19
Пт, апр

Рассуждение о вере: Существование Всевышнего Аллаха 5 ч.

Мировоззрение
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

На ум приходит закономерный вопрос относительно существующего вокруг нас порядка: является ли это следствием чьей-то воли или нет?

Этот вопрос ожидает конкретного ответа: да или нет. Причём эти два ответа невозможно совместить между собой. Один из них должен быть верным, а другой – ошибочным, и нет третьего варианта. А поэтому достаточно исследовать одну из двух гипотез, чтобы понять, какая из них правильная. И если мы решительно докажем, что первая гипотеза является правильной или ошибочной, то это будет означать, что мы привели доказательства относительно правильности или ошибочности и второй гипотезы.

Согласно одной гипотезе, известный нам порядок во вселенной не исходит от какой-то воли или желания. Он существует в таком определённом виде без всякого предшествующего выбора. Говоря простыми словами, этот мир является следствием случайности.

Другая гипотеза гласит, что если существует порядок, то значит, что существует воля, которая избрала для него бесконечные детали и сохраняет его форму, которую мы знаем.
Давайте рассмотрим первую гипотезу и сравним с реальной действительностью.

Как известно случайность – это явление, происходящее непредвиденно. Немало людей считают, что человек, вселенная и жизнь являются результатом непредвиденной эволюции. Свою идею они подтверждают через сосредоточение внимания вокруг явлений, которые невозможно предвидеть в рамках человеческой мысли. Как, например, число, которое выпадает при броске жребия (или игровых костей). Однако если немного вдуматься в это утверждение и обратить пристальное внимание на суть вопроса, то мы поймём, что данная гипотеза является глупой и смешной.

Даже если согласиться с тем, что некоторые явления невозможно предвидеть из-за ограниченности нашего знания как людей, то, тем не менее, это не находится в противоречии с тем, что многие другие явления можно предвидеть и ожидать. Ведь благодаря наличию бесчисленного количества предвиденных явлений появились все экспериментальные науки, такие как биология, химия, механика, оптика, термодинамика и т.д. Если выбросить из своей руки карандаш, то можно быть абсолютно уверенным, что он упадёт на землю в силу закона притяжения. Это предвидение того, что произойдёт, стало возможным благодаря существованию незыблемого порядка, который даёт знать о происшествии, которое случится. Следовательно, предвидение одного явления достаточно для опровержения наличия абсолютной случайности. Если бы случайность была абсолютной, то её воздействие прослеживалось бы во всех явлениях, которые нас окружают. Если бы случайность была абсолютной, то никакой порядок (система) не имел бы устойчивости и продолжительности. Мы бы видели в каждом следующем дне совершенно иной мир, непохожий на предшествующий. Это было бы абсолютным хаосом!

Исходя из того, что данный порядок имеет устойчивое присутствие во времени, выходит то, что случайность не может быть его источником. Таким образом, выявляется ошибочность первой гипотезы и подтверждается очевидная правильность второй гипотезы. Другими словами – вне всякого сомнения, случайности не бывает. Напротив, существует воля, которая сотворила и сохраняет не только этот порядок, но и объекты, которые подчиняются ему, а именно – человека, вселенную и жизнь.

После такого вывода на ум приходит следующий вопрос: «Откуда явилась эта упорядочивающая воля, являющаяся причиной существования человека, вселенной и жизни?».

Здесь так же следует все ответы на этот вопрос разделить на две противоположные гипотезы: 1) либо этот порядок является волей самого материального мира, т.е. каждого составляющего его элемента; 2) либо этот порядок исходит от воли, находящейся за пределом ощутимого мира. При этом только один из этих вариантов ответа является абсолютной истиной.

Давайте рассмотрим первую гипотезу в свете реальной действительности, в которой мы живём. Для начала опишем наш ощутимый мир в общих чертах под углом интересов человека.

В действительности, ощутимый мир в точности описывается следующим предложением: «Человек живёт во вселенной», – поскольку основными составляющими ощутимого мира являются человек, вселенная и жизнь. Под словом «жизнь» в данном случае подразумевается период существования отдельно взятого организма от момента его возникновения до его смерти. Вселенная же – это то, что охватывает все ощутимые создания, за исключением человека и жизни. Некоторые люди считают, что человек, вселенная и жизнь имеют способность создавать себя и обеспечивать свою продолжительность. Это является грубейшей ошибкой. Потому что такое утверждение находится в противоречии с природой этих составляющих элементов. Ведь человек, вселенная и жизнь являются зависимыми от неких внешних факторов объектами, и это – очевидно. Они зависимы из-за того, что являются ограниченными и нуждающимися в чём-то другом помимо себя. Так, человек ограничен во всём и не может быть независимым от своей окружающей среды. Человек ограничен в своём весе, в своей скорости во время бега, в своих умственных способностях и так далее. Он не может обойтись без питания для того, чтобы поддерживать продолжительность своей жизни. Он нуждается в кислороде, которым он дышит. Эти и другие аналогичные им примеры свидетельствуют о том, что человек нуждается в своей окружающей среде и не может обойтись без неё. Жизнь также является зависимой из-за своей ограниченности в своей материи и из-за потребности в органической материи, которая обеспечивает её необходимыми причинами её существования. Что же касается вселенной, то она состоит из множества ограниченных небесных тел, а значит – так же является зависимым. При изучении любого небесного тела можно заметить, что каждое из них является зависимым.

Например, Солнце является зависимым из-за того, что его размеры, несмотря на их величину, являются ограниченными. Оно исполняет определённую функцию и не может переступить эту свою определённую значимость. Законы, которые действуют в нём, не позволяют ему быть независимым от других звёзд, которые его окружают. Другим проявлением его слабой и зависимой природы является его движение, которое тесно связано с планетами и другими звёздами. Стало быть, каждая звезда ограничена в своих размерах и объёме. Если представить, что существует ограниченная звезда (или какая-нибудь материя), которая не имеет пределов своим размерам, то она должна была объять все просторы космоса и окружающего нас мира. Вне всякого сомнения, такого не существует в реальности (и не может существовать). Каждая материя, которая окружает нас, как и мы сами, отличается от другой материи по своей сущности и природе. Вселенная состоит из множества небесных тел, каждое из которых является ограниченным и зависимым. И сколько бы много их ни было, они непременно являются ограниченными и зависимыми в своей совокупности.

Таким образом, обращая внимания на всё, что окружает нас, а также на самих себя, мы доказали то, что человек, вселенная и жизнь являются ограниченными и неспособными к самостоятельной организации своего существования созданиями. Другими словами, всё, что подпадает под определение «известный нам ощутимый мир», является зависимым и слабым. Под зависимостью подразумевается факт того, что мы подчиняемся внешним положениям и действиям, что мы – не самодостаточны и нуждаемся во внешней для нас силе, воле которой мы подчиняемся. И поэтому зависимые создания не могут быть источником существования человека, вселенной и жизни, как и не могут обеспечить своей продолжительности и неизменности. Если бы положение обстояло иначе, и зависимая вещь имела бы господство над источником своей ограниченности и зависимости, то почему тогда она не может переступить и изменить наложенные на неё ограничения?

Следовательно, наивысшая воля является единственной причиной ограниченности и зависимости всех ощутимых созданий. И эта воля находится вне ощутимого нами мира.

Подытоживая это рассмотрение, мы с уверенностью заявляем, что человек, вселенная и жизнь – это зависимые создания, которые в своём существовании основываются на наивысшей, находящейся за их пределами воле, которая сотворила их из ничего. Другими словами, эта воля сотворила их и обеспечивает их продолжительность и постоянство.

Эту наивысшую волю называют различными наименованиями в зависимости от языка общения: АЛЛАХ, БОГ, GOD, YAHVEH, DIEUX и так далее.

Все эти различные имена обозначают одну истину, а именно – что вечно существующим самим по себе Создателем является Всевышний Аллах.

Возможно, кто-то задаст вопрос: а почему Создатель один, а не более? Каждый создатель мог бы заниматься какой-то частью созданий. Например, один создаёт ветер, другой – воду, третий – огонь и так далее. Ответ на этот вопрос так же можно встретить в самом ощущаемом мире.

Материальные объекты, окружающие нас, подчиняются системе законов, которые очень слаженно и гармонично взаимосвязаны и дополняют друг друга. Человек полностью нуждается в кислороде, подобно тому, как растения не могут жить без углекислого газа. И мы видим закономерность в том, что человек и животное могут производить углекислый газ, необходимый для растений, и между тем, параллельно с этим, мы замечаем иную закономерность в том, что растения, в свою очередь, производят кислород, который потребляют человек и животное. Если бы за этим бытием и его неизменностью существовало многочисленное количество источников воли, то мы непременно заметили бы противоречия и разногласия в созданиях. Один бог желает людей, другой – нет. Один бог желает человека с двумя головами и несколькими руками, а другой – вообще без рук и так далее. В таком мире невозможно было бы жить. Вот поэтому обладатель воли и желания должен быть один.

Также возможно кто-то задаст такой вопрос: а кто создал Создателя этого мира? Однако достаточно вдуматься в суть Создателя, чтобы прийти к однозначному выводу, что данный вопрос противоречит здравому смыслу. Ведь по определению Создатель является Всемогущим (в противоположность беспомощному и зависимому созданию), в котором нуждаются все создания, а Он не нуждается ни в ком. Если предположить, что Всемогущий является созданным, то это означает, что он нуждается в других, а это – нелепо, неправильно и неразумно. Вытекающие от этого предположения заключения лишь подтверждают его ошибочность. Ведь если представить, что Создатель – созданный, то он уже не может быть Создателем по той причине, что сам является созданным, т.е. творением. Напротив, истинным Создателем будет считаться тот, кто сотворил его. И поскольку абсурдно полагать и невозможно представить, чтобы Создатель сотворил сам себя, ибо для создания самого себя он должен быть изначально прежде создания самого себя. Т.е. получается так, что он есть и не есть одновременно, а это невозможно. Стало быть, только одно мнение является правильным и соответствующим связи Создателя со временем, а именно – то, что Создатель является вечным, без начала и конца. Он был до появления этого бренного мира, и будет после его исчезновения.

Стоит отметить, что на основании ощутимого мира можно прийти к заключению о том, что основным атрибутом Всевышнего Создателя является абсолютное знание. Всевышний Аллах знает обо всём, ничто не может происходить без Его ведома. Абсолютная точность, прослеживаемая во всех частях этой просторной вселенной, вызывает в наших сердцах чувство величия и славы по отношению к этому Великому и Всезнающему Создателю. Знание Того, Кто сотворил сложнейшие создания, которые вбирают в себя эффективность и красоту, абсолютно невозможно сравнить со знанием ограниченного человека.

 

Оригинал на арабском по ссылке

Главное меню