Взгляд США на своё положение в мире изменился с тех пор, как администрация Обамы опубликовала предыдущую стратегию национальной безопасности США в 2015 году.
Два года назад казалось, что Америка была уверена в своём лидерстве на планете. «Сегодня США стали сильнее и имеют достаточный вес для использования возможностей нового века и защиты собственных интересов от рисков небезопасного мира». Новая стратегия национальной безопасности президента США предусматривает видение и план продвижения национальных интересов, глобальных ценностей и международного порядка, основанного на сильном и устойчивом американском лидерстве. Этот взгляд на американское лидерство теперь мёртв в дополнение к Транстихоокеанскому партнёрству и лидерству США по борьбе с изменением климата.
18 декабря 2017 года администрация Трампа опубликовала свою стратегию национальной безопасности, которая изображает США как рушащееся государство, которое должно принять решительные меры и воплотить политику «Америка прежде всего», чтобы не быть побеждённой своими соперниками. Новая стратегия национальной безопасности США основана «на американских принципах, чёткой оценке американских интересов и решимости развязывать стоящие перед нами задачи. Это — стратегия принципиального реализма, который руководствуется результатами, а не идеологией». В документе идёт предостережение от последствий «разрушения промышленности США за последние два десятилетия», которое «угрожает подорвать способность производителей США соответствовать требованиям национальной безопасности», и утверждается, что «не существует неизбежного исторического пути», который гарантирует, что свободная политическая и экономическая система в Америке автоматически победит. «Успех и неудача зависят от наших действий», — заявил Трамп.
Нынешняя администрация США, как и предыдущие, призывает на первое место поставить экономические интересы Америки, но только теперь нет уверенности, что американские ценности и идеология будут побеждать автоматически, а также призывает принять необходимость колоссального военного превосходства для «предотвращения успеха противника и обеспечения того, чтобы американские граждане не участвовали в честной битве». Любая великая нация стремится к военному превосходству, однако только мёртвая нация признаёт страх перед «честной битвой». Возможно, именно поэтому МИД Северной Кореи ответил на американскую стратегию национальной безопасности, назвав Америку «трупом на пути в могилу».
«Несмотря на серьёзные проблемы, с которыми мы сталкиваемся и которые нельзя игнорировать, всё же мы не разочарованы и не боимся; мы с оптимизмом смотрим на прогресс нашей революции в нынешней ситуации», — сказал лидер Северной Кореи Ким Чен Ын. Новая стратегия нацбезопасности президента США предупреждает, «что режим изгоев в Северной Корее быстро развивает свои электронные, ядерные и баллистические программы». Поэтому «в США сейчас внедряется многоуровневая система противоракетной обороны с акцентом на Северную Корею и Иран для защиты родины от ракетных атак». Однако угроза Северной Кореи последовательно используется в политике США, чтобы угрожать Китаю и оказывать давление на него.
Основным отличием от предыдущей стратегии является обозначение Китая и России как стран, стремящихся «создать мир, который противоречит американским ценностям и интересам». «Китай стремится вытеснить Америку из Индо-Тихоокеанского региона, расширить масштабы своей экономической модели, ориентированной на государство, и изменить порядок в регионе в свою пользу». В то же время «Россия стремится восстановить статус великой державы и создать зоны влияния вблизи своих границ».
В частности, новая стратегия нацелена на китайскую угрозу. «Китай собирает и использует данные в беспрецедентных масштабах... Он строит хорошо оснащённую армию, конкурирующую с нашей в регионе. Его ядерный арсенал растёт и диверсифицируется, а военное развитие и экономическая экспансия Китая частично связаны с его доступом к инновационной экономике США, а также к американским университетам мирового уровня», — упоминается в новой стратегии США. В то время как недавняя стратегия национальной безопасности Обамы всего один раз упомянула интеллектуальную собственность в контексте кибербезопасности, администрация Трампа в основном сосредоточилась на необходимости защиты права на интеллектуальную собственность, которая доступна «в различных предприятиях, университетах и колледжах»: «Потеря наших инноваций и технологических достижений будет иметь глубокие негативные последствия для американского процветания и власти». Остаётся неясным, как Америка может преуспеть в этом деле, если Трамп переступил через годы предыдущей политики США, направленной на сдерживание Китая через региональные экономические союзы. Потеряв многих прежних друзей, Америка теперь рассчитывает на серьёзные провокации и опасность ядерной войны, чтобы создать кризис, который будет препятствовать Китаю, прежде чем он будет готов напрямую столкнуться с Америкой.
Газета «Ар-Рая»
Абдуллах Робин
9 Рабиъ ус-сани 1439 г.х.
27.12.2017 г