Положение Исламской Уммы, борющейся за выживание в условиях капитализма и выдуманных систем, не нуждается в объяснении. Куда бы мы ни взглянули, всюду наблюдаем картину, явно отражающую плачевное положение, в котором пребывают мусульмане.
Случаи воровства, незаконные половые отношения, жестокое обращение с детьми, наркомания и алкоголизм, — вот лишь некоторое из того. Те, кого не устраивает подобный ход событий, размышляют и обсуждают, как изменить эту ситуацию, и как исправить существующее положение. Хоть мы и говорим о наличии тех, кто остро ощущает необходимость перемен и предпринимает действия для их осуществления, на наших землях значительно преобладает число тех, кто не обеспокоен плачевным ходом событий или, в лучшем случае, не реагирует на них, даже при том, что это может его беспокоить. Существует истина, что жизнь в атмосфере, которой недоволен Аллах, толкает мусульманина меняться и вести деятельность, направленную на перемены. Поэтому, первым шагом к прекращению данного беспорядка и атмосферы угнетения, вызванной системами куфра, является стремление к переменам. Говоря о «переменах», мы имеем в виду не обычные или любые перемены, а общественные перемены. Под общественными изменениями мы подразумеваем возрождение общества, которое развивалось бы благодаря исламскому образу жизни.
Разве общество, которое мы хотим изменить, состоит только из отдельных индивидов?
К сожалению, надо признать, сегодня у нас нет государства, которое можно было бы назвать «Исламским государством», воплощающим в себе все условия Шариата. По причине этой горькой реальности, у нас нет и исламского общества. В результате того что положения Ислама не претворяются в полной мере, мы можем говорить лишь о сообществе мусульман, но никак не об исламском обществе.
Потому что, когда анализируется структура общества, легко заметить, что феномен, называемый «обществом», состоит не только из отдельных индивидов. Ведь между индивидами, составляющими общество, существуют постоянные, а не временные отношения. По этой причине, общество следует рассматривать иначе, чем группу людей, собравшихся вместе только для определённой, временной цели. При близком рассмотрении общество предстаёт перед нами как единое целое, состоящее из отдельных индивидов (личностей), объединенных общими мыслями (идеи, взгляды), чувствами (эмоции), а также установленным в обществе порядком (системы законов). Поэтому, рассмотрение общества как совокупности индивидов, не имеющих постоянных отношений и просто собравшихся вместе, означает – с самого начала встать не на тот путь, в вопросе изменения общества. Опять же, общество — это группа людей, между которыми существуют постоянные отношения. Если между людьми существует такая форма отношений, которая не является постоянной, например, как между теми, кто путешествует на лайнере, самолёте или автобусе, то считается, что эти собрания индивидов представляют собой не общество, а некую группу, толпу людей.
То, что делает отношения между людьми постоянными – это единство идей, чувств и система законов, установленная среди них. Объединения, консорциумы, лишённые этих трёх элементов, не считаются обществом, и не могут быть определены в качестве общества.
Исходя из этого, мы можем сказать, что общества меняются с изменением идей, чувств и системы законов.
Несмотря на то, что большинство индивидуумов во всех мусульманских странах — мусульмане, сегодня внутри их общества доминируют различные идеи, чувства и системы. Например, в судебной системе, образовании, экономике, внешней политике и гражданско-правовой практике мусульманских стран доминируют неисламские законы и правила. Поэтому, при оценках общества и общественных изменениях, необходимо учитывать факторы (идеи, чувства и законы), составляющие общество.
Если мы попытаемся понять природу общественных изменений через определение общества данное капитализмом, то, конечно же, результат будет таким, какой желает капитализм, а, точнее – не таким, как того желает Ислам. Аргумент о том, что «общество будет меняться с изменением индивидов», является аргументом капитализма, а не Ислама. Как известно, капитализм считает, что общество состоит только из индивидов, и на этом основании формирует всю свою теорию. Если взять это определение за основу, то для изменения общества будет достаточно изменения индивидов. Однако общество формируется не только лишь индивидами, но и дополняется другими факторами, о которых говорилось выше. Действительно, неоспоримым фактом, подтверждаемым реальностью, является то, что общественные изменения не ограничиваются изменением отдельных индивидуумов.
Когда Посланнику Аллаха ﷺ было доверено пророчество, он передавал людям Послание, полученное им от Аллаха, и пытался обратить в Ислам тех членов (индивидуумов) общества, которые не верили в Аллаха. На самом деле, он ﷺ менял идеи и чувства людей, с которыми вступал в контакт, и которые соглашались войти в Ислам. Как известно, идея хоронить девочек, по достижении ими определённого возраста, из-за бедности, была одной из идей джахилии. Ислам выступил против этой неправильной идеи, провозгласив правильную, и очистил обладателей этой неправильной идеи от неё. Наш Господь сказал следующее:
وَلَا تَقۡتُلُوٓاْ أَوۡلَٰدَكُمۡ خَشۡيَةَ إِمۡلَٰقٖۖ نَّحۡنُ نَرۡزُقُهُمۡ وَإِيَّاكُمۡۚ إِنَّ قَتۡلَهُمۡ كَانَ خِطۡٔٗا كَبِيرٗا
«Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей — тяжкий грех» (17:31).
Таким образом, Ислам, гармонирующий с природой человека, изменял порочные представления, существовавшие внутри отдельных личностей и индивидов. Он менял их доисламский менталитет, считавший, что детей нужно закапывать живьём, на менталитет, обладающий высочайшим уровнем сострадания к детям, в свете Откровения Аллаха. Другими словами, Ислам изменил идеи, которые существовали среди людей. Точно так же Ислам изменял и исламизировал чувства тех, кто предался ему, по мере того, как он изменял их идеи. После того как они стали мусульманами, их чувства также были исламизированы. Они испытывали любовь к тому, что любил Ислам, презирали то, что презирал Ислам, и сердились на то, на что сердился Ислам. Одним словом, теперь их эмоции определялись Исламом. Посланник Аллаха ﷺ осуществлял это изменение в индивидах с помощью призыва к Исламу. В качестве примера, уместно рассказать об изменениях, произошедших с Сумамой ибн Усалом (р.а.).
Сумама ибн Усал, вождь племени Бану Ханифа в Йемене, до того, как стать мусульманином, был ярым врагом Пророка ﷺ и его сподвижников. Он даже пытался убить Пророка ﷺ. Он был очень зол на Ислам и мусульман.
Однажды, став мусульманином, он пришёл к Пророку ﷺ в слезах и сказал следующее:
يا مُحَمَّدُ، واللَّهِ ما كانَ علَى الأرْضِ وجْهٌ أبْغَضَ إلَيَّ مِن وجْهِكَ، فقَدْ أصْبَحَ وجْهُكَ أحَبَّ الوُجُوهِ إلَيَّ، واللَّهِ ما كانَ مِن دِينٍ أبْغَضَ إلَيَّ مِن دِينِكَ، فأصْبَحَ دِينُكَ أحَبَّ الدِّينِ إلَيَّ، واللَّهِ ما كانَ مِن بَلَدٍ أبْغَضُ إلَيَّ مِن بَلَدِكَ، فأصْبَحَ بَلَدُكَ أحَبَّ البِلَادِ إلَيَّ
«О Мухаммад! Клянусь Аллахом, не было на земле лица, более ненавистного для меня, чем твоё лицо, но теперь оно стало для меня самым любимым из всех лиц! Клянусь Аллахом, не было религии, более ненавистной для меня, чем твоя религия, а теперь твоя религия стала для меня самой любимой! Клянусь Аллахом, не было города, более ненавистного для меня, чем твой город, а теперь этот город стал для меня самым любимым!» (Бухари, Ан-Насаи).
Тот, кто проанализирует весь процесс деятельности Посланника Аллаха ﷺ в деле призыва от Мекки до Медины, увидит, что он не только пытался изменить идеи и чувства, но и прилагал отдельные усилия для изменения системы. В частности, при изучении соответствующих шариатских текстов видно, что Посланник Аллаха ﷺ, представляя Ислам своим собеседникам, наряду с принятием Ислама требовал от них и другого. Иными словами, он ﷺ не довольствовался лишь тем, что его собеседники принимали Ислам, то есть спасали лишь свои души, но и выдвигал дополнительное требование, которое обеспечило бы изменение системы и существовавшего порядка. Это, несомненно, является величайшим доказательством того, что изменение заключается не только в изменении душ индивидов, но что существует и другой метод изменения. В качестве примера этого подойдёт следующий риваят:
«Посланник Аллаха ﷺ пришёл к племени Амир ибн Саса, призвал их к Аллаху Всемогущему и представил себя (своё дело) перед племенем (в качестве пророка и правителя), после чего мужчина из их числа, которого звали Бейхара ибн Фаррас, сказал: «Клянусь Аллахом, если я приму этого юношу из числа курайшитов, то с его потенциалом мы одолеем всех арабов». После чего он сказал Пророку ﷺ: «Если мы присягнём тебе на твоём деле, после чего Аллах даст тебе победу над теми, кто тебе перечил, перейдёт ли это дело к нам после тебя?». На что Пророк ﷺ ответил:
الأمْرُ إلَى اللَّهِ يَضَعُهُ حَيْثُ يَشَاءُ
«Это дело принадлежит Аллаху, Он отдаёт его тому, кому пожелает». Тогда Бейхара сказал: «Мы будем подставлять арабам свои шеи ради тебя, а после того, как Аллах даст тебе победу, это дело будет принадлежать другим помимо нас? Мы не нуждаемся в твоём деле!».
Как явствует из шариатских текстов, Посланник Аллаха ﷺ требовал от держателей власти, помимо Ислама, нусры (помощи) для установления исламской власти (государства). Это же – совершенно иное и независимое начинание, нежели изменение только отдельных индивидов.
Поскольку отдельные индивидуумы не являются независимыми от системы, вопрос изменения связан не только с индивидуумами.
«Общество состоит из определённого количества людей. Если люди портятся (деградируют), то портится (деградирует) и общество. Если люди улучшаются, то и общество улучшается. Поскольку общество основано на индивидуумах, то если в обществе присутствуют праведные и благочестивые люди, то в обществе появляется жизненная сила и начинается улучшение. Таким образом, неизбежно придавать значение отдельным индивидам, исправлять их и тем самым способствовать исправлению других. Эта работа по исправлению должна продолжаться до тех пор, пока все люди (отдельные индивидуумы) в обществе не будут исправлены, чтобы могло быть исправлено общество в целом. Если мыслить более широко, то исправление человека приведёт к исправлению его семьи, жены, детей, родственников и друзей. Когда общество наполнится такими исправленными людьми и семьями, общество также будет исправлено». Возможно, эти и им подобные предложения мы чаще всего слышим на собраниях, где ведутся дискуссии об изменениях. На самом деле, резюме приведённых выше аргументов звучит примерно следующим образом: «Если изменятся отдельные люди (индивидуумы), изменится и общество».
Действительно ли всё так, как утверждается? Изменится ли общество вместе с изменением индивидов? В предыдущем разделе мы объяснили, что общество состоит не только из индивидов. Если система не меняется, а меняются только отдельные личности, это никогда не приведёт к желаемым изменениям. Мы хотели бы привести несколько примеров, для более ясной картины и чтобы показать, что у сказанного нами есть основания.
Представим себе молодого юношу и девушку. Когда кто-то напоминает им о нормах Ислама, видя в их отношениях флирт, то они осознают большие перемены внутри себя и немедленно отказываются от этого харама. Мысль о том, что всё должно происходить в рамках исламских канонов, приводит этих двух молодых людей к браку, который является путём законного по Шариату союза. В итоге, эти двое молодых людей, которым ещё не исполнилось 18 лет, поженились «по велению Аллаха и преданию Пророка», то есть так, как предписывает Шариат. Несмотря на то, что эти два молодых человека изменились на индивидуальном уровне и стараются жить согласно нормам Ислама, насколько это возможно, такой общественный фактор как «система», которая над ними претворяется, не позволяет заключить им этот брак и более того, приговаривает этого молодого человека к тюремному заключению. Этот реальный пример наглядно демонстрирует, что общество состоит не только из отдельных индивидов, и что одного индивидуального изменения недостаточно для общественных перемен.
Однако, в настоящее время «мужей» заточают в тюрьмы из-за закона о ранних браках. Если отношения индивидов не зависят от системы, а они таковыми не являются, то изменение общества не может ограничиваться изменением индивидов.
Без изменения порядка (системы), которая регулирует отношения индивидов, изменение индивидов будет ограниченным, а не коренным и основательным. Либо же желаемых изменений вовсе не произойдёт.
Это относится ко всем сферам — экономической, юридической, социальной, и так далее. Например, вы можете измениться как часть общественного фактора. Но, если вам не удастся изменить вместе с собой такие факторы общества как идеи, чувства и законы, вы никогда не добьётесь успеха в общественных изменениях.
В рамках своей семьи, возможно, вы проживаете атмосферу времён сподвижников, но стоит вам выйти на улицу, вы не в силах защититься от современной джахилии. Вы изменились, и, возможно, миллионы изменились вместе с вами, но законы, которые претворяются над вами, — это современная джахилия. Понимание перемен, при котором исламский образ жизни претворяется внутри дома, а на улице — неисламский, далеко от желаемого понимания общественного изменения.
Аят о переменах и концепция «анфус»
Доказательством в полемике об изменениях служит 11-й аят суры «Ар-Рад». Всевышний Аллах говорит:
إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوۡمٍ حَتَّىٰ يُغَيِّرُواْ مَا بِأَنفُسِهِمۡۗ
«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят то, что в них самих» (13:11).
Аль-Куртуби истолковал этот аят следующим образом: «Всевышний Аллах сообщает нам в этом аяте, что Он не изменит положения общества, пока оно — либо само, либо те, кто должен следить за ним, либо те, кто надзирает за ним, либо тот, кто по какой-то причине считается одним из них, — не изменит то, что есть в нём самом».
Из того, что было написано до сих пор, следует, что общество находится в центре перемен. В аяте упоминается «анфус» [اَنْفُس] общества. То есть то, что существует внутри общества. Соответствующим действительности толкованием является понимание «анфуса», как «то, что существует в обществе в виде факторов, составляющих общество», а не как «души».
Чтобы придать соответствующий смысл выражению «то, что существует внутри (в структуре общества)» в этом аяте, необходимо не игнорировать факторы общества. Разве общество строится лишь на индивидуумах? Является ли общество толпой из индивидов, которые собрались вместе по какому-либо поводу, и не имеют ничего общего друг с другом? Ответы на эти вопросы мы дали выше.
Если выражение [مَا بِقَوْمٍ], взятое за основу толкования аята, означает – «существующее в обществе понимание», а [مَا بِاَاَنْفُسِهِمْ] означает – «факторы, составляющие общество», то здравый смысл, подразумеваемый аятом, который приводится в качестве доказательства изменения, следующий: «Понимание, существующее в обществе, может измениться только с изменением факторов, составляющих общество».
Другими словами, этот аят можно интерпретировать так: «Аллах не изменит положение общества, если оно не изменит свои идеи, мысли, убеждения и чувства».
Кроме того, если бы под выражением «анфус (души)» в аяте подразумевалось лишь самоисправление на уровне отдельных индивидов в процессе перемен, то общественные изменения в Мекке должны были бы происходить параллельно с изменениями, происходящими внутри сподвижников.
Давайте зададим вопрос в контексте сказанного. Что ещё должны были изменить сподвижники Посланника Аллаха ﷺ в своих душах в Мекканский период, чтобы Аллах даровал им общественные изменения в Мекке? Или, спросим по-другому. Что такого сподвижники из Мекки, подвергавшиеся пыткам, пропаганде и различным лишениям, и которые уверовали в Посланника Аллаха ﷺ с первого дня, могли упустить в своих душах в вопросе усовершенствования; либо – что осталось неполноценным в их такве, чтобы общественные изменения могли быть осуществлены лишь мусульманами Медины, которые имели годичную историю веры, а также не прошли никакого испытания веры, как это пришлось сделать сподвижникам из Мекки?
Также мы хотели бы спросить. Кто из нас вправе обсуждать изменения внутри Абу Бакра, который был избит за дело Аллаха?
Кто из нас вправе обсуждать изменения в душе Мусаба, который отказался от всего ради религии Аллаха и таквы, которой он достиг?
Разве изменения, которые Умар, Усман, Саъд, Зубайр, Тальха, Абдуррахман и другие (ридвануллахи алейхим аджмаин) реализовали в своих душах, не являются тем, чего мы все хотим достичь сегодня? Но посмотрите, изменений в сердцах сподвижников в Мекке, которым в их земной жизни был уготован Рай, или, скажем по-другому, отдельных индивидуумов, оказалось недостаточно для осуществления общественных перемен. Но эти перемены были дарованы Медине, которая имела годичную историю веры.
Кроме того, следует отметить, что, согласно Мухаммаду Хамидуллаху, когда Посланник Аллаха ﷺ внедрил исламскую систему через Исламское государство, число верующих в Медине соответствовало лишь 10% населения Медины. Отсюда, общественные изменения возможны только через изменение отдельных индивидов, чувств и системы, как это произошло в Медине.
Именно здесь приходит понимание того, что вопрос изменения не связан только с изменением отдельных людей, или не ограничивается лишь ими. Общественные изменения в Медине были достигнуты благодаря внедрению исламской системы Исламским государством.
Любой, кто проанализирует общественные изменения в Медине, поймёт, что эти изменения не были вызваны обращением в Ислам каждого отдельного индивидуума. Это само по себе опровергает утверждение, что «изменение отдельных индивидуумов приведёт к созданию исламского государства, то есть исламского общества». Метод исламизации куфрского общества, любой территории, связан не только с увеличением количества и личностным изменением отдельных индивидуумов.
Невозможно исламизировать существующие территории дар уль-куфра лишь путём создания государств внутри сердец. Желаемое исламское государство не будет создано и в спортивных залах. Потому что есть метод, предложенный Посланником Аллаха ﷺ, который является лучшим примером для своей Уммы в каждом вопросе о том, как установить то, что мы хотим реализовать. Те, кто хочет установить это государство, должны следовать пророческому методу, и установить его так, как установил его Посланник Аллаха ﷺ. Те, кто искренне желает установить обещанный в благой вести Праведный Халифат, должны вести деятельность так, как её вёл Посланник Аллаха ﷺ, и следовать пути, которому следовал он ﷺ.
Если читать жизнеописание (сиру) Пророка ﷺ объективно, то станет ясно, что общественные изменения в Медине были осуществлены благодаря претворению исламской системы в мединском обществе. Конечно, эти желаемые общественные перемены будут осуществлены искренними людьми дела, которые сначала осознали необходимость перемен в самих себе, которые верят, что перемены должны быть, и которые объединились вокруг движения (сплочения) с этой целью. Если говорить о сути метода перемен, то главной целью тех, кто хочет осуществить перемены, должно быть изменение не только отдельных индивидуумов, но и идей, чувств и системы, составляющих факторы общества.
لِمِثۡلِ هَٰذَا فَلۡيَعۡمَلِ ٱلۡعَٰمِلُونَ
«Ради такого пусть трудятся труженики!» (37:61).
Абдуллах Имамоглу
Köklü Değişim Dergisi