он не видит в этом нужды. Поэтому и считается, что влияние физической силы ограничено, а её наличие само по себе не толкает к действию. Когда человек хочет вступить в бой с врагом, он оценивает свои физические силы и ищет материальные средства. Если он находит достаточно сил и средств, он вступает в бой, в противном случае отступает. Иногда он может обнаружить, что его сил достаточно для сокрушения врага, но в то же время может подумать, что слабый время от времени побеждает более сильного, и это вызовет у него опасения. Либо он может подумать, что свои силы нужно тратить только на собственное благополучие или повышение уровня жизни, и тогда он тоже откажется от вступления в бой. Борьба с врагом — это то, чего обычно человек не избегает. Но если он полагается в этом лишь на свои физические и материальные силы, его мотивация обретает слабый характер. Он колеблется перед выполнением действия, хотя у него есть возможность для победы над врагом. Однако некоторые причины вызывают у него трусость или бездействие.
Что касается моральной силы, она сначала возбуждает в душе человека поток желания к выполнению действия, а затем заставляет приобрести силы, достаточные для выполнения действия, не останавливая его на уже существующих силах. Иногда она может подтолкнуть человека выполнить действие с большим усердием, чем имеющаяся физическая сила. А иногда заставляет его остановиться на тех силах, что есть. В любом случае, она мотивирует больше, чем физические и материальные возможности. Это похоже на человека, который хочет сразиться со своим врагом, чтобы освободиться от его господства, или отомстить, или прославиться, или защитить слабых. В таком случае он более мотивирован, чем тот, кто сражается ради добычи, или колонизации, или просто ради господства. Причина этого заключается в том, что моральная сила — это мотив, связанный с более высокими концепциями, чем инстинкты, и он требует определённого удовлетворения. Моральные мотивы толкают найти достаточно средств для получения больших возможностей. Поэтому моральная сила берёт верх над инстинктами и материальными силами. То есть, моральная сила превосходит физическую.
Каждая страна в мире стремится образовать моральные силы в своих армиях наряду с пополнением материальных сил.
Что касается духовной силы, она оказывает более сильное влияние на человека, чем моральная и материальная сила, потому что исходит из осознания человеком своей связи с Создателем всего сущего и Создателем всех сил. Ментальное осознание, ощущение и эмоциональная связь с Аллахом заставляет человека стремиться к выполнению действия с такой силой, с какой требует Творец, а не в соответствии с имеющейся силой или в соответствии с той силой, которую он может обрести. И здесь нет разницы в том, что это за требование, находится ли оно наравне с его силами, превосходит их или нет. Веление Создателя может вести человека к лишению жизни. Но человек всё равно выполняет действие, даже если придётся приложить больше сил, чем у него есть, или больше сил, чем он в состоянии обрести. Следовательно, духовная сила более влиятельна, чем другие виды сил.
Однако если эта духовная сила являются результатом только чувств и эмоций, тогда есть опасения, что она ослабнет и изменится в случае преобладания над человеком других чувств и эмоций, или человек может ошибочно выполнять другие действия, отличные от тех, к которым его толкает духовная сила. Поэтому необходимо, чтобы духовная сила была результатом осознания и ощущения связи с Творцом. И тогда эта сила станет крепкой, и она будет толкать человека к выполнению действия настолько, насколько это требуется. Когда появится духовная сила, то от моральной силы не останется и следа, потому что человек станет мотивироваться только духовной силой. Он будет бороться с врагом не ради добычи и не из гордости от победы, а только потому, что Аллах требует этого. И здесь нет разницы, получит он добычу или нет, познает гордость от победы или нет. Что касается физической и материальной силы, то они становятся лишь средством, а не движущей силой.
Ислам способствует возникновению у мусульманина духовной силы, даже если её проявления будут материальными или моральными, поскольку в этой религии дух считается основой всей жизни. Исламская акыда является основой жизни мусульманина, халял и харам — мерилом его действий, а стремление к довольству Аллаха — главной целью. Мусульманин должен выполнять все свои действия, малые и большие, в соответствии с приказами и запретами Аллаха, осознавая свою связь с Ним. Осознание и ощущение связи с Аллахом — это фундамент, на котором основана жизнь мусульманина. Это та сила, которая мотивирует его выполнять любое действие, маленькое или большое, и это дух, который присутствует во всех его делах. Степень духовной силы прямо пропорциональна степени осознания и ощущения связи с Аллахом. Следовательно, мусульманин должен мотивироваться только духовной силой, поскольку это неисчерпаемое сокровище, секрет успеха и победы.
Из книги «Исламская мысль»