21
Чт, нояб

Чего ожидает Европа от первого арабо-европейского саммита, состоявшегося в Шарм-эш-Шейхе?

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

24–25 февраля в Шарм-эш-Шейхе состоялся арабо-европейский саммит под лозунгом «Инвестиции в стабильность».

Подобный саммит был первым в своём роде, в нём приняли участие главы государств и правительств, а также министры иностранных дел, представляющие 22 арабских и 28 европейских держав. Саммит возглавили председатель Европейского совета Дональд Туск, председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер и президент Египта Абдуль-Фаттах ас-Сиси. Египет выступал в качестве принимающей стороны. На саммите было решено регулярно проводить подобные мероприятия между арабскими и европейскими странами, и что следующий саммит состоится в столице Бельгии Брюсселе в 2022 году.

Примечательным было то, что в саммите приняло участие довольно большое количество европейцев. Было заметно, что европейцы желали предстать как альтернативная сила в регионе в противовес Америке, Китаю и России. Председатель Европейского совета Дональд Туск заявил: «Два соседних региона должны вести совместную деятельность перед лицом международных сил, далёких от нашего региона», — тем самым намекая на Китай и Россию. Агентство «France-Presse» приводит от неназванного европейского чиновника следующее: «Мы не хотим, чтобы этот вакуум был поглощён Россией и Китаем». Это указывает на то, что на этом саммите европейцы увидели возможность сохранить свои интересы в области дипломатии, экономики и безопасности.

Так в итоговом коммюнике подчёркивалась необходимость укрепления арабо-европейского партнёрства и поддержки «многосторонности и международной системы», что свидетельствует о неприемлемости со стороны европейцев идеи однополярности в лице Америки.

По мнению агентства «France-Presse» европейцы желают присутствовать в арабском регионе к югу от Средиземного моря, чтобы противостоять Китаю и России. Последние желают заполнить вакуум, который может возникнуть в случае ухода оттуда Америки.

В итоговом коммюнике обе стороны договорились о «дальнейшем укреплении нашего сотрудничества в области безопасности, урегулирования конфликтов и социально-экономического развития во всём регионе. Мы подтвердили важность укрепления экономического сотрудничества между двумя сторонами, установления прочного партнёрства на основе инвестиций и устойчивого развития. Мы привержены разработке позитивной программы сотрудничества, особенно в таких областях, как торговля и энергетика».

Эти слова указывают на коллективную попытку европейцев восстановить контроль над арабским регионом вдали от американской опеки и от любой другой международной силы.

В палестинском вопросе Европа отошла в сторону от проектов администрации Трампа, в частности — от того, что связано со «Сделкой века». Она вернулась к традиционным формулам решения проблемы, поэтому в итоговом коммюнике говорится: «Мы подтвердили наши общие позиции в отношении ближневосточного мирного процесса, в том числе в отношении статуса Иерусалима и в отношении незаконности в соответствии с международным правом «израильских» поселений на оккупированных палестинских территориях. Мы подтвердили нашу приверженность достижению решения о двух государствах на основе всех соответствующих резолюций ООН как единственного реалистичного способа положить конец оккупации, начавшейся в 1967 году, включая Восточный Иерусалим, и достичь справедливого, прочного и всестороннего мира между «израильтянами» и палестинцами путём прямых переговоров между сторонами, которые решают все вопросы окончательного статуса».

Относительно Сирии европейцы подчеркнули, что «любое устойчивое решение требует подлинного политического перехода в соответствии с Женевским коммюнике 2012 года и соответствующими резолюциями СБ ООН, в частности — с резолюцией 2254». Так они косвенно отвергли позиции Америки и России по Сирии.

Что касается конфликта в Ливии, то европейцы присоединились к Схиратскому соглашению, которому они и покровительствуют.

Таким образом, европейцы заложили фундамент своей единой внешней политики, базирующейся на отказе от внутренних разногласий и независимости европейской позиции. Также они бросили вызов российскому и китайскому присутствию в регионе, ведь Европа по-прежнему считает его частью своих колоний.

Что касается проамериканских правителей арабских стран, то они выглядели так, словно их не заботит международное противостояние в их собственном регионе. Единственной их заботой является защита своих кресел. На саммите они попытались создать впечатление, что способны заставить международных лидеров признать их такими, какие они есть. Так Абдуль-Фаттах ас-Сиси, защищая свои преступления в лице казни невинных людей, сказал: «Смертная казнь, вынесенная уголовными судами Египта, является средством защиты прав жертв террористических атак в соответствии с законодательством».

Король КСА Сальман ибн Абдул-Азиз в своей речи ушёл в сторону, и его точка зрения не совпадала с остальными. Так по вопросу Палестины он предложил разделить её на 3 части в соответствии с британским проектом 1937 года. Этот проект предусматривает деление Палестины на еврейское и арабское государства, а третье государство должно быть под международным мандатом. Мы так и не смогли понять причину таких слов: либо он так сказал из-за невежества, ошибки или искажённости, или же он решил помешать Иордании управлять мечетью аль-Акса. Но в любом случае вопрос был закрыт, ведь правительство КСА исправило то, что посчитало ошибкой в речи короля. Оно заявило, что король намеривался соответствовать заявленному в арабской инициативе требованию о выводе евреев к границам 4 июня 1976 г., как указано в международных резолюциях.

Вот таким получился саммит. Европа предстала как единая сила, которая принимает самостоятельные решения, как если бы она желала вернуться в свои старые колонии, обойдя Америку, бросив вызов России и Китаю. В то же время арабские правители вели себя так, как им свойственно, т.е. их не заботили ни международная борьба, ни предлагаемые решения, единственной их заботой было желание доказать Западу способность сохранять свои престолы.

Однако мусульманские народы давно поняли, что от подобных мероприятий нет никакого проку, ведь они служат лишь благу колонизаторов. Народы поняли, что их единственным спасителем является исламский проект в лице Халифата. Ведь только Халифат способен объединить мусульманские земли и дать возможность Умме вернуться на политическую арену мира, как это было ранее.

 

Газета «Ар-Рая»
Ахмад аль-Хатавани
29 Джумада аль-ахира 1440 г.х.
06.03.2019 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая