Портал «Middle East Eye» опубликовал диалог с Рашидом Ганнуши под названием «Мнение о демократическом Исламе». Заявления Ганнуши включают в себя многие моменты, на которые необходимо отреагировать, но особенно – в отношении понимания политики в Исламе и того, каким бывает политическая практика.
Ганнуши говорит в своём заявлении, что «политическая сфера не является священной, более того – эта сфера приемлет изменения и реформы, это – гражданское и человеческое поле, свободные от иджтихада или самостоятельного мышления человека. Более 90 процентов шариатских текстов открыты для интерпретации и исправлений. Мы считаем, что существует мало текстов, которые фиксированы, категоричны и не подвергаются изменениям. Многие мусульмане путают два типа текстов и считают, что все тексты священны, не могут интерпретироваться и несут в себе только один смысл». Тут ясно видно, что он путает шариатские тексты и их использование. Шариатские тексты все являются священными и не могут изменяться каким-либо образом. Что же касается отношения к ним и их использования путём иджтихада и понимания текста, то это не является окончательным в своём указании, происхождении и приложении усилия в выведении законов Шариата, что является обязанностью мусульман. И во время ведения политических дел запрещается выходить за рамки текстов Шариата, более того – в этом необходимо полностью ограничиваться законами Ислама. А тот факт, что есть разномнение в иджтихаде, не означает того, что можно оставлять законы Шариата и прибегать к человеческим законам, которые не имеют никакого отношения к шариатским текстам. Таким образом, существуют постоянные постулаты в осуществлении политической деятельности, такие как забота о делах людей на основе Ислама, или приказ одобряемого и запрет порицаемого, как и другие основы политической работы, которые должны соблюдать все мусульмане и партии, и запрещается отклоняться от них хотя бы на один шаг.
Что касается ответа Ганнуши на вопрос: «Вы говорите, что имамы не должны говорить о политике?», – то он ответил: «Они не могут говорить о политике, но они могут говорить об общем национальном интересе. Когда страна находится под оккупацией, имам призывает людей к сопротивлению, противостоянию бедности, любым социальной проблемам, болезням, а не говорит о политических партиях». И в другом месте он сказал: «Мы не отделяемся от религии. Ислам является нашим авторитетным источником... Наша программа не основывается на религии, она основана на предоставлении реальных услуг для людей, реальных решений их повседневных проблем, а также на обеспечении образования, качественного медицинского обслуживания и создания рабочих мест». Эти заявления чётко указывают на то, что Ганнуши считает, что необходимо отделить религию от государства, например – на минбарах мечетей, говоря, что имамы не должны говорить о политике, как и в принятии политических программ и систем. Кажется, он забыл, что реальность религии Ислам такова, как Всевышний Аллах говорит о ней:
وَنَزَّلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ تِبْيَانًا لِكُلِّ شَيْءٍ
«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи» (16:89).
И Посланник Аллаха ﷺ построил государство и не правил в нём ничем кроме Ислама, более того, Всевышний Аллах обратился к нему, – и это обращение – общее, для всех, – следующими словами:
وَأَنِ احْكُمْ بَيْنَهُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ وَلا تَتَّبِعْ أَهْوَاءَهُمْ وَاحْذَرْهُمْ أَنْ يَفْتِنُوكَ عَنْ بَعْضِ مَا أَنْزَلَ اللَّهُ إِلَيْكَ
«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах» (05:49).
Таким образом, в Исламе не существует вопроса разделения религии от политики или жизни.
Что касается его слов о политическом Исламе, что «в Тунисе мы не нуждаемся в продолжении политического Ислама, потому что это – реакция на диктатуру и крайняя секуляризация». Он также сказал, что «политический Ислам является западным термином, используемым впервые после распада Османской империи, когда мусульмане почувствовали, что существует вакуум и что они вынуждены восстановить Исламскую Умму. А до этого существовало разделение между государством и обществом, и каждая сторона имела свою роль, учёных, правителей и судий. Однако когда государство начало арестовывать учёных (мусульманских учёных), возникла идея, что Ислам находится под угрозой. В Тунисе Ислам не находится под угрозой, так что нам не нужен политический Ислам». В этих словах существует большая неясность и путаница: что касается исторического момента, то с того момента, как Посланник Аллаха ﷺ построил Исламское Государство в Медине (и до самого конца его существования во времена Османов), государство основывалось на исламской акъыде, а халифы принимали законы из Корана и Сунны в качестве законодательных положений. Так же и политики на основе Ислама не является реакцией на диктатуру и крайнюю секуляризацию, а является законом Шариата, который необходимо соблюдать.
В заключение мы говорим, что политическая партия, с точки зрения Ислама, – это та партия, которая выполняет политическую работу, то есть заботится о делах людей в соответствии с законами Ислама, а также привлекает к ответственности правителей за любое упущение в делах заботы о проблемах Уммы. А также во время отсутствия правления по Исламу она работает, чтобы реализовать Ислам в реальной жизни путём установления государства Халифат на основе пророческого метода...
Газета «Ар-Рая»
Автор: Усама аль-Маджарий – Тунис
22.06.2016