25
Чт, апр

Понимание призыва (давата)

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Понимание исламского давата [دَعْوَة] (призыва, дéла) и ведение соответствующего образа жизни, вероятно, предельно важны для каждого мусульманина, осознавшего значимость призыва.

Однако действительно ли мы понимаем дело Ислама и принимаем ли возложенную на нас ответственность за призыв? Это уже является вопросом, вынуждающим нас порой колебаться с ответом. Именно это станет предметом данной статьи, а также мы вместе попытаемся разобраться — осознали ли мы на самом деле, что такое дават?!

Совершенно точно, чтобы быть носителем призыва и выполнять его требования, необходимо ознакомиться и осмыслить наш образ подражания и нашего лидера — Мухаммада ﷺ и его выдающихся сподвижников. Тут я не имею в виду жизнеописание (сиру) Посланника Аллаха ﷺ в его классическом формате. Напротив, я имею в виду Пророка ﷺ в качестве носителя призыва. Другими словами, что Пророк ﷺ и его выдающиеся сподвижники сделали в качестве носителей призыва и какие жертвы они принесли на этом пути? Опять же, какое поведение они проявляли в отношении своих ошибок? В противном случае, если мы будем рассматривать это с точки зрения оси морали, как это происходит в классическом рассмотрении сиры, мы точно не сможем достичь желаемого результата. Пророк ﷺ и его сподвижники в мекканский период показали нам следующие особенности, которые присущи носителю призыва:

1. Призыв занимал центральное положение в их жизни.

2. Ради успешности дела Ислама они шли на различного рода жертвы, предпочитая Вечную жизнь мирской.

3. Они не пренебрегали своими семьями, родственниками и деловой жизнью, насколько это было возможным, таким образом подавая пример тем, кого они приводили в Ислам.

4. Они добились успеха в семейных делах, будучи при этом носителями призыва. Однако они не отказывались от дела Ислама в случае недовольств, проявляемых членами их семей в связи с их призывом.

Конечно же, мы могли бы перечислить ещё множество других пунктов, но ограничимся пока рассмотрением этих четырёх. А затем мы, адаптировав эти пункты к современности, подведём итоги и постараемся сопоставить эти пункты с собой.

Относительно первого пункта можем сказать следующее: в 15-м аяте суры «Аш-Шура» Аллах говорит:

فَلِذَٰلِكَ فَٱدۡعُۖ وَٱسۡتَقِمۡ كَمَآ أُمِرۡتَۖ وَلَا تَتَّبِعۡ أَهۡوَآءَهُمۡۖ

«Посему проповедуй и следуй прямым путём, как тебе было велено. Не потакай их желаниям» (42:15).

Как подчёркивается в данном аяте, когда Пророк ﷺ выполнял свой долг, его самой важной чертой было то, что он ﷺ ни на йоту не отклонялся от сырат уль-мустаким (прямого пути), предписанного Шариатом. К тому же, с нас как с людей требуется не поддаваться страстям и желаниям и не потакать тем, кто следует за шайтаном. Когда Посланнику Аллаха ﷺ было поручено нести данный призыв, он ﷺ спустился с горы Джабаль ан-Нур и укрылся в своей постели, пытаясь побороть свою дрожь. Пророк ﷺ осознал, как поменяется отныне его жизнь, когда Аллах ниспослал ему Своё первое веление:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلۡمُدَّثِّرُ ١ قُمۡ فَأَنذِرۡ

«О завернувшийся! Встань и увещевай!» (74:1,2).

Это был действительно очень трудный и сложный период. Существуют десятки примеров, показывающих, что в центре всего для Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников было дело распространения исламского призыва. Однако я хотел бы напомнить вам один из таких примеров:

Год, в который умерли Мать правоверных, первая жена Посланника Аллаха ﷺ Хадиджа (р.анха) и защищавший Посланника Аллаха ﷺ дядя Абу Талиб, упоминается в «Сире» как «год скорби». Так в десятом году пророчества умерли две важные личности, которые были моральными и материальными опорами Пророка Мухаммада ﷺ. В результате Посланник Аллаха ﷺ стал переживать очень трудный период в Мекке, а почти все двери города закрылись для него ﷺ и всех остальных мусульман. Отныне мусульмане не могли найти ни одной семьи, которая бы ответила ни их призыв; они не могли ни с кем заговорить. В этот смутный период Посланник Аллаха ﷺ отправился со своим вольноотпущенником Зейдом ибн Харисой к своим родственникам в Таиф, расположенный в семидесяти километрах от Мекки, чтобы понести им свой призыв.

Согласно словам Матери правоверных Аиши (р.анха), одним из двух самых сложных событий, которые пережил Пророк ﷺ во время призыва, были сложности и мучения во время давата в Таифе. Обитатели Таифа вместо того, чтобы принять Пророка ﷺ, напротив, поручили всем бродягам Таифа бросаться в него камнями, плевать и подвергать тяжелейшим оскорблениям на протяжении примерно двух с половиной километров. В результате Посланник Аллаха ﷺ, чьи ноги были залиты кровью, не мог войти в Мекку в течение нескольких дней. Однако в конце концов ему ﷺ удаётся войти в Мекку под покровительством мушрика Мутима ибн Ади. Каждый носитель исламского призыва, который попытается глубоко разобраться в этой истории, увидит, что в центре всего в жизни Пророка ﷺ находится дават Ислама.

Что же касается второго нашего пункта, то одна из формул успеха Пророка ﷺ в призыве кроется в 159-м аяте суры «Аль Имран»:

فَبِمَا رَحۡمَةٖ مِّنَ ٱللَّهِ لِنتَ لَهُمۡۖ وَلَوۡ كُنتَ فَظًّا غَلِيظَ ٱلۡقَلۡبِ لَٱنفَضُّواْ مِنۡ حَوۡلِكَۖ فَٱعۡفُ عَنۡهُمۡ وَٱسۡتَغۡفِرۡ لَهُمۡ وَشَاوِرۡهُمۡ فِي ٱلۡأَمۡرِۖ فَإِذَا عَزَمۡتَ فَتَوَكَّلۡ عَلَى ٱللَّهِۚ إِنَّ ٱللَّهَ يُحِبُّ ٱلۡمُتَوَكِّلِينَ

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (3:159).

Если бы Посланник Аллаха ﷺ не призывал бы через мудрые слова, то, вероятно, многие люди не прислушались бы к нему и, возможно, не увидели бы истины. Мы также можем привести в пример услюб (способ), к которому прибег Мусаб ибн Умайр в Медине. Фактически, он смог завоевать Асада ибн Зурару, одного из видных деятелей Медины, и, что более важно, Сада ибн Муаза, благодаря очень точному и разумному подходу и позиции.

Он часто делал подобное и порою рисковал своей жизнью, но каждый раз выходил победителем. Сподвижник, который сделал это, несомненно, предпочёл Вечную жизнь мирской и стал тем, кто заложил основу для установления Первого Исламского Государства в Медине. Когда этот великий сподвижник пал смертью шахида на поле битвы при Ухуде, другие сподвижники не могли найти ткани для его савана, чтобы полностью покрыть тело Мусаба. Валлахи, Мусаб ибн Умайр предпочёл Вечную жизнь бренной, мирской.

Примеры, относящиеся к третьему пункту:

Призыв — сложное и изнурительное дело. Сподвижники, осознававшие это, несмотря на все трудности — придавали особое значение родственным узам. Не будем забывать, что среди первых велений Посланника Аллаха ﷺ было сылат ур-рахм (поддержание родственных уз). К тому же, одним из первых кто поддержал Пророка ﷺ, был сын его дяди Али (р.а.). А с другой стороны, другой его дядя по имени Абу Ляхаб был наиболее враждебно настроенным по отношению к Посланнику Аллаха ﷺ. Однажды один из сподвижников сказал: «О Посланник Аллаха, у меня есть родственники. Я их навещаю, но они меня — нет. Я делаю им добро, но они отвечают мне злом. Я с ними мягок, но они мне грубят». Наш Пророк ﷺ сказал в ответ: «Если ты поступаешь так, как говоришь, то ты вынуждаешь их глотать горячий пепел. Пока ты продолжаешь так поступать, помощь Аллаха с тобой» (Муслим, Бирр, 6. IV, 1982).

Другими словами, носители призыва всегда должны оставаться примером и образцом для подражания для своих родственников, соседей, коллег по работе, однокурсников и всех, кто находится в их окружении. Мы видим и наблюдаем это в жизни сподвижников, и особенно в жизни Пророка Мухаммада ﷺ.

В связи с четвёртым пунктом мы можем привести пример Умм Исхак:

Умм Исхак является одной из первых мусульманских сподвижниц после Матери правоверных Хадиджи. Она сделала этот благородный шаг (приняла Ислам), несмотря на то, что её муж находился в неверии и периодически подвергал её мучениям. Однако она с терпением держалась своей веры и не отказывалась от неё, а когда наступило время переселения (хиджры), она с братом тайно выдвинулась в Медину. Спустя три дня пути они решили сделать привал. Тогда Умм Исхак поняла, что её брат забыл взять некоторые вещи из их имущества в Мекке, поскольку они выдвигались в полной поспешности и строжайшей тайне.

Хотя Умм Исхак неоднократно напоминала брату, что в Мекке опасно и что её муж убьёт его, её брат всё-таки вернулся в Мекку за вещами. Умм Исхак ждала его посреди пустыни в течение трёх дней, а когда она повстречала караван, идущий из Мекки, то спросила их о своём брате и получила известие о том, что тот умер. После слов «инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун», которые она проговорила с огромной грустью, и нескольких часов и даже дней, проведённых в слезах, Умм Исхак, полагаясь на Аллаха, продолжила свой путь хиджры в Медину в ночное время и скрывалась в дневное.

Итак, после этих коротких напоминаний давайте попробуем адаптировать эти четыре пункта к сегодняшнему дню и разобраться в них в качестве носителей призыва. Давайте попробуем разобраться в сути призыва на примере женатого студента, у которого есть ребёнок. Статус семейного человека и отцовства с точки зрения семейных обязательств требует от него заниматься заработком, а то, что он студент, с точки зрения образования требует дополнительного старания в учёбе. Конечно же, такой брат определённо не может пренебрегать женой и ребёнком из-за того, что является носителем призыва. Также он не может пренебрегать обязательством по содержанию семьи из-за учёбы. Быть студентом в университете для получения профессии важно как с точки зрения материального обеспечения семьи, так и с точки зрения призыва. Поэтому он должен обратить на это особое внимание, так как он должен быть образцом для тех, кому он несёт свой призыв.

Что же мы увидим, объединив все эти аспекты с нашими вышеприведёнными четырьмя пунктами? А то, что так называемое «мирское» образование и работа не означают, что носитель призыва не рассматривает свой дават как вопрос жизни и смерти. Тем более, призыв студента своим сверстникам в университете не схож с его призывом в других общественных кругах. Это не должно заставлять нас думать, что «обычные» люди, в отличие от студентов учебных заведений, не представляют интереса в деле призыва. Однако то, что мусульманин в студенческие годы сможет понять и осмыслить на идейном уровне призыв, занимают свою особенную нишу в деле призыва.

В таком случае, как следует понимать ситуацию женатого студента, у которого есть ребёнок и который рассматривает свой дават как вопрос жизни и смерти, или, иными словами, ставит вопрос призыва в центре всей своей жизни? Прежде всего, мы должны вспомнить, что сутки состоят из 24 часов, а неделя — из 7 дней. Физически невозможно, чтобы носитель призыва посвящал себя давату 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. С другой стороны, не может быть и речи о том, чтобы отец мусульманской семьи действовал пренебрежительно в отношении нафака, в отношении содержания своей семьи.

Другими словами, спать от 5 до 7 часов и работать от 7 до 9 в день для содержания своей семьи — вполне достаточно. Конечно же, так как речь идёт о студенте, то рабочий день, вероятно, не превысит 3-6 часов в день. Поэтому в среднем человек, который не учится, может посвящать этим двум аспектам 12-16 часов в день, а учащийся — 8-10 часов. Если учесть, что студент университета проводит на занятиях 3-5 часов в день, то уже получается 11-15 часов. Поскольку работа и учёба, как правило, занимают пять дней в неделю, то появляется больше дополнительного времени на выходных.

Если взглянуть на проблему через женатого студента ВУЗа, который к тому же должен работать, чтобы содержать семью, то в среднем 16-22 часов в день у него занимают сон, учёба и заработок. Скажем, это в среднем 19 часов. Оставшиеся 5 часов он должен потратить на себя и свою семью. Предположим, что такой юноша посвящает 2 часа своей семье, 1 час — отдыху и 2 часа делу призыва. В таком случае он определённо проделал работу, которую следует высоко оценить.

Думаю, всем известно, что имеется существенная разница между носителем призыва, у которого нет упомянутых особенностей (он не состоит в браке, не посещает учебные заведения и не имеет обязанностей перед семьёй по её содержанию) — этому брату мы бы посоветовали всерьёз пересмотреть свою жизнь — и молодым студентом, который при всём уделяет несколько часов в день делу призыва.

Если такой брат, о каком мы сейчас упоминали, смог привлечь к давату пару человек в течение 3-6 месяцев, или если он участвовал во множестве мыслительных и организационных мероприятиях, то неуместным будет сказать, что он не является носителем призыва или он недостаточно серьёзно относится к давату. Но также нельзя не отметить, что брат, который имеет финансовые возможности и работает не более одного часа в день, естественно, должен уделять делу исламского призыва куда больше времени. Он должен ещё больше развиваться и оказывать большую физическую поддержку давату. И, конечно же, мусульманин, осознавший значимость призыва, непременно поступает таким образом.

В итоге я хочу закончить свою статью словами: быть носителем призыва или нести дават — это не тип поклонения с определённым временем и количеством, как пятикратный намаз. Опять же, дават невозможно сжать до одного-двух часов в день или одного дня в неделю. Это самое важное поклонение, которое имеет значимость вопроса жизни и смерти и порою становится причиной для отказа от всего на свете, если это понадобится. Однако эта формулировка, безусловно, не является и не должна быть препятствием для наших текущих повседневных дел.

 

Мехмет Айдын
14.07.2020

Главное меню