Исламский метод основан на глубоком понимании проблемы, а затем — нахождении шариатских доказательств, необходимых для решения этой проблемы с последовательным изучением и пониманием и, конечно же, выведении закона из этих доказательств.
Появление группы или партии, которая ведёт деятельность по осуществлению перемен, связано с имеющимися обстоятельствами и средой в том смысле, что она должна принимать шариатские решения, необходимые для изменения существующей реальности.
Для понимания реальности требуется тщательное изучение.
Понимание Шариата требует определения источников шариатских доказательств и определения правил усуля, то есть законов, в соответствии с которыми должно производиться выведение решений. Процесс выведения требует наличия муджтахида, который имеет способность связывать решения с их реальностями и выводить решения согласно их причинам (иллят).
Итак, появление любой группы или партии связано с существующей реальностью, которую она хочет изменить, сделав реальность объектом мышления и перемен. Следовательно, партия или группа должна глубоко и тщательно изучить действительность и определить проблемы, требующие решения. Необходимо различать среди многих проблем те, которые стали следствием других проблем, и те, которые стали причиной появления остальных проблем. Для этого необходимо различать между проблемой и её проявлениями или между заболеванием и его симптомами. При таком понимании определяется реальность заболевания и возникших симптомов, а уже следующим шагом, после установления диагноза, станет назначение лечения.
Опытного врача при постановке диагноза не должны вводить в заблуждение симптомы. Например, если у человека имеется проблема с заболеваниями органов пищеварения, то, как следствие, могут быть поражены кожные покровы, подняться температура. Если врач лечит симптомы, а именно — кожную сыпь, и занимается сбиванием высокой температуры, выписывая соответствующие препараты, и игнорирует проблему органов пищеварения, то такое лечение ущербно, а такой врач — не профессионал. Главное в лечении — устранить причину, в данном случае — решить проблему заболевания органов пищеварения.
Если устранить причину, то исчезнет и сама болезнь, а тогда — и её симптомы. Затем врач наблюдает за симптомами, и в случае необходимости выписывает назначение для избавления от симптомов болезни. Так происходит, что иногда симптомы исчезают сами собой с решением проблемы основного заболевания, а иногда остаются последствия, которые так же нуждаются в лечении. Но изначально борьба лишь с симптомами считается неполноценным лечением.
То же самое касается реальности, в которой мы живём. Мы знаем, что есть главные проблемы, которые порождают много второстепенных. Одной из самых главных проблем сегодня является отдаление мусульман от концепции главенства Аллаха (хакимия). Это породило множество второстепенных проблем: бедность, беззаконие, невежество, падение нравов, низкие нормы отношений. Аллах уже указал на главную причину проблем людей, сказав:
وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكًا
«А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:124).
Эти проблемы возникают из-за существования главной причины, и их кардинальное основательное решение может быть достигнуто только путём решения, в первую очередь, главной причины. Если деятельность не будет направлена на возобновление исламского образа жизни, то есть, чтобы исламская акыда служила политической идеологией, контролирующей поведение мусульманина в рамках приказов и запретов Аллаха и толкающей его к установлению Шариата Аллаха, тогда следы правления куфра не будут удалены.
Отсюда вытекает, что главная проблема носит не образовательный, не моральный и не экономический характер. Вопрос не заключается в защите прав мусульман, в укреплении их социальных, экономических и военных позиций. Скорее, проблема кроется в понимании мусульман о концепции главенства (хакимия) в том смысле, кому принадлежит главенство, как с точки зрения убеждения, так и в жизни. В Исламе главенство принадлежит только Аллаху. С практической стороны необходимо восстановить доверие мусульман к законам Ислама. Затем нужно сделать так, чтобы мусульмане озадачились построением системы, исходящей из акыды Ислама, и чтобы они не теряли стремления к Раю и страха перед Адом, а также чтобы заботились о положении всех мусульман и даже всего человечества, смотря на проблемы людей через призму исламских убеждений.
Понимая всё это, группа определяет суть болезни общества и понимает, что как только это заболевание будет излечено, все его симптомы исчезнут. Отсюда становится ясно, насколько важно правильное изучение и понимание реальности.
Изучаемую реальность учёные науки усуль называют «аль-манат». Прежде чем приступить к сбору шариатских доказательств, необходимо разобраться с самой реальностью.
Зачастую понимание реальности составляет более сложную задачу, нежели понимание законов, связанных с ней. Определение реальности требует точности, потому что, если мы неправильно понимаем реальность и сохраняем ошибочное понимание в своём сознании, затем переходим к шариатским доказательствам, связанным с этой реальностью, тогда весь процесс нарушается, потому что собранные нами доказательства не будут иметь никакой актуальности и связи с существующей ситуацией, а будут направлены на наше ошибочное понимание. Получится, что мы применим шариатские доказательства не к той реальности, о которой они говорят и для которой предназначены.
Для понимания реальности необходим умственный труд. Недопустимо рассматривать реальность как источник мышления, и никакое решение не должно исходить из реальности; правильнее, когда реальность изучается такой, какая она есть, и для её исправления находится требуемое Шариатом решение.
Из книги «Призыв к Исламу», Ахмад Махмуд