21
Чт, нояб

Что вызвало обострение конфликта между Мали и Алжиром?

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Под заголовком «Удары беспилотников усиливают напряжённость между Теббуном и Гойтой» французское издание «Jeune Afrique» подробно рассмотрело события, разворачивавшиеся после серии ударов дронами, которые малийская армия начала 25 августа в районе города Тин-Заутин, расположенного на границе с Алжиром. Издание отметило, что сражение между повстанцами из Национального движения за освобождение Азавада и правительственными силами Мали, поддерживаемыми бойцами группы Вагнера, которая теперь стала частью более крупного образования под названием Африканский корпус, привело к значительным потерям среди малийских военных. Особенно болезненным это оказалось для наёмников группы Вагнера. По мнению «Jeune Afrique», ответные действия малийской армии могут вызвать последствия, которые выйдут за пределы северных районов страны, особенно учитывая острую реакцию Алжира, для которого безопасность на 1329-километровой границе с Мали является важнейшим вопросом национальной безопасности.

Бамако утверждает, что в результате ударов были убиты «около двадцати боевиков» и целью атак были террористы. Однако туарегские сепаратисты и ряд местных гуманитарных организаций уверяют, что среди погибших большинство — мирные жители, в том числе около десяти детей. Алжир также поддерживает эту версию событий, оказав медицинскую помощь на своей стороне границы многим пострадавшим («Аль-Кудс аль-Араби», 03.09.2024)

С начала этого года резко усилилось напряжение между Алжиром и Мали, которую в период колониализма называли Французским Суданом, а во времена исламского правления — Страной Золота. Вместо того, чтобы исламские народы объединили свои силы для полного освобождения от колониального наследия, покорность бывшим колонизаторам стала главной чертой правителей региона, которые не только препятствуют единству Уммы, но и пытаются выставить себя борцами за национальное освобождение.

25 января 2024 года, после нескольких месяцев вооружённых столкновений между повстанцами и армией, лояльный Соединённым Штатам военный совет Мали объявил о разрыве мирного соглашения, подписанного в 2015 году с северными сепаратистами в Алжире. Но это не было единственным шагом: США также предприняли другие меры для изоляции Алжира от его региональных партнёров, включая перевороты в Нигере и Буркина-Фасо. Военные советы этих стран, а также Мали объявили о немедленном выходе из Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС), стремясь вытеснить европейское, особенно французское влияние из региона.

Так видно, что главный враг Ислама и мусульман — Америка, которая настойчиво прокладывает себе путь в Северную Африку, умело используя такие инструменты, как Россия и Турция, которые в свою очередь, ради некоторых привилегий помогают продвигать американские интересы в Северной Африке. С их помощью она окружает Алжир, чтобы ослабить его и изолировать от региональных союзников. Одновременно с этим военные действия Хафтара и его попытки захватить стратегически важный город Гадамес на стыке границ Ливии, Алжира и Туниса превращают тылы Алжира в источник прямой угрозы. На фоне ухудшения отношений с Тунисом, растущего напряжения с Марокко из-за Западной Сахары, утраты влияния в Ливии, нестабильности в Чаде и ожесточённой войны в Судане регион Сахеля становится очагом нарастающей военной напряжённости, которая проявляется в виде не объявленной войны с Мали и может привести к непредсказуемым последствиям.

Новым элементом в сложной политической игре, разворачивающейся за кулисами американской администрации и доставляющей «головную боль» Алжиру, стал рост роли, отведённой России и Турции. Алжир, как и его традиционный союзник Великобритания, уже не могут игнорировать это. Лондонская газета «Аль-Араб» в выпуске от 7 февраля 2024 года отмечает: «Алжир оказался в полной изоляции, даже от таких стран, как Россия и Турция, которые воспользовались своими отношениями с ним для укрепления позиций в Мали и Ливии. А после ухудшения отношений с Марокко, Испанией и Францией, а также отказа помочь Тунису, Алжир погружается в ещё большую изоляцию». В продолжение газета пишет: «ЧВК «Вагнер» и другие наёмники, действующие от имени региональных сил, таких как Турция, стали важным элементом в послании президенту Теббуну. Это усилило напряжённость между Алжиром и ключевыми международными игроками в Ливии и заставило Алжир пересмотреть свои отношения с Москвой и Анкарой, особенно с учётом их активного соучастия с военным руководством Мали в кризисе. Как только Россия и Турция начали поддерживать малийский военный совет в ущерб традиционной роли Алжира, недовольство Алжира стало очевидным...».

Французская газета «L'Opinion» сообщила, что алжирская армия перехватила турецкий беспилотник TB2, пролетавший над южной границей страны с Мали. В свою очередь, алжирские СМИ, ссылаясь на «данные служб безопасности», сообщили, что малийская армия нанесла удар с использованием турецких беспилотников при технической поддержке ЧВК «Вагнер». Расширяющееся присутствие «Вагнера» в этом регионе вызывает у Алжира серьёзные опасения, так как страна считает, что «в отношении неё развернулся заговор, организованный странами, находящимися далеко за пределами региона» («Аш-Шарк аль-Аусат», 30.08.2024).

Кроме того, разговоры о международном «заговоре» против Алжира стали ключевой темой президентской кампании, которая началась 15 июля, с целью привлечь больше голосов. Президент и кандидат Абдельмаджид Теббун, а также все лидеры партий, поддерживающие его кандидатуру, активно предупреждали об этих угрозах. Этот вопрос также поднимали и другие кандидаты, такие как исламист Абдельали Хассани и левый кандидат Юсуф Ушиш. Между тем, посол Алжира в ООН Аммар бен Джамиа выступил с резкой критикой в адрес группы Вагнера за их участие в операциях малийской армии на севере Мали, у границы с Алжиром, и призвал к ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права.

Подводя итог, можно сказать, что милитаризация региона с передвижениями Хафтара в сторону Гадамеса, действиями малийской армии на границе с Алжиром, направленными против туарегов, лояльных Алжиру, и усилением влияния России и Турции в Ливии и Мали, вкупе с жалобами против России в ООН и на её избирательные несправедливые законы — всё это лишь играет на руку Америке. Вашингтон, пользуясь ситуацией, пытается подчинить Алжир, навязав ему военное сотрудничество, что подтверждают многочисленные визиты командующего силами АФРИКОМ Майкла Лэнгли.

Но разве здравомыслящий человек будет искать спасение от зноя у огня? Можно ли ожидать помощи от Америки, которая вместе с еврейским образованием чинит преступления в Газе, или следует обратиться к Умме и её армиям? Всевышний сказал:

وَلَنْ يَجْعَلَ اللهُ لِلْكَافِرِينَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ سَبِيلاً

«Аллах не открывает неверующим пути против верующих» (4:141).

 

Газета «Ар-Рая»
Виссам Аль-Атраш, Тунис
18.09.2024

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая