26
Ср, сен

Цены на нефть, визит Эрдогана в Англию, выборы в Малайзии, события в Армении

Ответы на вопросы
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Вопрос: 24 мая 2018 цена на нефть выросла до впечатляющих цифр, в результате стоимость нефти марки «Brent» составила 79 долларов за баррель, а марки «WTI» — 71 доллар за баррель.

Напомним, что в 2014 началось падение цен на нефть. Возникает ряд вопросов: означает ли рост цен на нефть начало эпохи высоких цен? Будет ли цена в районе 150 долларов за баррель? Что послужит причиной такому росту цен?

Ответ:

Цена на нефть, как и на любой другой товар, зависит от спроса и предложения, однако есть одно отличие: при любом колебании спроса или предложения происходит мгновенное влияние на цену нефти. Помимо этого, на цену также влияют разного рода спекуляции, особенно политические беспорядки. Причина тому — характер нефтяного рынка и его нестабильность.

Чтобы было понятнее, разъясним следующее:

1) Предложение:

а) Члены ОПЕК и не входящие туда страны договорились ограничить поставки нефти на мировой рынок. В конце 2016 г. Россия и ОПЕК договорились о сокращении добычи нефти на 1,8 млн. баррелей в день, чтобы устранить избыточное предложение на рынке, тем самым способствуя поднятию цены на нефть. Исследование, проведённое компанией «Standard & Poor’s», показало, что добыча нефти членами ОПЕК начиная с апреля и на протяжении трёх месяцев упала до самого низкого уровня за год. В прошлом месяце в день добывалось 32 млн. баррелей, что на 140 тысяч баррелей меньше, чем в марте.

Сегодня в день добывается 32,73 млн. баррелей, что меньше установленной нормы со стороны ОПЕК на 730 тысяч баррелей в день. Соглашение ОПЕК продлится один год, если текущие условия продолжатся. Вероятно, что цена на сырую нефть будет расти, именно это повторял глава долгосрочных исследований компании «Energy Aspects» Мэтью Барри (Matthew Barry):

«То, что мы наблюдаем сегодня, будет происходить в будущем в ещё большей степени, потому что проблемы с предложением или угрозы в этой области всё больше влияют на цены» https://www.marketwatch.com

б) Политическая и экономическая ситуация в Венесуэле оказала значительное влияние на способность страны осуществлять свои производственные цели, добывая 1,41 млн баррелей в день в апреле 2018 г., что на 80 тысяч баррелей меньше, чем в марте 2018 г. и на 540 тысяч меньше, чем в 2017 г. Одной из основных причин снижения является политика Венесуэлы, например, плохое управление государственной нефтегазовой компанией «PDVSA». В прошлом месяце американская нефтяная компания «ConocoPhillips» выиграла суд по делу против «PDVSA» на сумму 2 млрд. из-за конфискации двух нефтяных проектов в Венесуэле. Также компания «PDVSA» не смогла погасить долг в размере 2,5 млрд. долларов. Всё это сказалось на добыче нефти в Венесуэле и, следовательно, способствовало сокращению предложения на рынке. Таким образом, цена на нефть растёт, если уменьшается предложение.

в) Заявление Дональда Трампа о выходе из ядерного соглашения с Ираном увеличило вероятность введения новых санкций в отношении иранской нефтяной промышленности. Аналогичный режим санкций впервые был введён в 2012 г. во время президентства Обамы. Теоретически добыча нефти в Иране может упасть на 20%, т.е. с 500 тысяч до 400 тысяч баррелей в день, что примерно является 1 млрд. долларов в месяц с учётом текущих цен (http://foreignpolicy.com). Хотя США не раскрыли, какие действия будут предприняты против Ирана, однако проводимые спекуляции так же относят к виду санкций против иранской нефтяной промышленности.

Все эти три вещи способствовали снижению предложения, в результате это привело к росту цен на нефть.

2) Спрос:

а) Произошло увеличение спроса на нефть на мировом рынке. Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает, что мировой спрос на нефть вырастет с 97,8 млн. баррелей в день в 2017 г. до 99,3 млн. баррелей в этом году. МЭА повысила свой прогноз роста спроса на нефть в 2018 г. с 1,3 млн. до 1,4 млн. баррелей в день после того, как МВФ повысил свою оценку роста мировой экономики в этом и следующем году. МЭА в своём ежемесячном отчёте рынка сообщило, что спрос на нефть в 2017 г. вырос на 1,6 млн. баррелей в сутки (https://www.reuters.com).

б) Также причиной роста спроса на нефть стал Китай. В апреле 2018 г. ожидалось, что Китай будет потреблять более 9 млн. баррелей сырой нефти в день, т.е. больше, чем когда-либо, а это почти 10% от мирового потребления и более 1/3 всего спроса в Азии. Если стоимость сырой нефти достигнет отметки 75 долларов за баррель, то это будет означать, что ежемесячные импортные расходы Китая будут составлять более 20 млрд. долларов. Этот рекордный спрос пришёлся на сезон техобслуживания, в котором обычно происходит падение импорта, а это, в свою очередь, указывает на потребность Китая в нефти больше, чем ожидалось. Американский банк «Goldman Sachs» в памятках клиентам пишет:

«Китайский спрос указывает на устойчивый и сильный рост, что может быть выше текущих оценок» https://www.reuters.com

Исходя из вышесказанного, наблюдается увеличение спроса на нефть, что естественно ведёт к увеличению цен.

3) Спекуляция:

Спекуляция активизируется в случае быстрых изменений спроса и предложения на нефть как дополнение к рыночным настроениям, которые трудно уловить. Когда происходит значительный рост или понижение цены на нефть, тогда спекуляции становятся более просматриваемыми. Крупные хедж-фонды играют определённую роль на нефтяном рынке, заключая крупные нефтяные контракты. Поэтому спекуляции — это как обоюдоострый меч, который может влиять как на повышение спроса, так и на его снижение, что ведёт либо к повышению, либо к снижению цены. В любом случае, в сегодняшнем повышении цены на нефть спекуляции не сыграли главной роли, преобладающая роль в этом легла на плечи спроса и предложения.

4) Что касается роста цены на нефть до 150 долларов за баррель или около того, то это вряд ли произойдёт, потому что мировые экономические условия не выдержат подобной нагрузки. Поэтому ожидается, что цена на нефть будет расти медленно, однако ожидается, что она не достигнет цифры 100 долларов, тем более, предстоящая торговая война между США и Китаем приведёт к сокращению спроса, а это легко может уронить цену. Кроме того, в случае повышения цен до нежелательного уровня, Америка может оказать давление на ОПЕК через Саудовскую Аравию, чтобы последняя увеличила добычу нефти, что будет иметь такой же эффект.

Вопрос:

13 мая 2018 г. Реджеп Эрдоган посетил Лондон с трёхдневным визитом, где встретился с королевой Англии Елизаветой II и премьер-министром Терезой Мэй. Визит Эрдогана проходил за несколько недель до досрочных президентских и парламентских выборов в Турции, которые будут проходить 24 июня 2018 г. Ни для кого не секрет, что после неудачного государственного переворота отношения между Реджепом Эрдоганам и Англией натянулись. Возникают вопросы: какова цель этого визита? Была ли достигнута поставленная цель?

Ответ:

Для более ясного понимания цели визита рассмотрим следующее:

1) Известно, что Эрдоган стремится укрепить свою власть через президентскую систему, ведь в ней власть сосредоточена в руках президента, сегодня же страна находится в чрезвычайном положении. Этому положению предшествовал арест 160 тысяч человек, и примерно такое же количество госслужащих было уволено. После неудачного переворота против турецкого правительства в 2016 г. тысячи причастных к перевороту (среди которых — должностные лица, адвокаты, полицейские, академики) были отстранены, большинство из них были проанглийскими людьми.

Однако перед отъездом в Лондон Эрдоган назвал Англию «стратегическим партнёром и союзником», а также он подтвердил, что обсудит с Терезой Мэй вопросы двухсторонних, региональных и международных проблем, в том числе — последние события на Кипре, где Турция и Англия должны выступить в качестве гарантов. Также будет затронут «план совместных действий» на Ближнем Востоке и вопрос расширения торговых отношений между Турцией и Англией, добавив:

«Мы хотим продолжать наши экономические отношения даже после того, как Британия выйдет из ЕС» 13.05.2018, http://www.elfagr.com

2) Из его заявлений видно, что будут обсуждены с Терезой Мэй:

— международные и региональные проблемы,

— события на Кипре,

— план действий на Ближнем Востоке,

— расширение торговых отношений между двумя странами.

Что касается плана действий на Ближнем Востоке, то Эрдоган — не тот, с кем Мэй будет обсуждать эти вопросы. Что касается обсуждения двухсторонних экономических вопросов и расширения торговых отношений, о которых было заявлено Эрдоганом на пресс-конференции в аэропорту Стамбула перед отъездом, то это не соответствует реальной действительности. Ведь для обсуждения экономических и торговых вопросов необходимо наличие политической стабильности между двумя странами. А она отсутствует, особенно после неудавшегося переворота. Также наши слова подтверждаются тем, что Эрдоган не объявил о подписании каких-либо экономических проектов во время своего визита. Что касается вопроса по Кипру, то вполне возможно двухстороннее обсуждение, т.к. обе стороны являются гарантами мира и безопасности на острове, но это происходит, когда существует напряжённость, что на данный момент отсутствует. В результате заявления Эрдогана были лишь для отвлечения от истинной причины визита.

3) Настоящую причину визита можно узнать через изучение событий, произошедших после неудавшегося переворота, связав их с тем фактом, что визит произошёл до выборов, и только потом станет ясна истинная причина визита в Англию.

Что касается самих событий, то известно, что за неудачным государственным переворотом стоят агенты Англии. Эрдоган предпринял очень жёсткие меры против её агентов, особенно в рядах военных, а это уже вызвало большой гнев Англии в отношении него.

Касательно того, что визит произошёл до выборов и связи между этим, то причина этого заключается в том, что Англия подтолкнула оппозиционные партии в Турции (лояльные к ней), во главе которых стоит «Республиканская народная партия» (РНП), сформировать коалицию против Эрдогана, дабы получить большинство мест в парламенте. В сложившейся ситуации коалиция стала следовать обычной практике, т.е. пройти парламентские выборы единым фронтом, а затем попытаться хотя бы перевести президентские выборы во второй раунд, показав тем самым, что Эрдоган потерял большинство общественного мнения, про которое он обычно говорит. Это уронит его имидж, даже если он в последующем одержит победу. Всё это, конечно, беспокоит Эрдогана.

Таким образом, поездка была больше похожа на задабривание Англии до выборов 24 июня 2018 г. Поэтому Эрдоган попытался убедить англичан, назвав их стратегическими партнёрами в обмен на какие-то уступки, возможно, на освобождение английских агентов из тюрем и на прекращение широкомасштабной кампании по зачистке английских агентов в обмен на ослабление конфронтации английских агентов с ним в избирательных кампаниях. Скорее всего, именно это является настоящей причиной для визита Эрдогана в Англию.

4) Что касается вопроса: «Была ли достигнута поставленная цель?», — то, скорее всего, он потерпел неудачу. На это указывает следующее:

«Суд против тех, кто попытался скинуть правительство, избранное демократическим путём, является нормальным процессом», — сказала Тереза Мэй, стоя рядом с Эрдоганом в своём офисе на Даунинг-стрит, при этом добавив: «Но важно также, чтобы Турция не игнорировала ценности, которые стремится защищать, когда защищает демократию» («alarab.co.uk» 16.05.2018). Здесь мы видим, как Мэй критикует Эрдогана перед журналистами при том, что он — её гость.

— В Англии различные группы, борющиеся за свободу выражения мнения, встретили Эрдогана акциями протеста.

«В протестах перед штаб-квартирой правительства на Даунинг-стрит были задействованы члены «ПЕН-клуба», «Индекса Цензуры», «Репортёры без границ» «pen-sy.com», 15.05.2018

«Прокурдские активисты принесли транспаранты с фотографиями Эрдогана, где было написано «Террорист» «al-ain.com», 15.05.2018

Вопрос:

Малазийские выборы состоялись 9 мая 2018 г., в результате которых Наджиб Разак проиграл, а Махатхир Мухаммад одержал победу, несмотря на то, что ему уже более 90 лет. Отсюда возникает ощущение, что это было спланировано. Поэтому хотел спросить у Вас, имеется ли здесь место внешнее вмешательство, или это внутренняя демократическая игра?

Ответ:

1) Государство Малайзия охватывает южную часть Малайского полуострова и северные районы острова Борнео, которые разделены между собой широким участком Южно-Китайского моря. В этом регионе Ислам начал распространяться через торговцев-мусульман в XIII веке. Вначале Ислам приняли правители и элита, а затем он нашёл распространение и среди простого населения. В своё время Малаккский султанат получил известность из-за увеличения морской торговли после того, как наземная торговля была прервана монгольскими нашествиями. Независимость от китайского влияния султанат получил в XV веке, и вскоре он определил Ислам государственной религией, а затем его влияние быстро распространилось по всему региону благодаря силе и статусу султаната.

Однако в 1511 г. этот регион был колонизирован Португалией после того, как португальцы подкупили человека, который открыл ворота столицы изнутри. В 1641 г. пришли голландцы, а в 1786 г. началась английская колонизация Малайзии через торговлю и договоры аренды портов, затем англичане использовали этническое разнообразие населения, подстрекая людей к тому, чтобы именно они встали у руля власти, при этом оставив султанов в значительной степени символическими правителями. В 1957 г. Малайская Федерация получает официальную независимость от англичан. Название «Малайзия» же было принято в 1963 году, когда к федерации присоединились Сингапур и Северный Борнео.

2) После обретения независимости Малайзией Англия продолжала осуществлять политический контроль над ней через:

— её членство в Британском содружестве и членство в Движение неприсоединения (к нему Малайзия присоединилась в 2003 г.). Она также является одним из основателей Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Организации Исламского сотрудничества (ОИС), а премьер-министр Тунку Абдул Рахман стал первым генеральным секретарём этой организации.

— подписание пятистороннего соглашения о защите (АНЗЮК) между Англией, Австралией, Новой Зеландией, Малайзией и Сингапуром после вывода в 1971 г. британских войск к востоку от Суэца. Следует отметить, что в 1971 г. Австралией управляла Либеральная партия, которая в течение всего ХХ века оставалась проанглийской.

— премьер-министра Махатхира Мухаммада, который выступил против создания проамериканской организации АТЭС. Её создание было запущено Австралией в 1989 г. под руководством проамериканского председателя Лейбористкой партии Роберта Хоука. Его преемник Пол Китинг назвал Махатхира «бунтарём» из-за того, что он не присутствовал на саммите АТЭС в 1993 г. в Сиэтле, штат Вашингтон, США.

— создание Восточноазиатского экономического сообщества (ВАС) как альтернативы АТЭС, которое исключит Америку и Австралию, однако эта идея Махатхира Мухаммада, предложенная им в 1997 г., потерпела неудачу и впоследствии была преобразована во встречи на высшем уровне в Восточной Азии. В результате в состав ВАС вошла Австралия, во главе которой был проанглийский человек Джон Говард, но Америку удалось отодвинуть в сторону. Америка и Россия смогли присоединиться к ВАС только в 2011 г.

3) Англия заметила, что Америка флиртует с Наджибом Разаком, поэтому несмотря на то, что он — проанглийский человек и член партии «Объединённая малайская национальная организация» (ОМНО), она боялась его перебежки на сторону Америки. Приведём некоторые признаки, которые вызвали опасения у Англии:

— В апреле 2014 г. Обама посетил Малайзию (за последние 50 лет он был первым из президентов США, сделавшим это) с целью улучшить малазийско-американские отношения до уровня всестороннего партнёрства. Подобные шаги были частью политики Обама в Азии.

— В декабре 2014 г. Наджиб и Обама как друзья сыграли в гольф на Гавайях. В ноябре 2015 г. Обама снова посещает Малайзию.

— Наджиб решительно поддержал Транстихоокеанское партнёрство, которое появилось по инициативе США; именно он настоял на участии США, а затем работал с Японией для продолжения Программы центров по вопросам торговли после того, как США вышли из организации во время президентства Дональда Трампа. Нужно отметить, что Вьетнам и Малайзия сыграли ключевую роль в спасении 11 стран в соглашении о торговле в рамках Транстихоокеанского партнёрства, которое вплотную приблизилось к краху после выхода из него США 

— По мере приближения выборов 2018 г. Англия, по-видимому, решила снова обратиться к своему старому и искреннему слуге Махатхиру Мухаммаду, который воспользовался оппозиционной платформой для возвращения к власти. Ожидается, что Малайзия сможет отказаться от американской политики и возобновить работу по сокращению вмешательства США в регион в рамках английской политики.

Вопрос:

8 мая 2018 г. парламент Армении одобрил избрание оппозиционера Никола Пашиняна в качестве премьер-министра, тем самым закрыв страницу трёхнедельных протестов против пророссийского правительства Армении. Вопрос заключается в том, насколько весомы эти политические преобразования в Армении? Означает ли это, что влияние России будет удалено из страны? Какова роль ЕС и США в этом вопросе?

Ответ:

Для более ясного понимания рассмотрим следующее:

1) Армения — небольшая страна, с населением в 4 млн. Её независимость является частью развала СССР в 1991 г. Что касается правления, то Республиканская партия правит с 1999 г., а её лидер Серж Саргсян пробыл в кресле президента страны два срока с 2008 по 2018 гг. Период его правления описывается как диктаторский и пророссийский, несмотря на наличие оппозиционных партий в парламенте. Поскольку конституция страны не предусматривает более двух сроков президентства, для дальнейшего пребывания у руля власти Серж Саргсян повлиял на конституционные изменения в стране, после которых власть перешла в руки премьер-министра, а президент стал исполнять роль почётного лица. Далее, когда срок его президентства подошёл к концу, он заступил на должность премьер-министра Армении.

«Парламент Армении избрал 63-летнего Сержа Саргсяна на пост премьер-министра. За него проголосовали 77 парламентариев, 17 были против. Это произошло после того, как его второй президентский срок подошёл к концу на прошлой неделе…» «An-Nahar», 17.04.2018

Сразу после этого назначения вспыхнули народные волнения, вдобавок к этому, сама эпоха Саргсяна характеризовалась экономическими трудностями и отсутствием возможностей для населения. Ко всему прочему, правительство погрязло в коррупции, существует нехватка нефти, газа и прочего сырья. Оппозиционный блок «Елк», сконцентрировав внимание на этих проблемах, вызвал протесты в Армении. Эти протесты быстро определили новое руководство в лице оппозиционера Никола Пашиняна.

2) Протесты в Армении в основном были из-за ухудшающейся экономической ситуации во времена Сержа Саргсяна. В ней, как и в других странах постсоветского пространства, административная и финансовая коррупция доминирует в правительстве. В Армении взяточничество в правительстве достигло такого уровня, что люди стали просто задыхаться от этого. Недовольные правительством люди из-за трудностей в средствах к существованию считали дни, когда подойдёт к концу второй срок президентства Саргсяна.

Однако Саргсян решил остаться у руля власти, что вызвало гнев людей, вылившийся в протесты. В результате протесты закончились отставкой Сержа Саргсяна и назначением Никола Пашиняна на пост премьер-министра. Учитывая, что экономическая проблема является актуальной и сопровождается местными демократическими проблемами, новый премьер-министр Никол Пашинян подчеркнул, что образование нового правительства требует проведения парламентских выборов и что его правительство должно начать «широкомасштабные реформы в различных областях». Ранее Пашинян пообещал, что произойдёт демократизация Армении, укрепление верховенства закона, отделение экономических интересов от правительства, улучшение инвестиционного климата» («Аrmenia», 14.042018).

Отсюда понимается, что политические изменения в Армении были в первую очередь обусловлены локальными мотивами.

3) Реакция:

— Во время протестов Америка объявила, что внимательно следит за ситуацией в Армении. Похоже, что она рассматривает возможности расширить своё влияние там. После назначения Пашиняна на пост премьер-министра официальный представитель Государственного департамента США Хизер Нойерт во вторник вечером заявила: «США поздравляют Николу Пашиняна с его постом». Также она добавила: «Мы надеемся на тесное сотрудничество с новым правительством и народом Армении во многих областях. Это представляет взаимный интерес между нашими странами, включая расширение торговли, содействие демократии и верховенству закона, а также защиту региональной и мировой безопасности» («Armenian News», 09.05.2018).

— Что касается реакции Европы, то «верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини позвонила премьер-министру Армении Николу Пашиняну. В пресс-релизе ЕС Могерини призвала Пашиняна посетить Брюссель при первой же возможности. В заявлении говорилось: «Верховный представитель ЕС Федерика Могерини вчера позвонила по телефону Николу Пашиняну, чтобы поздравить его с избранием на пост премьер-министра Армении. Они договорились о важности партнёрства между ЕС и Арменией и подчеркнули, что с нетерпением ждут личной встречи. Глава дипломатии ЕС пригласила премьер-министра посетить Брюссель при первой же возможности» («Armen Press», 09.05.2018).

— Реакция России: после избрания Никола Пашиняна на пост премьер-министра президент России Владимир Путин направил ему поздравительную телеграмму, в которой выразил надежду, что происходящее в Армении поможет укрепить партнёрские отношения между Россией и Арменией, а также двустороннее сотрудничество в рамках СНГ, ЕАЭС и ОДКБ. Ранее Никол Пашинян выразил свою убеждённость в том, что стратегическое партнёрство и военное сотрудничество являются основой безопасности армянского государства. На специальной сессии парламента Пашинян заявил, что стратегическое партнёрство с Россией остаётся приоритетом для Армении. Он добавил, что его страна не выйдет из ОДКБ или ЕАЭС, в который входят Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Кыргызстан» («RT Arabic», 08.05.2018).

Чтобы уменьшить опасения России, Пашинян сказал: «Политический процесс, который начался в Армении, по сути не имеет геополитического контекста». Также он добавил: «Наше движение не руководствуется интересами США или ЕС, а только интересами Армении и её народа. Наши протесты не направлены против России, а также не имеют признаков украинских событий» («Daraj», 01.05.2018).

4) Таким образом, становится ясно, что шансы России сохранить своё влияние в Армении велики, поэтому Путин пригласил Пашиняна на встречу в Сочи. На их первой встрече «в понедельник премьер-министр Никол Пашинян сказал президенту Владимиру Путину, что он хотел бы более тесного развития отношений с РФ в военной области и что никто не ставит под сомнение важность стратегических отношений между двумя странами» («Reuters», 14.05.2018).

«Я считаю, что в Армении никто не поставил под сомнение и никогда не поставит стратегическую важность армяно-российских отношений. Мы намерены придать новый импульс этим отношениям, и неважно — в политике, экономике или торговле», — отметил глава правительства Армении. В частности, он отметил, что народ его страны высоко оценил взвешенную позицию РФ в ходе недавнего политического курса Армении» «RT Arabic», 14.05.2018

Ту вещь, которая увеличивает на шансы России сохранить своё влияние в Армении, мы можем назвать «армянским узлом»; именно он мешает оппозиции отвернуться от России. Смысл в том, что Армения окружена мусульманами, а это заставляет её постоянно испытывать страх перед исламской средой, ведь она имеет конфликт с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, кроме того, имеются обвинения в адрес Турции из-за массовой резни армян в ХХ веке и непосредственная близость с Ираном. Хотя Армения не имеет географических границ с Россией, однако Россия как самая близкая международная сила (несмотря на то, что на Кавказе развит исламистский сепаратизм) смогла обеспечить армян чувством безопасности перед лицом исламского окружения.

Со времён независимости Армении Россия оказывает ей военную поддержку, особенно против Азербайджана в вопросе Нагорного Карабаха, помимо этого предоставляя Армении кредиты и гранты на поставку энергии и топлива, ведь у Армении слабая экономика, зависящая от помощи и денежных переводов из-за рубежа. Армения твёрдо убеждена, что Россия защитит её от исламских опасностей, поэтому российские военные базы в Армении и стратегическое партнёрство с ней являются краеугольным камнем внешней политики Армении. Даже заявления, возникшие во время протестов, о выводе российских военных баз из Армении, о которых сообщалось в «RT Arabic» от 26.04.2018, были всего лишь манёвром для запутывания тех протестующих, кто не знает реальность Никола Пашиняна. А ведь он своими дружескими заявлениями свидетельствует в пользу сохранения военного влияния РФ.

5) В заключение хотелось отметить, что характер протестов является локальным, несмотря на то, что прежнее правительство Саргсяна было ближе к России, нежели Никол Пашинян, однако протесты заставили Россию принять того, кто дальше от неё. Россия оседлала волну протестов, смирилась с оппозицией, понимая, что вторжение Запада является трудным из-за причин, упомянутых выше, а это успокаивает её. Однако не ожидается, что Запад, особенно Америка, оставит армянскую арену для России, ведь так не принято в международном колониальном противостоянии.

10 Рамадана 1439 г.х.
26.05.2018 г.