Прежде чем подробно обсудить этот вопрос, необходимо знать, на кого возложена ответственность за выполнение законов Шариата, поскольку в Умме существуют индивиды, правители и группы.
На каждую из этих категорий Шариат возложил выполнение комплекса законов. Следовательно, они несут ответственность за выполнение этих законов и привлекаются к отчёту, если допускают упущения в их реализации. Всё это нуждается в разъяснении так же, как и вопрос повеления одобряемого и запрета предосудительного. Поэтому мы говорим:
Среди шариатских законов есть такие, исполнение которых возложено на халифа или амира, и другие не могут занимать его место в реализации этих законов. Есть законы, которые возложены на отдельных индивидов, но их может выполнять и халиф, если по каким-то причинам их не выполнили отдельные лица. Также есть законы, которые возложены на халифа, но и отдельные лица могут выполнять их в некоторых случаях. Ещё одни, другие, законы возложены на группу мусульман.
На индивидов возлагаются такие законы, как намаз, пост, хадж, закят, отстранение от всего запретного, в том числе: от опьяняющего, азартных игр, ростовщичества, воровства, убийства, прелюбодеяния, лжи, мошенничества, злословия (гийба) и т.д. От мусульман требуется соблюдение этих законов, где бы они ни находились, будь то на территории неверия (Дар уль-куфр) или на территории Ислама (Дар уль-Ислям), и где бы они ни жили, будь то в мусульманских странах или в странах неверных. В этом вопросе не рассматривается, совершал ли Посланник Аллаха ﷺ или его сподвижники эти действия в Мекканский период пророчества или в Медине.
Законы Шариата из области поклонения (ибадат), взаимоотношений, пищи, одежды, нравственности и вероубеждения возложены на каждого мусульманина в отдельности. Каждый из них несёт ответственность за тех членов семьи, для которых считается опекуном. Если мусульманин живёт на территории неверия, и власти препятствуют ему в соблюдении законов Шариата, возложенных на него, тогда он должен переселиться на другую территорию, будь то на территорию Ислама или на территорию неверия. Это соответствует словам Аллаха:
إِنَّ الَّذِينَ تَوَفَّاهُمُ الْمَلَائِكَةُ ظَالِمِي أَنفُسِهِمْ قَالُوا فِيمَ كُنتُمْ قَالُوا كُنَّا مُسْتَضْعَفِينَ فِي الْأَرْضِ قَالُوا أَلَمْ تَكُنْ أَرْضُ اللَّهِ وَاسِعَةً فَتُهَاجِرُوا فِيهَا فَأُولَئِكَ مَأْوَاهُمْ جَهَنَّمُ وَسَاءَتْ مَصِيرًا ، إِلَّا الْمُسْتَضْعَفِينَ مِنَ الرِّجَالِ وَالنِّسَاءِ وَالْوِلْدَانِ لَا يَسْتَطِيعُونَ حِيلَةً وَلَا يَهْتَدُونَ سَبِيلًا
«Тем, кого ангелы умертвят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: «В каком положении вы находились?». Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней». Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия! Это не относится только к тем слабым мужчинам, женщинам и детям, которые не могут ухитриться и не находят правильного пути» (4:97,98).
Всё же мусульманину желательно переселиться из территории неверия на территорию Ислама, даже если ему на территории неверия позволяют соблюдать законы религии. Исключением будет являться лишь то положение, когда мусульманин работает над тем, чтобы преобразовать территорию неверия, на которой он проживает, в территорию Ислама. Территорией Ислама называются те земли, где правит Ислам, а безопасность находится в руках мусульман.
Что касается возложенных на индивида законов, исполнение которых на себя может взять и халиф в силу различных причин, из-за которых индивид не справился со своей обязанностью, то сюда относится, например, расходование на членов семьи. Халиф может оказать содействие в этом деле, если мусульманин оказывается не в состоянии справиться с содержанием тех, кто находится у него на иждивении. Либо может вмешаться в ведение личных дел, если мусульманин не способен на это. Также халиф может построить мечети в сёлах или районах, если их жители не могут справиться с этой задачей.
Касательно реализации законов, возложенных только на халифа или амира, которые не могут исполняться другими лицами, то к этой категории законов, например, относится приведение в исполнение наказаний в Исламе (худуд), объявление войны, заключение мирного соглашения, принятие обязательных к исполнению законов (табанни) т.д. Выполнение всего этого Шариат возложил только на правителя.
К таким законам, которые возложены на халифа, но могут выполняться и индивидами в некоторых положениях, относится, например, джихад. В основе, джихад находится в ответственности халифа. Однако если враг напал на мусульман внезапно, то они должны вступить с ним в сражение, даже если не было на то приказа или разрешения халифа. Если у мусульман вообще отсутствует халиф, и они оказались в ситуации, которая требуется ведение джихада, тогда отдельные лица ведут джихад, даже если придётся делать это под руководством грешного правителя или амира маленькой группы. Всё же мусульмане не должны довольствоваться тем, что у них отсутствует халиф, или тем, что над ними стоят беззаконники.
К законам, возложенным только на группу, относятся такие законы, как установление Халифата, привлечение правителей к отчёту и призыв правителей к истине. Именно этой сферой ограничивается деятельность любой исламской партии, группы, организации, сплочения или объединения.
Очень важно разъяснить то, на кого возлагается ответственность за исполнение тех или иных законов Шариата, потому что невежество или неосведомлённость в этом заставляет отдельных мусульман или исламские движения хаотично подходить и реализовывать те или иные нормы Шариата. Как следствие, мусульмане теряют ясное понимание и правильное применение. С одной стороны, мусульманин начинает пренебрегать своими обязанностями, с другой — приступает к выполнению вместо них того, что его не касается и не входит в его обязанности. Группа начинает изучать шариатские положения, касающиеся индивидов, пренебрегая положениями, которые касаются членов группы, или принимая на себя обязанности Исламского Государства.
Всё это происходит из-за отсутствия разграничений, и в первую очередь — незнания разделения сфер законов, которое проводит Шариат и которое мы должны соблюдать. Исламский учёный говорит людям о таких обязательствах (фард), как положения намаза, закята и поста, и оставляет без внимания другие нормы, вроде положений о купле-продаже, связанных с жизнью мусульман, или вроде положений злословия (гийба), не говоря уже о коллективных обязанностях (фард кифая), наиболее важной из которых является вопрос государственности в Исламе. Такой учёный выглядит как аскет-проповедник, а не как учёный-политик, которого заботят проблемы Уммы и их решение.
Каждая категория людей должна принимать на себя исполнение тех законов Шариата, которые возложены на неё. Каждую сторону в рамках принципа «повелевать одобряемое и запрещать предосудительное» следует побуждать к исполнению своих обязанностей, если они пренебрегают таковыми. Нельзя призывать одну из рассматриваемых категорий людей к ответу за то, что не находится в рамках их ответственности. Выполнение Шариата не возложено лишь на одну из этих категорий людей, наоборот, имеется несколько категорий, и каждая из них несёт свою ответственность за то, что возложено именно на неё. Умма же в общем стоит за исполнением всего Шариата. Если отдельные лица будут выполнять то, что возложено на них, если группы будут выполнять то, что возложено на них, если халиф будет выполнять то, что возложено на него, тогда Ислам будет реализовываться в полном объёме.
Здесь мы обращаем внимание на то, что мусульманин должен верить и принимать Ислам всецело и комплексно. При этом он детально рассматривает и принимает то, что требуется от него как индивида и как члена группы, внутри которой он проводит свою деятельность. За любое упущение в этих вопросах он будет нести ответ перед Аллахом. В таком же положении находится и халиф. Халиф выполняет то, что Шариат требует от него в индивидуальном порядке. Он совершает намаз, постится, совершает хадж, хорошо относится к родителям, сторонится прелюбодеяния и ростовщичества. В дополнение к перечисленному он выполняет ещё и то, что возложено на него как на правителя. Например, он принимает законы, объявляет джихад, сохраняет единство мусульман, правит согласно тому, что ниспослал Аллах, и применяет систему наказаний в Исламе. За любое упущение в этих вопросах он понесёт ответ перед Аллахом в День Суда, а в этой жизни к ответственности призовёт его Умма.
Этот вопрос должен быть предельно ясен для мусульман, чтобы они имели возможность различать, когда призывают кого-либо к отчёту. Отдельное лицо не призывается к отчёту за то, что не возложено на него. Группа не призывается к отчёту за то, что не возложено на неё. И халиф не призывается к отчёту за то, что не возложено на него.
Шариат требует от каждого мусульманина повелевать одобряемое и запрещать предосудительное в меру своих знаний и возможностей. Шариат приказывает выполнять это дело всем мусульманам, будь то отдельные лица, группы или правители. И эта обязанность сохраняется в любом положении, есть ли Исламское Государство или его нет, применяется ли над мусульманами Ислам или нет, практикует ли правитель Ислам в жизни общества хорошим образом или плохим. Приказ одобряемого и запрет предосудительного совершался во времена Посланника Аллаха ﷺ, сподвижников, табиинов и табии табиинов. И сохранится этот закон до Судного дня.
Если отдельные лица, группы или Исламское Государство совершили то, что заслуживает применение принципа «приказа одобряемого и запрета предосудительного», тогда выполнение этого долга ложится на отдельных лиц, группы и Исламское Государство. Далее подробней:
Мусульмане, каждый по отдельности и в силу своих знаний, обязаны повелевать то, что сами соблюдают, и запрещать то, от чего сами воздерживаются, если на их глазах происходит то, что требует этого. Здесь вопрос принимает характер индивидуальной обязанности (фард айн) так, что мусульманин грешит, если не выполняет свой долг без уважительной причины. Мусульманин в своей повседневной жизни взаимодействует с кругом лиц — женой, детьми, родственниками, соседями, клиентами, знакомыми или другими людьми. Каждый из них нуждается в наставлении в случае, если пренебрегает законами Аллаха или нарушает их.
Тем более, бывают такие случаи, когда об ошибках этих людей известно лишь ему одному. Например, некий человек грешит перед мусульманином, когда вокруг нет других людей. Если в таком случае мусульманин не наставит грешника, то и сам станет грешником. И никто другой не окажется в грехе вместе с ним, потому что преступление видел и знает только он сам. Никто не может занять его место и сделать то, что должен был выполнить он. Каждое зло проявляется в определённом месте, и ответственность за наставление несёт тот, кто стал свидетелем совершения этого преступления.
Если мусульманин в личном порядке соблюдал то, что повелел Аллах, то есть придерживался одобряемого, касающегося его, и воздерживался от порицаемого, тогда он может передать другим то, что соблюдал сам. Если он принял законы Шариата по знанию, тогда может передать их другим по знанию. Если он следует в принятии законов за чьими-либо знаниями (муттаби), тогда передаёт эти законы другим на том же уровне. Если он принимает законы как слепой подражатель (амий), тогда передаёт законы другим на этом же уровне. В последнем случае, если он не находит в себе способности убеждать других, он может направить их к тому, кто способен убедить, например, направить их к учёному, муфтию или носителю призыва, мыслям и пониманию которого есть доверие. Всевышний Аллах говорит:
وَالْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاءُ بَعْضٍ يَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَيُقِيمُونَ الصَّلَاةَ
«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз» (9:71).
Также Он говорит:
وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве» (5:2).
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
بَلِّغُوا عَنِّي وَلَوْ آيَةً
«Доводите от меня, даже если это всего лишь один аят» (Бухари).
Также он сказал:
نَضَّرَ اللَّهُ عَبْدًا سَمِعَ مَقَالَتِي فَوَعَاهَا وَأَدَّاهَا فَرُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ إِلَى مَنْ هُوَ أَفْقَهُ مِنْهُ
«Да обрадует Аллах человека, который услышал мои слова, освоил их и воплотил, и возможно, что несущий знания несёт их к тому, кто понимает лучше него» (Абу Дауд, Тирмизи, Ахмад).
Таким образом, каждый мусульманин выполняет то, что возложено на него как на отдельное лицо. Он придерживается одобряемого и сторонится предосудительного, а также повелевает одобряемое и запрещает предосудительное.
Из книги «Призыв к Исламу»
Ахмад Махмуд