22
Пт, нояб

Иджма относительно того, что запрет означает недействительность договора

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

От Хамди аль-Хусайний

Вопрос: Ассаляму алейкум, уважаемый учёный Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, да хранит Вас Аллах!

В книге «Исламская личность» на странице 232 приводится следующее: «Сподвижники (р.а.) считали запрещённые договора испорченными (фасид) и недействительными (батыл) в силу их запрета (ан-нахий). В качестве примера можно привести вывод Ибн Умара об испорченности бракосочетания (никях) с язычницей (мушрик) на основании слов Всевышнего Аллаха:

وَلَا تَنكِحُواْ ٱلۡمُشۡرِكَٰتِ

«Не женитесь на язычницах» (02:221).

При этом никто не возразил ему на это, что служит единогласием (иджма)». Мой вопрос заключается в следующем: как можно говорить о единогласии (иджма) при наличии ясного доказательства – аята?

Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух!

Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатух!

Для ясности ответа на Ваш вопрос я приведу полностью текст, о котором Вы задаёте вопрос, под названием «Запрет (ан-нахий), распространяемый на поступки (тасарруфат) и договора»:

«Запрет на поступки и договора с вытекающими из этого запрета законами, как купля-продажа, бракосочетание (никях) и тому подобное, возвращается либо к реальности договора, либо к чему-то иному. Если он возвращается к чему-то иному, помимо поступков (тасарруфат) и реальности договора, как, например, запрет на куплю-продажу во время призыва на намаз в пятничный день, то это не влияет ни на договор, ни на поступки (тасарруфат), как и не делает их испорченными или недействительными. Если же это возвращается к реальности поступков (тасарруфат) или реальности договора, то нет сомнений в том, что это влияет на договор и на поступки, делая их испорченными и недействительными.

Доказательством того, что запрет влияет на поступки (тасарруфат) и делает их испорченными или недействительными, служат слова Посланника Аллаха ﷺ: «Кто сделал какое-либо дело, которое не имеет основания в нашей религии, то оно будет отвергнуто» (вывел Муслим). В данном случае вопрос не рассматривается с точки зрения достоверности или несогласия. И нет сомнений в том, что запрещённое не является предписанным, как и не имеет ничего общего с религией, а значит, является отвергаемым, т.е. недействительным (батыл) и испорченным (фасид). Сподвижники (р.а.) считали запрещённые договора испорченными (фасид) и недействительными (батыл) в силу их запрета, и в качестве примера можно привести вывод Ибн Умара об испорченности бракосочетания (никях) с язычницей (мушрик) на основании слов Всевышнего Аллаха:

وَلَا تَنكِحُواْ ٱلۡمُشۡرِكَٰتِ

«Не женитесь на язычницах» (02:221).

При этом никто не возразил ему на это, что служит единогласием (иджма). Также сподвижники считали испорченными (фасад) и недействительными (бутлан) ростовщические договоры на основании слов Всевышнего Аллаха:

وَذَرُواْ مَا بَقِيَ مِنَ ٱلرِّبَوٰٓاْ

«Оставьте то, что осталось из ростовщичества» (02:278).

И слов Посланника Аллаха ﷺ:

لاَ تَبِيعُوا الذَّهَبَ بِالذَّهَبِ وَلاَ الْوَرِقَ بِالْوَرِقِ

«Не продавайте золото за золото и серебро за серебро» (вывел Муслим).

Всё это служит доказательством тому, что запрет влияет на поступки и делает их испорченными (фасад) и недействительными (бутлан). Однако данный запрет должен приводиться в виде категорического запрещения и требовать обязательного воздержания. Если запрет не приводится в виде категорического запрещения, а, скорее, указывает на нежелательность (макрух), то он не может повлиять на поступки и договора, поскольку влияние исходит от формы запрещения. Поступки и договора, которые попали под запрет, делаются недействительными и испорченными».

При изучении данного текста становится ясно, что под словом «единогласие» (иджма) в данном контексте подразумевается единогласие сподвижников (р.а.) относительно того, что запрет (ан-нахий), приводимый в словах Всевышнего:

وَلَا تَنكِحُواْ ٱلۡمُشۡرِكَٰتِ

«Не женитесь на язычницах» (02:221), –

указывает на испорченность (фасад) данного брачного договора (никях), т.е. на его недействительность (бутлан). Ибн Умар (р.а.) на основании данного аята вынес решение о недействительности (бутлан) бракосочетания (никях) с язычницами. И никто из сподвижников не возразил ему в этом. Это свидетельствует о том, что сподвижники тоже считали, что запрет, связанный с договорами и поступками (тасарруф), в шариатских текстах, как обстоит дело в вышеупомянутом аяте, означает испорченность (фасад) договора или поступка. Данное является не чем иным, нежели прямым значением аята. Аят прямо гласит о запрещённости бракосочетания (никях) с язычницей. Однако, сверх того, сподвижники единогласно сошлись на том, что запрет, приводимый в аяте, указывает на испорченность (фасад) договора, т.е. на его недействительность (бутлан). Это и есть предмет единогласия (иджма). О нём не говорится в аяте, напротив, единогласие (иджма) выявляет его.

Для полной ясности картины приведу два примера:

1 – Если некий человек задаст Вам следующий вопрос: «Можно ли жениться на язычнице?», – то Вы ответите: «Нет». Если он потребует доказательства на это, Вы зачитаете ему аят:


وَلَا تَنكِحُواْ ٱلۡمُشۡرِكَٰتِ

«Не женитесь на язычницах» (02:221).

2 – Если некий человек задаст Вам вопрос, что ему делать с ранее заключённым с язычницей бракосочетанием: продолжать жить или расстаться с ней? В данном случае недостаточно будет приводить аят. Ибо если зачитать ему вышеприведённый аят, то он ответит, что в будущем никогда не женится на язычнице. Однако, что ему делать с существующей женой? И ответ не будет исчерпывающим, пока Вы не скажете, что сподвижники единогласно сошлись на том, что запрет, приводимый в священном аяте, означает недействительность (бутлан) договора. Другими словами, Вы ответите, что запрещено придерживаться брачного договора (никях) со своей женой из-за того, что этот договор – недействительный (батыл). Поскольку на основании единогласия сподвижников (иджма) приводимый в аяте запрет указывает на то, что договор – недействительный (батыл).

Вы заметили, что ответ стал исчерпывающим лишь после зачитывания аята и упоминания о том, что в аяте приводится запрещение, которое на основании единогласия (идждма) сподвижников указывает на недействительность договора. И если бы не единогласие (иджма) относительно того, что запрет означает недействительность (бутлан) договора, Вы не знали бы, что ответить на вопрос относительно заключённого ранее бракосочетания.

Надеюсь, что эта тема для Вас стала понятной.

Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
17 Джумада ас-Сани 1437 года
26 марта 2016 года

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты на вопросы посетителей его страницы в «Фейсбук»