21
Чт, нояб

Рассуждение о вере: Мыслительный процесс 3 ч.

Мировоззрение
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Для того чтобы образовать ясное и точное понимание (понятие) мыслительного процесса, обратимся к реальному примеру из нашей повседневной жизни. Представь, что твой сын или младший брат разложил перед тобой цитрусовые плоды и спросил: «Могу ли я съесть их?». И ты ответил ему: «Это грейпфрут. Он хоть и похож на апельсин, но очень кислый по вкусу. Тебе он не понравится». Что происходило внутри тебя до того, как ты высказал свой ответ на заданный вопрос?

Прежде всего, был ребёнок, который задал вопрос, указывая на один из цитрусовых плодов, существующих в ощутимом мире. Стало быть, очевидная реальная действительность выступает начальной точкой любой мысли. Любая мысль опирается на реальную действительность в том смысле, что она является либо ощутимым объектом в материальном мире, либо неощутимым объектом, присутствие которого доказывается посредством его проявления в ощутимой реальности, и его называют фактом, основанном на реальности.

При отсутствии реальной действительности невозможно получить мысль, даже если мозг будет работать и создавать так называемые «воображения», «фантазии» и «догадки» – это будет невозможно по причине его оторванности от реальности. Какой вразумительный ответ ты дал бы этому ребёнку, если бы он не указал тебе на что-нибудь? И поэтому реальной действительностью в нашем примере является цитрусовый плод, имеющий определённый цвет, форму и вкус.

Дальше ты взглянешь на данный плод, потрогаешь его, а возможно – и понюхаешь. И тут придёт время второго элемента мышления – ощущения реальной действительности посредством пяти органов чувств. Если не будет ощущения, то не будет и мыслительного процесса. Ведь как ты узнаешь сорт плода, если он будет обвёрнут в разноцветный целлофан или твёрдую бумагу?

Затем ты вспоминаешь формы, цвета, запахи и ощущения, хранящиеся в памяти сознания об этом цитрусовом плоде, и связываешь это с ощущаемым объектом, ожидающим определения, и только потом выносишь решение, что этот плод, в действительности, является грейпфрутом. Таким образом, ощущение рассматриваемой действительности поступило в мозг, который автоматически связал его с предшествующей информацией об этой действительности. Для такого мыслительного процесса необходимо, чтобы мозг мог правильно соединять ощущение с хранящейся в памяти информацией, которую человек приобрёл прежде. В отличие от человеческого мозга мозг животного не может связывать всё это. Что касается того, что же направляет животное в его жизни, когда перед ним находится несколько вариантов, то это – инстинктивное ощущение, а отнюдь не разумный выбор, принятый после действительного мыслительного процесса, как это происходит у человека. Так же и неспособность мозга правильно анализировать у душевнобольного человека мешает ему вынести рациональное решение и не даёт ему возможности мыслить так, как это делает здоровый человек.

Здоровый разум может связывать ощутимую на настоящее время действительность с предшествующей информацией (приобретёнными прежде знаниями) в памяти. Данная предшествующая информация (приобретённые прежде знания) является четвёртым и последним составным элементом любого мыслительного процесса. Всё, чему мы научились ранее, считается опорой для понимания существующей реальности. В вышеприведённом примере знания о цитрусовых плодах позволили нам вынести правильное решение.

Говоря вкратце, любой мыслительный процесс, каким бы сложным или лёгким он ни был, состоит из четырёх частей:

1 – Реальная действительность.
2 – Ощущение органами чувств этой реальной действительности.
3 – Мозг, способный анализировать.
4 – Предшествующая информация (приобретённые прежде знания) касательно реальной действительности.

В случае отсутствия одного из этих составляющих будет невозможно получить мысль. Если мыслительный процесс привёл к неразумному или ошибочному выводу, то необходимо поискать дефект в одном или более элементах из числа вышеупомянутых четырёх. Таковым в реальности является детальное пояснение тому, что является мыслью или, другими словами, разумом. Знать данное определение очень важно для жизни. Благодаря ему мы смогли обрести глубокое понимание всех проблем, которые могут нарушить мыслительный процесс.

Множество людей имеют ошибочные или неразумные мысли либо из-за вынесения решения, исходящего из мыслительного процесса, опирающегося на несуществующие в реальности вещи, либо из-за недостаточности и нечёткости их ощущения реальности исследуемой темы, либо из-за нарушения процесса анализа по причине слабоумия или сумасшествия, либо из-за недостаточности предшествующей информации, связанной с исследуемой темой.

После обзора реальности и условий мышления можно перейти к обзору его уровней и степеней.
Поверхностная, глубокая и озаряющая мысли
Для того чтобы понять все уровни мышления и отличить их друг от друга, мы возьмём пример из реальной действительности и постараемся рассмотреть его со всех сторон. Давайте представим, что мы хотим купить стол. С каким мыслительным уровне мы подойдём к этой покупке?

Первый подход:

Мы отправимся в мебельный магазин или салон, просмотрим разные образцы столов и выберем один из них, который понравился нам по цвету, и сразу же принимаем решение покупать его. В этом случае мы подошли к вопросу на уровне поверхностной (простой) мысли. Поверхностная мысль – это взгляд на объект (вещь или явление) и немедленное вынесение решения о нём безо всякого глубокого понимания его. Самое слабое место данной мысли заключается в том, что решение выносится на основании внешнего проявления предмета. Зачастую это приводит к ошибочным решениям. Ведь за внешним проявлением – красивой окраской в нашем примере – может скрываться целый ряд дефектов.

Второй подход:

Для оптимальности выбора необходимо, прежде всего, задать себе вопросы: «Из какой древесины изготовлен этот стол? Насколько прочен этот стол? Как он реагирует на влажность? Есть ли у него на ножках колёсики? Раскладной ли он?» и т.п. Ответы на эти вопросы поведут нас к глубокому пониманию рассматриваемого нами вопроса, т.е. стола. Другими словами, из поверхностной мысли мы поднялись на уровень глубокой. Глубокая мысль – это углублённый взгляд на объект (вещь или явление) и последующее вынесение решения на него. Несмотря на то, что глубокая мысль стоит на более высоком уровне, чем поверхностная, тем не менее, она тоже может быть недостаточной время от времени.

Например, может случиться так, что человек изучил все технические характеристики стола и купил самый качественный стол. Однако когда он захотел поместить его в доме, то вдруг заметил, что не стоило совершать эту покупку. Либо стол оказался слишком большим и нет возможности поместить его туда, куда хочется, либо цвет или вид его не сочетается с остальной мебелью в доме. Также может случится, что человек жалеет о том, что выделил такую сумму на покупку стола, учитывая свои финансовые возможности. Лучше было бы потратить эту сумму на более важную и первостепенную вещь, чем стол. И так далее…

Третий подход:

Если бы наш выбор строился на ясном представлении способов использования стола, вдобавок к тщательному (глубокому) ознакомлению с его технической и другими характеристиками, тогда повысилось бы наше доверие к правильности принятого нами решения о его покупке. Данного представления можно достигнуть, ответив на следующие вопросы:

– Какую задачу будет выполнять эта часть мебели, т.е. этот стол – украшения или принятия пищи (т.е. обеденный стол)?
– Каковы его размеры и какова площадь комнаты, в которую он будет помещён?
– Полезнее будет, если он окажется раскладным, или нет?
– Какого цвета и какой формы должен быть стол, чтобы он сочетался с другими мебельными принадлежностями в комнате?

Такой всеобъемлющий и всесторонний подход к вопросу стола и всего, что его касается, улучшает наше понимание того, какой стол нам следует выбрать, и помогает нам сделать наиболее правильный выбор. Таким образом, из глубокого мышления мы поднялись на уровень озаряющей мысли. Озаряющая мысль – это углублённое рассмотрение объекта (вещи или явления) с учётом всех вещей, которые окружают его и имеют отношение к нему, а затем –вынесение решения на него. Другими словами, это исчерпывающий и всесторонний взгляд на рассматриваемую тему.

Вывод:

Любая мысль человека не выходит за рамки этих трёх уровней. Мысль бывает либо поверхностной (простой), либо глубокой, либо озаряющей.

Возможно, кто-то скажет, что озаряющая мысль, безусловно, лучше, чем глубокая мысль, которая, в свою очередь, лучше, чем поверхностная (простая) мысль. Однако озаряющая мысль требует умственных усилий намного больше, чем глубокая или поверхностная (простая) мысли. Разве стремление приблизиться как можно больше к истине не заслуживает таких больших умственных усилий? Что если найдутся тысячи оснований, заставившие меня ошибиться при покупке этого стола по причине того, что я ограничился поверхностной (простой) мыслью? Ну и что с того, ведь, в конечном счёте, последствия этой ошибки не так уж и катастрофичны?! Да, в случае с покупкой стола в этом нет ничего страшного, несмотря на то, что рекомендуется использовать наиболее эффективный способ мышления (т.е. воспользоваться озаряющей мыслью) во всех вопросах, дабы избежать поспешных и легкомысленных решений. Однако мы называем последствия ошибочного выбора, принятого исходя из поверхностной мысли, незначительными и нестрашными относительно нашего взгляда на жизнь в целом. В противоположность этому есть такие темы, которые требуют от нас использования озаряющей мысли. Ведь последствия некоторых идей и мыслей могут существенно сказаться на наших жизненных приоритетах и интересах, а также на ежедневном графике наших дел и планов.

Например, важными выборами в жизни выступают: выбор профессии или специальности, выбор супруга, который будет твоим спутником жизни, и так далее. Однако есть вопросы, имеющие важнейшее влияние на желаемое нами счастье. И если не решить их правильным и эффективным путём, мы будем испытывать недовольство и стеснённость внутри себя даже при упоминании их. Безусловно, это и есть основные вопросы, на ответах на которые строится весь наш жизненный путь. Как мы уже говорили ранее, эти вопросы можно вкратце сформулировать следующими простыми словами: «Откуда я пришёл? Зачем я здесь? Куда я иду?». Вне всякого сомнения, ответ на эти три вопроса с учётом всего бытия, а именно – человека, вселенной и жизни, должен быть представлен только на уровне озаряющей мысли.