03
Пт, мая

Худайбийский договор — компромисс или победа?

Разное
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Система Ислама, которая предлагает коренные и всеобъемлющие решения для всех проблем, с которыми сталкивались или будут сталкиваться люди и джинны, должна быть нашим единственным мерилом во всех жизненных делах.

Ведь только так все люди могут обрести счастье, покой и умиротворение. В противном случае умиротворение и счастье невозможны. Поэтому для мусульман жизненно важно претворять ниспосланную Аллахом исламскую систему во всех сферах жизни и работать над её претворением. С этой целью мусульмане в течение 100 лет, принимая участие в разных движениях, приложили серьёзные усилия, чтобы обрести довольство Аллаха и привести Ислам к господству. Однако деятельность большинства из групп в деле призыва, к сожалению, не увенчалась успехом, поскольку не проводилась в рамках определённого исламского метода. Одни из этих движений пошли на уступки в своих идеях, другие — в методах, у некоторых из них были проблемы с руководством, а у некоторых — непосредственно со сплочением!

В данной статье мы рассмотрим «Худайбийское соглашение», которое приводится в качестве доказательства на уступки, на которые идут некоторые исламские движения. Мы постараемся разъяснить важные вопросы, например, «может ли это соглашение быть доказательством на совершаемые уступки в угоду Западу?», «как следует правильным образом понимать это событие?» и «какие важные результаты возникли впоследствии?».

Худайбийское соглашение

Однажды Посланник Аллаха ﷺ увидел сон, где он ﷺ вошёл в Мекку со своими сподвижниками и совершил умру. Пророк ﷺ рассказал об этом сне своим сподвижникам. В месяц Зуль-када, один из запретных месяцев 6-го года хиджры, мусульмане берут жертвенных верблюдов и отправляются в Мекку для совершения умры, вооружившись лёгким видом оружия. Эта ситуация вселяет беспокойство в мекканских многобожников. Усман (р.а.) был отправлен в Мекку в качестве посла, но через некоторое время до мусульман доходит известие о мученической смерти Усмана (р.а.). После этого Посланник Аллаха принимает клятву о верности от своих 1400 сподвижников под деревом Самура о том, что они будут сражаться изо всех сил до последнего. Эта клятва войдёт в историю как «Байа Ридван». После того, как стало известно, что Усман (р.а.) не был убит, было принято решение отказаться от сражения, однако знатные люди Мекки не одобрили идею совершения мусульманами умры. По этой причине мекканцы послали Сухайля ибн Амра заключить соглашение с Посланником Аллаха ﷺ. Знаменитое соглашение, известное как «Худайбийский договор» или «Худайбийское соглашение», было заключено между Сухайлем и Посланником Аллаха ﷺ в местечке под названием Худайбия близ Мекки. Некоторые пункты соглашения:

1. Срок действия договора — десять лет.

2. Мусульмане не смогут посетить Каабу в этом году, они смогут посетить её в следующем. В следующем году мусульмане останутся в Мекке на три дня, и на этот период времени многобожники покинут город.

3. Если кто-то из курайшитов, пусть даже будучи мусульманином, попытается укрыться в Медине, его вернут в Мекку, но те мединцы, которые будут укрываться в Мекке, не будут возвращены в Медину.

4. Остальные арабские племена смогут присоединиться по своему усмотрению как к мусульманам, так и к курайшитам.

Это соглашение, наряду с Мединской конституцией, историей Юсуфа (а.с.) и некоторыми вопросами, связанными с негусом, пытаются вырвать из своего подлинного контекста и представить их в качестве шариатского доказательства ошибочных интерпретаций и неисламских дискурсов и методов. Так в некоторых исламских движениях существует тенденция склоняться к неисламским идеям и методам в виде вступления в демократическую парламентскую систему, проведения деятельности в рамках демократических методов, допущения компромиссов и уступок с тагутскими режимами, отказа от совершения того, что полагается сделать, или согласия с совершением того, чего они не должны делать, находясь у власти… и всё это — основываясь на неправильной интерпретации Худайбийского соглашения. И, конечно же, при всём этом, куфр и грехи, явно противоречащие ясным текстам Корана и Сунны, не замечаются, а уступки, к сожалению, становятся обычным и привычным делом! Однако Худайбийское мирное соглашение вовсе не было соглашением об уступках, и тем более оно не несёт в себе никаких ноток доказательства в отношении неисламских позиций, выражаемых сегодняшними партиями в демократических парламентах или системах тагута! В действительности заставляет задуматься и вселяет печаль тот факт, что некоторые мелкие нюансы данного Соглашения постоянно выдвигаются в виде уступок со стороны мусульман, а также то, что многие не замечают тех мудростей и результатов Худайбийского договора!

В Худайбийском соглашении не было места каким-либо компромиссам

Когда мы изучим несколько вопросов, которые рассматриваются некоторыми в качестве уступок в этом соглашении, становится ясно, что это вовсе не уступки:

1. То, что Сухайль ибн Амр в тексте соглашения вместо «Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим» написал «Бисмике Аллахумме», а вместо «Расулюллах»«Мухаммад, сын Абдуллаха», не являлось уступкой. Ведь Всевышний Аллах не ниспосылал такого веления, как писать в соглашениях или других официальных бумагах только слова «Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим» или «Расулюллах», а также нет какого-либо запрета на слова «Бисмике Аллахумме» или «Мухаммад, сын Абдуллаха». Другими словами, не было такого божественного веления, как написание слов «Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим» и «Расулюллах». Если бы наш Господь велел Посланнику Аллаха ﷺ сделать такое, а Пророк ﷺ ослушался бы приказа Всевышнего Аллаха, чего не может быть в случае с Посланником Аллаха ﷺ, то можно было бы говорить ещё о каких-то уступках. Следовательно, этот аспект не может приводиться в качестве доказательства о допустимости куфра или харама, рассуждений и действий, противоречащих текстам Корана и Сунны!

2. Из-за того, что мусульманам не удастся посетить Каабу и совершить таваф, как во сне Посланника Аллаха ﷺ, многие сподвижники, особенно Умар (р.анхум), выразили возражение и затруднялись понять происходящее. После соглашения сподвижникам было сказано заколоть своих жертвенных животных, но они сделали это лишь после Посланника Аллаха ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ сообщил сподвижникам, что умра, увиденная им во сне, не была умрой этого года, тем самым дав понять, что тут не было уступок.

На вопрос Умара (р.а.): «Разве ты не обещал, что Аллах окажет нам помощь и что мы пойдём и вместе обойдём Каабу (совершим таваф)?», — Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Да, я обещал. Однако разве я упоминал, что мы пойдём и совершим таваф в этом году?», — на что Умар (р.а.) сказал: «Нет!». Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В таком случае я повторяю: ты обязательно отправишься в Мекку и совершишь таваф вокруг Каабы».

3. Ещё одним вопросом, который рассматривался в качестве уступки, было условие в Худайбийском соглашении о возвращении новых мусульман, ищущих приюта в Медине, обратно в Мекку. Данный пункт Соглашения так же приводится некоторыми в качестве шариатского доказательства на дозволенность поступков, предпринятых против интересов мусульман под предлогом маслаха. Абу Джандаль, бежавший от многобожников до подписания договора, был возвращён многобожникам в Мекку, несмотря на настояние Посланника Аллаха ﷺ. Однако Откровения по этому вопросу не было, и, хотя этот пункт Соглашения казался направленным против мусульман, Посланник Аллаха ﷺ сказал, что Аллах даст выход в этом вопросе, и так оно и случилось. Многие мусульмане, бежавшие от власти многобожников, под командованием Абу Джандаля создавали препятствия мекканцам в их торговле в Дамаске. В результате многобожники сами направили послов в Медину и заявили, что бежавшим от них мусульманам больше нет нужды возвращаться в Мекку и что они отказались от этого пункта Худайбийского соглашения. Таким образом, стало очевидным, что это условие, которое изначально казалось против мусульман, на самом деле было против многобожников.

Сравнение Худайбиского договора с демократическими выборами

Посредством заключения Худайбийского договора Посланник Аллаха ﷺ вовсе не шёл на компромисс в отношении веры, шариатских хукмов и своего призыва, напротив, он ﷺ сделал политический и стратегический шаг на благо Ислама. Если бы Посланник Аллаха ﷺ собирался идти на уступки, то он пошёл бы на это в первые годы своей пророческой миссии, когда имели место пытки, бойкот и эмбарго, а он был очень слаб с точки зрения численности и силы. Другими словами, он ﷺ попытался бы пойти на компромисс и принял бы предложения в свою выгоду в мекканский период, а не в мединский, когда Ислам обрёл силу и мощь. Посланник Аллаха ﷺ не принимал сделанных ему предложений даже в самые трудные времена — в Мекке — и никогда не делал никаких уступок в отношении хукмов Аллаха. Хотя сподвижники подвергались различным преследованиям за дело Посланника Аллаха ﷺ, они не отказались от своего дела вопреки тому, что переживали очень трудные времена.

Какими были отношения с неверными до Худайбийского договора, такими же они остались и после. После данного Соглашения как не было ни смягчения, ни умеренности по отношению к неверным, так и не было ни лести по отношению к ним, ни проявления согласия по отношению к их куфру, ни слов: «Давайте перестанем враждовать и будем жить в братстве», — и продолжалась вестись борьба во имя наставления мекканских мушриков и остальных неверных на путь Ислама и господства Ислама. По этим причинам было заключено мирное соглашение с мекканскими многобожниками в качестве стратегического шага, и были созданы благоприятные условия для расширения господства Ислама. Если мы посмотрим на последствия Соглашения, то увидим, что Худайбийское соглашение подготовило широкие возможности для мусульман и сыграло важную роль в распространении Ислама и укреплении Исламского Государства.

Взгляд на Худайбийское соглашение, находившееся от начала и до конца под контролем Откровения, как на уступку со стороны исламской позиции и видеть в нём доказательство допустимости практики демократической политики является величайшей клеветой на Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников, которые предпочли величие выше своей жизни. Ведь нет ничего общего между Худайбийским соглашением и сегодняшней демократической политикой. При Худайбийском договоре Посланник Аллаха ﷺ в качестве главы Исламского Государства, установленного в Медине, подписал соглашение с государством многобожников без ущерба для принципов акыды и Шариата. Однако сегодня мы не наблюдаем существования двух сильных сторон, а видим лишь ситуацию, где мусульмане следуют пути явных и очевидных уступок в вопросах собственной акыды, норм и законов в рамках целей, интересов и законов неисламских режимов. В итоге мусульманам вовсе не позволяется выходить за рамки легитимности, определяемой действующим порядком, и при этом они вынуждены идти на уступки по исламским идеям и методам, действуя вопреки нормам Шариата.

Худайбийское соглашение считалось политическим шагом Исламского Государства, подписанным Посланником Аллаха ﷺ по божественному приказу, пункты Соглашения были одобрены Посланником Аллаха ﷺ, и в данном соглашении не было места уступкам и компромиссам. Думаем, будет достаточно напомнить тем, кто до сих пор воспринимает это соглашение в качестве уступки, следующий ответ Посланника Аллаха ﷺ Умару (р.а.):

Умар (р.а.) спросил Посланника Аллаха ﷺ: «Разве ты — не Посланник Аллаха, посланный с истиной?». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Конечно, я Посланник Аллаха». На следующий вопрос Умара (р.а.): «В таком случае, почему мы позволяем себе унижать нашу религию?», — Посланник Аллаха ﷺ ответил:

«Я — раб Аллаха и Его Посланник. Я не ослушаюсь Его веления!» (Ибн Хишам).

Что принёс Худайбийский договор

В Худайбийском соглашении было много мудрости, политических, военных и стратегических достижений, которых невозможно сосчитать, куда входят такие достижения, как укрепление Исламского Государства, распространение призыва и достижение многих успехов против неверных. Вот некоторые из них:

1. Посредством Худайбийского мирного соглашения курайшиты-многобожники, враги Ислама, официально делают признание Исламского Государства. Таким образом, Исламское Государство, установленное в Медине, было признано всем миром в качестве государства, способного заключать договора со своими врагами.

2. Это Соглашение было политическим, военным, социальным и дипломатическим шагом Исламского Государства. После Соглашения Ислам обрёл возможность безопасно распространяться на Аравийском полуострове. Мусульмане получили возможность войти в Мекку, которую они когда-то вынужденно покинули, для совершения умры. Удалось наладить и укрепить отношения с другими племенами.

3. Худайбийский договор стал великой победой, фатхом мусульман. После того, как Соглашение было подписано, на обратном пути в Медину Аллах показал Худайбийское соглашение в свете «великого завоевания», ниспослав суру «Аль-Фатх», а через фразу «Мухаммадун Расулюллах» в последнем аяте этой суры Он словно дал ответ многобожникам, которые не прописали данную фразу в тексте Договора. В той же суре была дана благая весть о том, что Посланник Аллаха ﷺ и мусульмане вскоре совершат таваф вокруг Каабы. Всевышний Аллах назвал фразой «Фатх уль-Мубин» именно Худайбийский договор, а не, например, победу при Бадре, которая была одержана ещё до событий данного Соглашения.

Имам аз-Зухри сказал: «В Исламе не было большего завоевания до Худайбийского договора». Ибн Касир (рахимахуллах) сказал: «Всевышний Аллах определил это перемирие в качестве фатха (победы, завоевания) из-за содержащихся внутри него преимуществ и достигнутых результатов». Сообщается от Абдуллаха ибн Масуда (р.а.) и от других следующие слова: «Вы за победу принимаете завоевание Мекки, но мы за победу принимаем Худайбийский мирный договор» («Тафсир уль-Куран уль-Азим», Ибн Касир).

4. Худайбийский договор сыграл важную роль в быстром распространении исламского призыва. За два года, прошедших после Худайбийского договора, число обращённых в Ислам было намного выше, чем число верующих за девятнадцать лет со времени послания Посланника Аллаха ﷺ в качестве пророка до дня Худайбийского договора. Другими словами, за этот двухлетний период верующими стало больше людей, чем за девятнадцать лет до Худайбийского соглашения.

5. Соглашение с мекканскими многобожниками оставило хайбарских иудеев без союзника. Таким образом, Хайбар, представлявший угрозу для Исламского Государства, был с лёгкостью завоёван.

6. После того, как многобожники нарушили Худайбийский договор, Исламское Государство, набравшее мощь за 2 года, обрело силу, достаточную завоевать Мекку в 630 году с армией численностью в десять тысяч человек, не встретив серьёзного сопротивления. Жители Мекки вскоре уверовали, и благодаря призыву и джихаду люди толпами входили в Ислам.

 

Муса Байоглу
Köklü Değişim Dergisi

Главное меню