06
Сб, июнь

Важность знаний

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Как известно, знаниям и учёным отведена огромная роль в разъяснении понятий одобряемого и предосудительного, которые имеют место в их жизни, а также в побуждении людей к совершению одобряемого и отстранению от предосудительного.

Говоря о необходимости подкрепления своих знаний действиями, что является индивидуальной обязанностью (фард айн) как самих учёных, так и других мусульман, учёные к тому же обладают и знаниями, в которых нуждаются остальные мусульмане. Наличие таких знаний является коллективной обязанностью (фард кифая) всей Уммы, и учёных, принявших на себя эту ответственность, ждёт великая награда. В то же время знания не освобождают учёных от других обязанностей, которые требуются от каждого мусульманина без исключения. Среди таких обязанностей — установление Халифата.

Например, один знает законы наследства, второй — знаток в области тафсира, третий — шариатский судья, компетентный в брачно-семейных отношениях. Такие и им подобные лица не освобождаются от выполнения индивидуальных обязанностей, требуемых от каждого мусульманина в частности так же, как не освобождаются от коллективных обязанностей, требуемых от всей Уммы в общем. Их касается всё, что касается каждого мусульманина в отдельности. То, что сегодня учёные избегают деятельности по установлению государства Ислама под любым предлогом, не является приемлемым по Шариату. Они несут ответственность за проявляемую халатность перед Аллахом и должны понести ответственность перед Уммой.

Знание необходимо для подчинения и поклонения. Знание приводит к богобоязненности. Всевышний Аллах говорит:

إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاءُ

«Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (35:28).

Поэтому мы видим, что среди учёных были муджахиды, которые стояли в первых рядах как в намазе, так и в джихаде и призыве, первыми выходили призывать правителей к отчёту, первыми противостояли идеям неверия и безбожия. Они вели людей к правильным знаниям и к действию согласно этим знаниям.

У учёных в Исламе нет официальной должности, мирской степени или особого статуса. Невозможно представить, что учёные лишь раздают приказы согласно своим знаниям, а другие выполняют их. Наоборот, сами учёные обязаны выполнять веления Аллаха наравне со всеми другими мусульманами. Обращение Аллаха направлено ко всей Умме, в том числе — к учёным, Посланнику Аллаха (с.а.с.) и сподвижникам.

Шариат вменил в обязанность Умме наличие знаний и учёных, чтобы истина была всегда ясна и выполнялась. Учёные представляют собой инструмент выявления истины, посредством которого мусульмане познают своего Господа. Наличие учёных — это коллективная обязанность (фард кифая) мусульман. Если учёных нет, тогда вся Умма оказывается в грехе, потому что лишается возможности познавать законы Аллаха по существующим проблемам. Отсюда следует, что иджтихад является коллективной обязанностью. Нельзя, чтобы в какое-либо время отсутствовали муджтахиды, иначе, как мы сказали, Умма окажется в грехе.

По своей природе люди предрасположены к учёным и предпочитают брать знания у них. Следовательно, учёный не должен впадать в искушение своих знаний и стремиться к положению и званию, издавая фетвы без знаний, следуя прихотям, или искажать учения Шариата в угоду правителю. Если познание Шариата относится к одобряемому, тогда к порицаемому относится лицемерие, любовь к власти и стремление к дешёвой продаже своих знаний. Так возникает явление, когда правители используют учёных в своих интересах, особенно в наше время. Учёных используют в своих политических целях, превращая в правительственных агентов. Поэтому мы видим, как на таких учёных тратятся деньги, чтобы те предстали перед людьми как выдающиеся учёные с сильными речами.

Так они становятся муфтиями, к которым обращаются люди в важнейших вопросах. Они издают фетвы, которые удовлетворяют правителей, но гневят Аллаха. Они искажают тексты Шариата в угоду своих хозяев. Поэтому, если правители внедряют ростовщичество (риба), тогда и эти учёные говорят о его дозволенности, поворачивая смыслы текстов в ту сторону, в которую хотят. Если правители обращаются за помощью к государствам неверных, эти учёные способствуют им в реализации подобного.

Если правители считают дозволенным заключение соглашений с сионистами, то учёные говорят об обязательности их соблюдения. Они — учёные-агенты, которых нужно призывать к благоразумию и наставлять. Умма должна быть строгой по отношению к действиям таких учёных, не идти им навстречу и следить за тем, чтобы не происходило следование за ними в противовес Шариату. Они и им подобные падают у ног правителей, будучи готовыми пожертвовать своей религией. К ним подходят слова Посланника Аллаха (с.а.с.):

إنَّ أخْوَفَ مَا أَخَافُ عَلَى أُمَّتِي كُلُّ مُنَافِقٍ عَلِيمِ اللِّسَانِ

«Поистине, больше всего я опасаюсь для своей общины всяких красноречивых лицемеров» (Ахмад).

Умма должна знать имена таких учёных, чтобы другие не попали в сети их фетв. Они предпочли мирскую жизнь жизни Вечной.

Если мусульмане соблюдают обязательство совершать и повелевать одобряемое, а также воздерживаться и запрещать предосудительное, тогда исправятся дела их индивидуальной жизни. Когда мусульманин придерживается этого в своём доме и обязывает других жителей и когда придерживается этого в торговле, в отношениях с людьми вокруг себя, тогда выполняется важный аспект религии. Но, как мы говорили, цель религии — это подчинение, т.е. чтобы всё общество выполняло одобряемое и оставило предосудительное, чтобы никакая часть общества не отходила от решения Аллаха ни индивидуально, ни коллективно. Общество состоит не только из отдельных людей. На самом деле общество — это люди, объединённые вероучением (акыдой), из которого вытекает система, регулирующая все жизненные дела. Даже если в этом обществе верующим является индивид, то он представляет собой лишь одну категорию общества, но есть и другие категории, среди которых тоже должен применяться Закон Аллаха.

Всем мусульманам приказано, чтобы они установили над собой халифа, который применял бы Ислам в их жизни. А то, что не выполняется силой богобоязненности, халиф заставит выполнять силой меча. Аллах удерживает посредством правителя от того, от чего не удерживает посредством Корана. Шариат приказывает возвышать и оберегать вероучение Ислама, а также нести его всем людям посредством Исламского Государства. Шариат разъяснил систему и то, как она применяется в Исламском Государстве. Даже джихад, который считается вершиной религии и посредством которого ведётся призыв, лежит на плечах государства. Имам Газали сказал: «Коран и султан — два близнеца. Коран — основа, султан — охранник. То, что не имеет основы, будет разрушено. То, что не имеет охранника, будет утеряно».

 

Из книги «Призыв к Исламу»
Ахмад Махмуд