20
Сб, апр

Саммит Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и новая колониальная политика Британии в регионе

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

В Бахрейне состоялся 37-ой саммит Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).

На встрече лидеров шести стран, входящих в ССАГПЗ, которая завершилась 7 декабря, приняла участие Великобритания, не только в качестве почётного гостя, но и в качестве важного стратегического партнёра. Присутствие премьер-министра Великобритании Терезы Мэй было настолько подавляющим на повестке мероприятия, что саммит стал больше встречей в верхах между странами Персидского залива и Великобританией, нежели очередным заседанием глав государств ССАГПЗ.

Итоговая декларация очередного саммита содержала крупные выдержки тусклых и размытых формулировок, кочующих в формате «копи паст» по различным коммюнике, касающимся стран Персидского залива и не имеющим ничего общего с действительностью, такие как: «Призыв ускорить темпы работы для скорейшей реализации в Персидском заливе единого рынка, единого таможенного пространства, единого контроля над водными ресурсами и судоходными каналами и других дополнительных проектов, направленных на полное экономическое единство в странах Персидского залива с тем, чтобы повысить статус региона ССАГПЗ до уровня мирового экономического финансового инвестиционного центра».

Важной на этом саммите стала новая роль Великобритании в Персидском заливе и старт полного «стратегического партнёрства» между странами ССАГПЗ и Великобританией в политической, военной, коммерческой сферах и в сфере безопасности.

Премьер-министр Великобритании заявила о планах её страны углубить сотрудничество с государствами Персидского залива в сфере обороны. «Безопасность Залива – это так же наша безопасность, и мы придерживаемся стратегического сотрудничества со странами Залива для предотвращения любых угроз в его адрес», – сказала Мэй и пообещала, что будут достигнуты новые соглашения между её страной и странами Залива в рамках их сотрудничества.

По прибытии в Бахрейн премьер-министр Великобритании первым делом посетила военно-морскую базу в порту Мина Салман. «Здесь каждый из вас является жизненно важной частью в глобальной миссии Великобритании, и нет ничего важнее, чем ваша роль в нашей приверженности безопасности в Персидском заливе. На Ближний Восток приходится более трети мировых запасов нефти – и около 15% экспорта газа, – и защита свободного и беспрепятственного торгового потока на морях имеет решающее значение для поддержания стабильности энергетических рынков и обеспечения собственной энергетической безопасности Великобритании», – заявила она перед военными на десантном корабле-вертолётоносце «HMS Ocean» королевских ВМС Великобритании.

В прошлом году Великобритания начала строительство постоянной военной базы Аль-Джуфейр на Ближнем Востоке, которая будет расположена в порту Мина Салман в Бахрейне для поддержки развёртывания британского флота в Персидском заливе и считается первой военно-морской базой Великобритании на Персидском заливе за последние 40 лет. Предполагается, что она станет главной базой для британских ВМС в регионе, наряду с авиабазой Аль-Минхад в Дубае и базой подготовки наземных сил в Омане.

Таким же образом Великобритания объявила о своём намерении обеспечить постоянное присутствие своих вооружённых сил в регионе. Согласно Мэй, безопасность стран Персидского залива сегодня важна для Британии как никогда. «Сейчас более чем когда-либо безопасность в Персидском заливе является нашей безопасностью. Мы выделим три миллиарда фунтов стерлингов на оборону в регионе в течение следующего десятилетия. Мы будем тратить на оборону в Персидском заливе больше, чем в любом другом регионе мира», – пообещала она.

Британская газета «The Times» ранее распространила информацию о том, что Королевский флот принимает командование от США в Персидском заливе. «HMS Ocean» вместо американского авианосца «Дуайт Эйзенхауэр», который покинул регион, будет командовать соединением до восьми британских, американских и французских военных кораблей на территории общей площадью 2,5 миллиона квадратных миль в Персидском заливе. С другой стороны, как сообщает «Telegraph», Британия потратит миллионы, помогая странам Ближнего Востока усилить безопасность в своих аэропортах для обнаружения террористов, а также направит экспертов в целях укрепления кибербезопасности в странах залива.

Выступая перед лидерами шести стран, входящих в ССАГПЗ, британский премьер сказала: «Мы имеем богатую историю, которая строится с первого договора между нами, подписанного в середине XVII века. Великобритания крайне гордится отношениями между Персидским заливом и Западом, которые были основой нашего общего процветания и безопасности. Мы должны воспользоваться этой возможностью, чтобы выйти в мир и сформировать ещё большую глобальную роль для моей страны», – а также добавила: «Безопасность в Персидском заливе является нашей безопасностью. Теракты, планируемые экстремистами здесь, направлены не только на Персидский залив, но, как мы уже видели, на улицы Европы тоже».

По её словам, она отчётливо видит угрозу, которая исходит от Ирана в регионе, и Британия остаётся приверженной идее стратегического партнёрства со странами Персидского залива и совместно с ними работает над предотвращением угрозы со стороны Ирана. «Поскольку мы видим новые угрозы нашей безопасности, мы должны продолжать противостоять государственным структурам, влияние которых усиливает нестабильность в регионе. А поэтому я хочу заверить вас, что ясно понимаю угрозу, которую представляет Иран в Персидском заливе и на всём Ближнем Востоке.

Великобритания полностью привержена идее стратегического партнёрства со странами Залива и продолжает работать, чтобы противостоять этой угрозе. Но мы также должны работать вместе, чтобы противостоять агрессивным региональным действиям Ирана, будь то в Ливане, Ираке, Йемене, Сирии или в самом Персидском заливе», – сказала Мэй. В свою очередь, министр иностранных дел Британии Борис Джонсон сказал на конференции в Бахрейне: «Рука Ирана отчётливо видна в Йемене». Таким образом, Великобритания публично приняла чёткую и жёсткую линию в отношении Ирана, которая довольно сильно отличается от американской линии и от линии ООН, находящейся в сговоре с США.

Что касается торгово-экономической сферы, то здесь, согласно заявлению Мэй, стороны договорились создать новую совместную рабочую группу, чтобы изучить то, как можно «убрать оставшиеся препятствия на пути торговли» и «осуществить шаги по дальнейшей либерализации экономик наших стран на благо нашего взаимного процветания». Также было принято решение о проведении конференции стран Персидского залива в следующем году в Лондоне. Согласно заявлению, на фоне выхода Британии с ЕС правительство готовит почву для «скачка вперёд» в сфере продвижения экономических отношений в будущем на самом высоком уровне, а также для того, чтобы позволить британским компаниям осуществить инвестиции в 15 сферах экономики на общую сумму 30 млрд. фунтов стерлингов в течение ближайших пяти лет.

Тереза Мэй охарактеризовала будущие отношения между странами следующим образом: «Подобно тому, как безопасность в Персидском заливе является нашей безопасностью, так же ваше процветание – это наше процветание». Мэй подчеркнула, что Британия работает над тем, чтобы сделать Лондон «одной из самых больших столиц исламских финансов мира», а страны Персидского залива являются самым крупным инвестором в Великобритании, уровень инвестиций которых достиг 150 млрд. фунтов стерлингов, а также вторым по величине экспортным рынком для британских товаров за пределами Европы. Только в прошлом году товарооборот между Великобританией и странами Персидского залива составил больше тридцати миллиардов фунтов стерлингов.

Данные соглашения и заявления говорят о том, что Великобритания, воспользовавшись своего рода американским «отступлением» с региона после победы Трампа и свободой от оков ЕС, вернулась в регион с явной колониальной ролью. Именно поэтому Мэй прибыла сюда, чтобы реорганизовать своих агентов в странах Персидского залива и заполнить ожидаемый стратегический вакуум в регионе.


Ахмад аль-Хатвани
Газета «Ар-Рая» №108
15 Рабиъ уль-авваль 1438 г.х.
14.12.2016 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая

Главное меню