25
Чт, апр

Рассуждения о вере. Уверенность и относительность 4 ч.

Мировоззрение
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Многие избегают признания категоричных фактов, приводя в ответ готовое пресловутое утверждение: «Любая истина является относительной». Этим самым они хотят сказать, что мысль может быть правильной, но и противоположная ей мысль так же может быть правильной.

Для подтверждения этой позиции они приводят банальные примеры из экспериментальных наук, в которых имеется множество научных выводов, считавшихся ошибочными в прошлом, но затем оказавшихся правильными и пригодными для применения. То есть они утверждают, что и ошибочная мысль может быть правильной. В основном это пропагандируют сторонники принципа компромиссного решения для всех проблем человека. Компромиссное решение подразумевает согласование между мыслями, которые полностью противоположны друг другу, хотя поиск чистой истины не приемлет подобного рода согласования. Разум отвергает такую позицию, когда утверждаются два противоположных друг другу факта, как, например, «я есть, но меня нет – одновременно». Поскольку невозможно найти компромисс между утверждениями «я есть» и «меня нет». Несомненно, одно из этих утверждений является ошибочным. Существует бесчисленное количество примеров, указывающих на то, что мысли и идеи не являются относительными, что нельзя пытаться их согласовать и подчинять своим капризам. Факты «я – живое создание», «вселенная существует», «солнце греет нас», «ветер движет тучи», «человек умирает», «люди питаются» и другие примеры – все они являются истинами, а все противоположные мысли, бесспорно, являются ошибочными утверждениями или мыслями.

Что касается того утверждения, что не все мысли достигают уровня категоричной достоверности, то это абсолютно верно. Хотя здесь следует внимательно рассматривать каждый случай в отдельности, дабы прочертить грань между разными мыслями. Так, мысль относительно существования какого-нибудь объекта или явления всегда приводит нас к категоричной уверенности посредством ощущения фактов, указывающих на это. Что же касается определения сущности объекта или явления, то здесь есть вероятность проникновения сомнений. Например, представим, что кто-то постучался в дверь вашего дома. На основании повторяющегося стука по двери вы можете с категоричной твёрдостью утверждать о наличии за дверью источника или причины этого звука, кем и является тот, кто стучит по вашей двери. Стало быть, вы категорично уверены в наличии фактора, вызывающего звук, т.е. того, кто (или что) стучит. При этом, естественно, вы не уверены в сущности того, кто стучит. Вдруг это ваш друг, почтальон, незнакомец или кто-нибудь другой? Данное примечание мы должны постоянно держать в памяти при исследовании любого явления. Таким образом, исследование может привести нас к категоричной уверенности относительно существования объекта или явления с одновременным наличием сомнения относительно сущности этого объекта или явления. Это не должно вызывать у нас обеспокоенности. С подобным состоянием мы сталкиваемся в самых обычных, обыденных положениях, как в нашем примере со стуком в дверь.

Материя и порядок

Теперь, после разъяснения некоторых мыслительных практических определителей и правил, сосредоточим весь наш мыслительный потенциал на поиске категоричного ответа на основные вопросы. Например, откуда мы появились?

Рассмотрим частный, весьма очевидный случай, а именно – факт того, что мы живём в упорядоченном мире. С самого появления на свет мы видим, как мир подчиняется огромному, а точнее – бесчисленному количеству законов природы. Мы подчиняемся многообразным ограничениям, которые вызывают в нас чувство слабости и несостоятельности. Этот порядок закрепляет за нами свойства слабого существа. И всё, что окружает нас, не выходит за рамки этой характерности. В материи, в том числе и в нас, такой порядок очевиден. Например, материя подчиняется закону притяжения. И мы видим, что одним из результатов этого закона является то, что люди, животные, вода и другие предметы притягиваются к земному шару. С другой стороны, этот закон вызывает притяжение между Землёй и Луной, благодаря чему появляются другие явления, такие как вращение Луны вокруг Земли, которая при этом вращается вокруг своей оси. Притяжение Луны по отношению к Земле регулирует приливы и отливы. Так же притяжение между Землёй и Солнцем заставляет Землю вращаться вокруг Солнца вместе со своим вращением вокруг себя, в результате чего существует смена ночи и дня. Этот механизм неизменно и точно работает с несравненной действенностью. Согласно точным данным, Земля совершает оборот вокруг своей оси за 23 часов 56 минут и 4 секунды (т.е. за сутки), а вокруг Солнца – за 365,2422 дня (т.е. за год). Астрономы единогласны в том, что любое отклонение от этих данных приведёт к целому ряду взаимодействий, которые изменят строение солнечной системы до такой степени, что на Земле невозможно станет жить.

Если мы посмотрим на любую вещь в этом мире или во вселенной, независимо от того, какой бы большой или маленькой она ни была, то заметим постоянное присутствие в ней законов, вложенных в неё, и полную гармонию этой вещи с ними. Живые организмы (растения, животные и человек) нуждаются в питании. Для этого работают звенья крупных и сложных механизмов, обеспечивающих продолжительность существования этих организмов посредством воды и земли. Вода сначала выпаривается и преобразовывается в облако, а затем распределяется по территории Земли в виде дождя или снега. Эта вода поставляет питательные элементы, необходимые для роста растений. Травоядные животные питаются растениями, но в то же время сами служат добычей для хищных животных, довершая тем самым пищевую цепь. Если мы посмотрим на себя, то увидим, что мы подчиняемся закону жизни и смерти. Никто из нас не появился на свет по своему выбору. Тем не менее, мы рождаемся, живём в этом бренном мире и привязываемся к этой жизни. С другой стороны, никто не может отвратить от себя неминуемый час смерти. Наше тело проходит период слабости в младенчестве, затем – период относительной силы в молодости и период немощности в старости. Причём всё это происходит вопреки нашей воле (желанию). Мы страдаем от сильной жары или холода. Нас постигают беспокойные болезни. Мы чувствуем усталость после большого объёма труда. Более того, эти законы представляют собой непреодолимые нами пределы и неотъемлемую зависимость между нами и окружающей средой, в которой мы живём. Все вышеприведённые (и другие) примеры свидетельствуют о том, что мы и окружающий нас мир подчиняемся порядку или механизму, состоящему из несметного количества законов.

Стоит отметить, что метод данного рассмотрения, в действительности, опирается на озаряющую мысль. Ведь наше мышление не ограничивается одной частью ощутимого мира, напротив, мы обращаем свой взгляд на ряд тем, которые проливают свет на понимание всего остального.

Здесь невольно напрашивается вопрос: кто является творцом этого восхитительного, гармоничного и сложнейшего порядка? Постараемся последовательно ответить на этот вопрос во время следующей встречи.

Главное меню