28
Сб, янв

Метод и способ

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Возникает вопрос: считается ли откровением от Аллаха всё, что делал и говорил Посланник Аллаха ﷺ в Мекке, и следовательно, обязательно ли придерживаться именно этого?

Или же есть слова и действия, которые не были откровением и которым необязательно следовать? Эти вопросы связаны с темой «Метод, способ и средство».

Также возникает вопрос: правильно ли говорить, что метод, который определяется как набор шариатских законов, а не способов, подвергается испытанию, и если он даст плоды спустя некоторое время, то можно заявлять о его пригодности, а если не даст — тогда о непригодности?

Начнём с первого вопроса:

Аллах приказывает подражать и подчиняться Посланнику ﷺ во всём, что он говорит и делает. В Коране говорится:

وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى * إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَى

«Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь внушаемое ему откровение» (53:3,4),

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (59:7).

Частичка «ما» (в переводе «то, что» или «того, что») является общей, поэтому подражать Посланнику Аллаха ﷺ нужно во всём, что он принёс, если только нет шариатского доказательства, исключающего определённое положение из этого общего значения.

В шариатских текстах есть доказательства, которые исключают из общего правила некоторые слова и действия Посланника ﷺ:

• Хадис Посланника Аллаха ﷺ:

أَنْتُمْ أَعْلَمُ بِأَمْرِ دُنْيَاكُمْ

«Вы лучше меня знаете о ваших мирских делах» (Муслим).

Мирские вопросы, такие как сельское хозяйство, производство, изобретения, медицинские исследования и инженерное дело, не являются частью Откровения. Посланник Аллаха ﷺ уже пояснил, что в этих вопросах он такой же человек, как остальные, и у него нет привилегий в них. Это ясно видно из случая с опылением финиковых пальм.

• Действия, которые касаются только его и которым нельзя подражать. Например, Посланник Аллаха ﷺ в обязательном порядке совершал намаз ад-духа, мог держать дополнительный пост на протяжении нескольких дней, не прерывая его трапезой, у него одновременно могло быть более четырёх жён и другое, в отношении чего было установлено, что это касается только Посланника ﷺ, и другим мусульманам нельзя подражать ему в этом.

• Действия, касающиеся врождённых качеств и натуры человека. Сюда относится то, как человек стоит, сидит, ходит, кушает, пьёт и тому подобное. Нет разногласий относительно того, что это дозволено как для Посланника ﷺ, так и для всей Уммы.

• Когда Посланник Аллаха ﷺ выполнял шариатский закон, то делал это разными способами и использовал подходящие средства. Шариатский закон — это приказ Аллаха, подлежащий выполнению, а что касается того, как он выполняется, то есть выбора способа и соответствующего средства, то это оставлено на Посланника Аллаха ﷺ как на человека, но чтобы его способ и средство были эффективными и не приводили к запретному.

Например, Аллах сказал:

فَاصْدَعْ بِمَا تُؤْمَرُ

«Провозгласи же то, что тебе велено» (15:94).

Это закон Шариата, который необходимо выполнить, но Шариатом не определено то, как должен быть выполнен этот закон. Посланник ﷺ провозгласил открыто о своём деле, подчиняясь приказу Аллаха. Но что касается способа, то необязательно выбирать именно тот вариант, который был выбран Посланником Аллаха ﷺ. Следовательно, это и необязательно для группы, которая следует примеру Посланника Аллаха ﷺ в установлении государства.

Для выполнения закона Шариата Пророк ﷺ поднялся на холм Сафа, пригласил людей на угощение и вывел мусульман двумя колоннами для обхода вокруг Каабы. Всё это — способы, ведущие к выполнению шариатского закона, то есть второстепенные шаги, которые связаны с основным законом — открытым провозглашением. Этим способам дозволено следовать, но группа сама выбирает подходящие варианты, и Шариат не ставит в этом никаких ограничений.

Например, Аллах говорит:

وَأَعِدُّوا لَهُم مَّا اسْتَطَعْتُم مِّن قُوَّةٍ وَمِن رِّبَاطِ الْخَيْلِ تُرْهِبُونَ بِهِ عَدُوَّ اللَّهِ وَعَدُوَّكُمْ

«Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага» (8:60).

Закон Шариата гласит «приготовьте», и этот закон нужно выполнить. Требуется приготовить то, чего будет достаточно для достижения причины закона (иллят), а именно — для устрашения. Что касается «боевых коней», то это средство, которого необязательно придерживаться. Нужно приготовить то, что может устрашить врага. Средств ведения джихада много, поэтому требуется выбрать эффективный способ выполнения шариатского закона. Сегодня средствами ведения джихада и устрашения врагов Аллаха являются самолёты, артиллерия и ракеты. Следовательно, шариатский закон — это то, что Аллах требует выполнить непосредственно.

Способ — это второстепенный вопрос, связанный с тем, как выполнить основной закон. И мы должны определить наиболее подходящий способ на своё усмотрение.

Средство — это инструмент, при помощи которого выполняется шариатский закон. И мы на своё усмотрение должны выбрать самое эффективное средство.

Соответственно, всё, что исходило от Посланника Аллаха ﷺ, было ли это ниспослано в Мекке или Медине, было ли это связано с акыдой или системами, методом деятельности или применением законов Шариата, считается Откровением, входящим в область обязательного подражания за исключением вышеупомянутых пунктов.

Наблюдая за ходом призыва Посланника Аллаха ﷺ в Мекке, можно увидеть, что он совершал действия, считающиеся шариатскими хукмами, которым не дозволяется противоречить и которые должны выполняться в обязательном порядке. Но наряду с этим он совершал действия, которые входят в раздел способов, а также принимал средства, при помощи которых выполнял шариатский закон. Необходимо различать между тем, что считается законом метода, и тем, что является способом или средством, чтобы группа знала, что конкретно от неё требуется, а что остаётся на её усмотрение.

Недопустимо рассматривать весь метод в плоскости способов, оставленных на выбор группы в соответствии с обстоятельствами, потому что это приведёт к небрежности в отношении законов Шариата, связанных с методом, и она станет заменять их своими законами. Для полной ясности приведём некоторые примеры:

Всевышний Аллах говорит:

فَاصْدَعْ بِمَا تُؤْمَرُ

«Провозгласи же то, что тебе велено» (15:94).

Аллах приказал Посланнику ﷺ объявить открыто о своём призыве. Отсюда мы узнаём о двух шариатских хукмах: скрытый призыв до ниспослания аята, и провозглашение призыва согласно аяту. Посланник Аллаха ﷺ не стоял перед выбором: провозглашать или нет. Наоборот, он был обязан подчиниться приказу Аллаха. Следовательно, это закон, который пояснён Шариатом, и Посланник Аллаха ﷺ не делал это по своей прихоти. Поэтому мы должны следовать его примеру. Слова «то, что тебе велено» указывают на то, что веление исходило от Аллаха.

Аллах говорит:

أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ قِيلَ لَهُمْ كُفُّوا أَيْدِيَكُمْ وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ

«Разве ты не видел тех, кому было сказано: «Уберите руки (не пытайтесь сражаться), совершайте намаз» (4:77).

Посланник Аллаха ﷺ ответил Абдуррахману ибн Ауфу, когда тот потребовал разрешения на использование оружия против зверств неверных:

إِنِّي أُمِرْتُ بِالْعَفْوِ فَلا تُقَاتِلُوا الْقَوْمَ

«Мне приказано прощать людей, поэтому не сражайтесь с ними» (Ибн Абу Хатим, Насаи, Хаким).

Но после этого в период хиджры из Мекки в Медину Аллах ниспослал:

أُذِنَ لِلَّذِينَ يُقَاتَلُونَ بِأَنَّهُمْ ظُلِمُوا وَإِنَّ اللَّهَ عَلَى نَصْرِهِمْ لَقَدِيرٌ

«Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им» (22:39).

Всё это указывает на то, что сражаться было запрещено, а потом стало дозволено. И тот, кто разрешил сражение — это Аллах. Следовательно, это закон Шариата, который необходимо выполнять. Посланник Аллаха ﷺ не действовал по своей прихоти и не выбирал варианты на своё усмотрение, наоборот, это было Откровением, которому остальные должны следовать. Как Посланник ﷺ выполнял эти шариатские законы, так и мы обязаны выполнять их.

Обращаясь за помощью и поддержкой к арабским племенам, Посланник Аллаха ﷺ говорил:

يَا بَنِي فُلَانٍ، إنِّي رَسُولُ اللَّهِ إلَيْكُمْ يَأْمُرُكُمْ أَنْ تَعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا وَأَنْ تَخْلَعُوا مَا تَعْبُدُونَ مِنْ دُونِهِ مِنْ هَذِهِ الْأَنْدَادِ وَأَنْ تُؤْمِنُوا بِي وَتُصَدِّقُوا بِي وَتَمْنَعُونِي حَتَّى أُبَيِّنَ عَنِ اللَّهِ مَا بَعَثَنِي بِهِ

«О такое-то племя, поистине, я послан Аллахом к вам! Он повелевает поклоняться только Аллаху, не придавать Ему сотоварищей, отречься от идолов, которым вы поклоняетесь, уверовать в меня и принять мои слова, защищать меня, пока я буду разъяснять то, с чем Аллах послал меня» («Сира» Ибн Хишама).

Так Пророк ﷺ пояснил, что всё это он делает по приказу Аллаха. То есть Посланник ﷺ лишь выполнял то, что ему велено в Откровении. На это ясно указывает настойчивость Посланник Аллаха ﷺ в поиске помощи и поддержки, несмотря на то, что арабские племена одно за другим отказывали ему и даже издевались и смеялись.

Всё это — примеры некоторых шариатских законов, связанных с методом. Что касается способов и средств, при помощи которых выполняется шариатский хукм, то мы не обязаны следовать им в точности. Мы лишь выбираем подходящие способы и эффективные средства для выполнения шариатского хукма.

Посланник Аллаха ﷺ осуществлял концентрированное просвещение, собирая своих сподвижников в доме аль-Аркама, или в других домах, или в горных ущельях. Просвещение — это шариатский хукм, и мы должны выполнять его, приняв для этого подходящие способы. Например, собираются отдельные халакаты (кружки) или это делается в семейном порядке, чтобы концентрированно просвещать людей, выбирается подходящее время, ограничивается количество участников мероприятия и определяется то, сколько будет длиться это мероприятие по времени. Все эти варианты выбираются по одному принципу, а именно — нужно осуществить концентрированное просвещение носителей призыва. И мы выбираем на своё усмотрение самые подходящие способы для выполнения шариатского закона.

Посланник Аллаха ﷺ призывал людей на рынках Мекки и в других местах. Мы же можем делать это, выбрав и приняв подходящие способы, например, посредством проповедей, или распространяя свои идеи на бумаге, или обращаясь к людям в праздничные и траурные дни. И можем принимать доступные средства, такие как книги, журналы, публикации и видеозаписи, либо можем выбрать живое общение. Всё это — дозволенные средства.

В поисках помощи и защиты для Ислама Пророк ﷺ отправился в Таиф. И здесь нет разницы, пошёл он пешком, или верхом, или выбрал что-то другое. В вопросе выбора средства мы не обязаны подражать Посланнику Аллаха ﷺ. Мы можем выбирать любой вариант, поскольку Шариат не поставил в этом ограничений.

Следовательно, мы должны знать, что метод Посланника ﷺ — это шариатские законы, определённые для него в откровении, и что он не отступал от них ни на пядь. Также и мы не должны отступать от них ни на пядь. Всё, что может меняться и заменяться — это средства, формы и способы, которые тоже необходимо выбрать для выполнения шариатского хукма. И этот выбор оставлен на нас так же, как был оставлен на Пророка ﷺ.

Установление территории Ислама — это закон Шариата. Некоторые полагают, что метод её установления входит в раздел способов и выбирается на усмотрение мусульман. То есть они полагают, что мусульмане могут выполнять любые действия, которые ведут к установлению Дар уль-Ислям. Согласно их мнению, мусульмане могут помогать бедным, призвать к нравственности, строить школы и больницы, призывать к благим делам, вести войну против правителей, пробираться к власти, хотя всё это не считается подражанием Посланнику Аллаха ﷺ и не считается выполнением приказа Аллаха о следовании методу установления Дар уль-Ислям.

Подобно тому, как Посланник ﷺ открыто провозгласил о призыве, повинуясь приказу Аллаха, мы тоже должны его провозгласить, иначе мы окажемся среди тех, кто нарушает приказ Аллаха. Подобно тому, как Посланник Аллаха ﷺ воздерживался от сражения и запрещал мусульманам браться за оружие, так же и мы должны воздерживаться от этого. Как Посланник ﷺ искал нусру, так же и мы должны искать её, конечно же, принимая в расчёт отличие нашей реальности. Следовательно, Аллах определил траекторию движения Посланника Аллаха ﷺ, и мы должны придерживаться этой траектории. В противном случае мы будем считаться нарушителями Шариата.

В вопросе метода у нас нет выбора. Шариат уже определил для нас цель и метод её достижения. И нам остаётся только подчиниться.

Только шариатский текст, т.е. Коран и Сунна, могут определять метод. И в этом нет места ни разуму, ни обстоятельствам, ни интересу.

Кроме того, шариатский текст нужно понимать исходя из его значения, а не согласно своим прихотям и склонностям. Наоборот, склонности должны зависеть от Шариата, и мы обязаны следовать тому, что приведёт к довольству Аллаха.

Нашим долгом является понимать и претворять метод Посланника Аллаха ﷺ точно так же, как понимал и претворял его он сам. Следует определить этапы его деятельности и действия, которые он совершал на каждом этапе.

На этапе просвещения Посланник ﷺ связывался с отдельными людьми, тайно собирал тех, кто уверовал в него, и продолжал просвещать их. Мы так же придерживаемся этих действий, воспринимая их как шариатские законы, установленные Аллахом, и выбираем для их осуществления необходимые способы и средства на своё усмотрение.

На этапе просвещения Посланник Аллаха ﷺ открыл завесу с призыва, ему были ниспосланы сотни аятов, атакующие устои и верования курайшитов, а также их лидеров и предводителей, затем он стал представлять себя арабским племенам. Мы должны воспринимать всё это в качестве шариатских хукмов, которые необходимо выполнять. К действиям первого этапа добавляются действия второго этапа, а именно: идейная борьба, политическая схватка, принятие интересов Уммы на основе Ислама, раскрытие планов колонизатора, а также их прихвостней из числа правителей мусульман. То есть, мы обязаны делать то же, что делал Посланник Аллаха ﷺ, выбрав для этого подходящие средства и способы на своё усмотрение.

Для установления Дар уль-Ислям мы должны подражать шагам Посланника ﷺ, которые он предпринимал в Мекке. Придерживаясь чёткого метода, Посланник Аллаха ﷺ совершал определённые действия и был вынужден терпеть на этом пути унижение, слабость, бедствие и страдание. Но его воля не была сломлена, а его решимость не ослабла. К нему приходили веления Аллаха, и он прилагал усилия для их выполнения. Некоторые слышат слова Аллаха:

فَاصْدَعْ بِمَا تُؤْمَرُ

«Провозгласи же то, что тебе велено» (15:94), —

где Аллах приказал Посланнику ﷺ открыто провозгласить призыв, а затем видят, что Посланник Аллаха ﷺ открыл призыв по велению Аллаха ﷺ, а не на своё усмотрение, и после этого говорят: «Необязательно придерживаться этого метода!». Но если придерживаться метода необязательно, тогда зачем Посланник ﷺ занимал твёрдую позицию, бросая вызов неверным, осуждая их божества, предводителей, идеи и традиции? И всё это он делал под руководством Корана. Посланник ﷺ мог благосклонно относиться к предводителям и умиротворять их, а также придерживаться обычаев своего народа до тех пор, пока не утвердился бы среди людей. Но при этом он нарушил бы веление своего Господа. Аяты Корана ниспосылались, а он придерживался того, что в них говорилось. Аллах ниспослал аят:

قُمْ فَأَنذِرْ

«Встань и увещевай!» (74:2), —

и Посланник ﷺ стал атаковать предводителей курайшитов, как мы говорили выше. Например, читал при людях следующие аяты:

تَبَّتْ يَدَا أَبِي لَهَبٍ وَتَبَّ

«Да пропадут пропадом руки Абу Ляхаба, и сам он пропал» (111:1),

عُتُلٍّ بَعْدَ ذَلِكَ زَنِيمٍ

«Жестокому, к тому же самозванцу» (68:13).

При этом Коран защищал Посланника Аллаха ﷺ:

مَا أَنتَ بِنِعْمَةِ رَبِّكَ بِمَجْنُونٍ

«Ты по милости своего Господа не являешься одержимым» (68:2), —

и описывал неверных следующими словами:

وَدُّوا لَوْ تُدْهِنُ فَيُدْهِنُونَ

«Они хотели бы, чтобы ты был уступчив, и тогда они тоже стали бы уступчивы» (68:9).

Аллах повелел Посланнику ﷺ открыто провозгласить и увещевать жителей Мекки и окрестностей. В то же время Аллах запретил ему и сподвижникам использовать оружие. Таким образом, приходили аяты, а Посланник Аллаха ﷺ строго придерживался того, что в них говорилось. И как после этого можно заявлять о том, что необязательно придерживаться определённого метода?

Когда речь идёт о необязательности, тогда нужно понимать, что дело остаётся на самоусмотрение. Согласно пониманию таких людей, Посланник ﷺ мог нарушить все веления Аллаха или хотя бы некоторые из них, потому что он был не обязан следовать тому, что приходило к нему от Аллаха. И это означало бы, что мы тоже имеем выбор следовать методу Посланника Аллаха ﷺ или отказаться от этого. Это мнение полностью противоречит правильному пониманию и считается отказом подражать Посланнику ﷺ в методе достижения перемен.