05
Чт, авг

Постепенность

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Идея, которую мы хотим рассмотреть и объяснить её неправильность — это постепенное выполнение Ислама, из чего вытекает мнение о дозволенности участия в нынешних системах, а также о том, что демократия исходит из Ислама, посредством чего нашу религию хотят сблизить с разумом, учитывая тесную связь этих мыслей с деятельностью некоторых групп.

Что означает постепенность? Как сторонники постепенности понимают свою идею? Какие доводы имеются у них? Каково решение Шариата по поводу идеи постепенности?

Когда мусульмане достигли предела в духовном опустошении, материальном упадке, мыслительной отсталости и политической слабости, их идеи опустились на уровень реальности, в которой они жили. Среди тех, кто придерживается религии Аллаха, возникли идеи, которые не отображают сути самого Ислама и его взглядов на жизнь, а скорее, выявляют непонимание и незнание Ислама и его тенденций. Колонизатор, в чьих руках оказалась судьба исламского мира и который стал управлять нашими странами как ему заблагорассудится, смог привить мусульманам свои концепции и критерии. Он смог посадить семена своих мыслей, которые выросли и принесли разные плоды, кажущиеся приятными и сладкими, когда о них рассуждают враги мусульман. В этой битве одержал победу враг.

Причина же кроется не в Исламе, а в мусульманах, которые перестали осознанно следовать своей религии и утратили правильное понимание. Они пытались сопротивляться, вооружившись идеями, которые находятся под влиянием реальности и интереса. Но все эти кривые попытки и хромые шаги увенчались полным провалом и унизительной капитуляцией. Неверие продолжало укрепляться в наших странах, и никто не мог помешать этим процессам или сдержать их. Как же неверный колонизатор атаковал Ислам? И каким был ответ мусульман?

Запад обвинил Ислам в том, что он не может идти в ногу со временем и не может найти решения возникающих проблем. В ответ мусульмане попытались найти решения в Исламе, прибегая к тому, что говорит капиталистическая система. А поскольку фундамент, на котором основана капиталистическая система, находится в полном противоречии с фундаментом, на котором основан Ислам, эти мусульмане сознательно стали согласовывать две противоположности. Поэтому они осознанно стали практиковать неправильное толкование, создавшее ложные концепции и критерии, которые были приписаны Шариату.

Цель всего этого заключалась в том, чтобы найти гармонию между двумя точками зрения и создать образ того, что Ислам может идти в ногу с прогрессом. В результате эти концепции, правила и критерии были приняты на основании того, что они построены на исламских идеях и что посредством них понимается Ислам, хотя принять всё это означает оставить Ислам и следовать капиталистической системе. Каждый призыв к согласованию двух противоположностей или призыв, звучащий под влиянием этого согласования, — это призыв к неверию и отказу от Ислама. Это также означает доносить мусульманам идеи неверия, призывать к их принятию и отказаться от истинного исламского призыва.

Когда в эпоху упадка некоторые мусульмане попытались исправить положение с помощью чуждых идей, их действия стали последней каплей, переполнившей чашу. Они не смогли вытащить Умму из дна, потому что сами оказались там.

Мы можем слышать, как некоторые, намеренно или ненамеренно, оскорбляют Исламский Шариат, утверждая, что по прошествии четырнадцати веков со времён Посланника Аллаха (с.а.с.) мы не можем продолжать жить с тем же самым складом ума. Поэтому они говорят о необходимости обновления так, чтобы Ислам мог идти в ногу с обстоятельствами и снова выйти на передний план. Они заявляют, что необходимо одеть Ислам в современную одежду и привить ему современные идеи, чтобы религия Аллаха снова могла объединить сердца, освободившись из темницы и избавившись от обвинений. Согласно их словам, нельзя оставлять Ислам в старой одежде.

С этой точки зрения некоторые мусульмане выдвинули ряд мыслей, которые составляют их идейную основу, показывают их путь и определяют их новое направление в жизни. Это то, что принято называть идеями эпохи упадка, поскольку возникли они в период появления мнения о возможности подъёма мусульманских стран по западному образцу. Эти мусульмане посчитали, что идти в ногу со временем и использовать развивающуюся западную мысль является исламским требованием, чтобы наша религия соответствовала уровню нынешней эпохи.

Таким образом, возникло много идей, соответствующих этой тенденции, например: «Ислам — гибкая и развивающаяся религия», «Возьми и требуй», «Принимается то, что соответствует Шариату, или то, что не противоречит Шариату», «Выбирай меньшее из двух зол», «То, что не можешь сделать полностью, сделай частично», «Постепенность в применении Ислама», «Демократия — из Ислама», «Законы могут меняться по мере изменения времени и места», «Где интерес, там и Шариат Аллаха». Эти и тому подобные идеи стали отправной точкой или мыслительной базой того, что было названо «исламским модернизмом», наиболее видным флагманом которого был масон Джамалуддин аль-Афгани и его ученик Мухаммад Абдо, который носил титул Шейх уль-Исляма.

Такие идеи долгое время выдвигались недобросовестными и злонамеренными людьми, чтобы отделить мусульман от того, что даёт им силу, и чтобы сохранить их в слабости, которая мешает снова выполнить веление Аллаха.

Другие выражали эти идеи с благими намерениями, думая, что в них содержится исцеление от отсталости и упадка, от которых сегодня страдают мусульмане.

Независимо от того, выдвигаются эти идеи с благими намерениями или с дурными, результат всегда один. В любом случае, мы предостерегаем мусульман от ловушек, которые расставляются неверными против нашей религии, и призываем отказаться от таких идей, которые оказались бесплодными на земле, поскольку не принесли добра и не защитили от зла. Аллах сделал нас самыми богатыми людьми. В Исламе достаточно того, в чём мы испытываем потребность, и нам не нужно заимствовать что-то у других. Природа Ислама указывает нам, откуда и каким образом нужно брать что-либо. Исламская религия ниспослана Аллахом для решения жизненных проблем.

Мусульманин должен лишь совершать иджтихад в ниспосланных шариатских текстах, не выходя за их рамки, чтобы узнать решение Создателя. Идейные правила, которые сопровождают мусульманина в жизни, должны быть подчинены своим исламским текстам, поскольку они являются шариатскими решениями и имеют свои подробные доказательства. Метод иджтихада является единственным и постоянным, и его нельзя изменять ни при каких обстоятельствах.

Вспомним некоторые шариатские идеи и правила, которые должны контролировать умы мусульман, определяя их ориентацию и направление, чтобы они поспешили действовать в соответствии с ними: «Где Шариат, там и интерес, а не наоборот», «Основа в действиях — следование решению Шариата», «Основа в вещах — дозволенность, пока не будет доказательства на запрет», «Хорошо — это то, что посчитал хорошим Шариат, а плохо — это то, что посчитал плохим Шариат», «Добро — это то, чем доволен Аллаха, а зло — это то, что гневит Его», «Нет решения до прихода Шариата», «Кто отвернётся от Напоминания Аллаха, того ожидает тяжкая жизнь», «Исламская Умма — единая Умма, исключая других людей», «Ислам не утвердил патриотизм, национализм, социализм или демократию», «Ислам — это особый образ жизни, который полностью отличается от других».

Некоторые шариатские тексты ясно указывают на важность соблюдения того, что соблюдали праведные предшественники, не выходя за указанные рамки в сторону нововведений, поскольку любое нововведение в религии порицается.

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

وَقَدْ تَرَكْتُ فِيكُمْ مَا إِنِ اعْتَصَمْتُمْ بِهِ فَلَنْ تَضِلُّوا أَبَدًا أَمْراً بَيِّناً كِتَابَ اللَّهِ وَسُنَّةَ نَبِيِّهِ

«Я оставил вам, разъяснив, то, придерживаясь чего, вы никогда не заблудитесь: Книгу Аллаха и Сунну Его Посланника» (Сира Ибн Хишама). Слово «никогда» означает, что наставление касается и нас сегодня.

Также сказал:

وَتَفْتَرِقُ أُمَّتِي عَلَى ثَلاَثٍ وَسَبْعِينَ مِلَّةً كُلُّهُمْ فِي النَّارِ إِلاَّ مِلَّةً وَاحِدَةً قَالُوا وَمَنْ هِيَ يَا رَسُولَ اللَّهِ قَالَ مَا أَنَا عَلَيْهِ وَأَصْحَابِي ‏

«Моя Умма разделится на семьдесят три группы. Все они — в Огне, кроме одной». Его спросили: «Какой, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Которая следует тому, на чём я и мои сподвижники сегодня» (Абу Дауд, Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Ханбаль).

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

تَرَكْتُكُمْ عَلَى الْمَحَجَّةِ البَيْضَاءِ لَا يَزِيغُ عَنْهَا بَعْدِي إِلَّا كُلُّ ضَالٍّ

«Я оставил вам ясный путь, с которого не сойдёт никто, кроме заблудшего» (Ибн Маджа, Ибн Ханбаль).

Также Пророк (с.а.с.) сказал:

خَيْرُ النَّاسِ قَرْنِي ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ

«Лучшие из людей — это моё поколение, затем — следующее, затем — следующее» (Муслим).

В другом хадисе он (с.а.с.) сказал:

إِنَّ مَنْ يَعِشْ مِنْكُمْ فَسَيَرَى اخْتِلَافًا كَثِيرًا وَإِيَّاكُمْ وَمُحْدَثَاتِ الْأُمُورِ فَإنَّ كُلَّ مُحْدَثَةٍ بِدْعَةٌ وَكُلُّ بِدْعَةٍ فِي النَّارِ فَعَلَيْكُمْ بِسُنَّتِي وَسُنَّةِ الْخُلَفَاءِ الرَّاشِدِينَ الْمَهْدِيِّينَ عَضُّوا عَلَيْهَا بِالنَّوَاجِذِ

«Поистине, тот из вас, кто проживёт долго, увидит много раздоров. Избегайте новшеств в делах, ибо каждое новшество есть нововведение, а каждое нововведение — в Огне. Так придерживайтесь же моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём! Держитесь за это коренными зубами» (Абу Дауд, Тирмизи).

Также он (с.а.с.) сказал:

كُلُّ عَمَلٍ لَيْسَ عَلَيْهِ أَمْرُنَا فَهُوَ رَدٌّ

«Каждое дело, совершённое не по нашему велению, будет отвергнуто» (Бухари, Муслим).

В этих хадисах содержится призыв к хорошему следованию и предостережение от нововведений. Реальность указывает на то, что приверженность ослабевает по мере того, как люди отдаляются от времён Посланника Аллаха (с.а.с.). Поэтому, чем больше уходит время, тем больше от нас требуется приверженности, поиска правильности и искренности. И если от нас требуется придерживаться Сунны Посланника Аллаха (с.а.с.) и сунны праведных халифов или быть на том, на чём были Посланник (с.а.с.) и его сподвижники, тогда мы не должны вводить новшества в религию, не должны выходить за указанные рамки и погружаться в нововведения. Иначе грех ляжет на того, кто занимается этим. Но как добиться всего этого в наши дни?

• Следует сохранять чистоту исламской акыды в своих сердцах, не добавляя никаких примесей.

• Черпать всё необходимое из чистых источников Ислама.

• Сохранять указанный Шариатом метод приведения доводов, который предотвращает влияние настроений и мнений на шариатское решение.

• Сделать Ислам самым важным элементом нашей жизни: более важным, чем мы сами, наши дети, наша семья, наши интересы и наши страсти, чтобы Слово Аллаха занимало самое высокое положение в наших сердцах, чтобы мы не ставили себя выше Аллаха и Его Посланника (с.а.с.) и чтобы мы стали такими, какими были наши праведные предшественники.

• Очистить свои сердца и умы от мыслей неверия и отказаться от роскоши неверия, как сподвижники очистились от мыслей джахилии и вошли в Ислам чистыми и благочестивыми.

Всё это требует от нас вернуться к началу, потому что последующие поколения Уммы преуспеют только так, как преуспели её первые поколения. Таково неизбежное правило для мусульман на всех этапах жизни. Их состояние будет колебаться между силой и слабостью в зависимости от приближения к этому правилу или отдаления от него.

После такого вступления теперь перейдём к вопросам: что означает постепенность? Как сторонники постепенности понимают свою идею? Какие доводы имеются у них? Каково решение Шариата по поводу идеи постепенности?

Постепенность означает выполнение шариатского решения поэтапно, а не сразу. Сторонники этой идеи называют это «поэтапностью». То есть изначально мусульманин практикует нешариатское решение или призывает к нему, но, по его словам, это решение ближе к шариатскому, чем предыдущее. Затем он переходит к другому нешариатскому решению, полагая, что это решение ещё ближе к шариатскому. Потом он снова переходит от одного нешариатского решения к другому, считая, что теперь он ещё ближе к шариатскому. И так продолжается до тех пор, пока он не достигнет шариатского решения.

Постепенность также означает применение шариатских решений и молчание по нешариатским решениям, пока не будет достигнуто полное соблюдение Шариата.

При этом постепенность не ограничена конкретным количеством этапов, а для сторонников этой идеи не существует однозначных правил. Одно решение может проходить один, два, три или более этапов. Обстоятельства и условия явно влияют на определение количества этапов постепенного применения Шариата. Поэтому количество этапов может увеличиваться, а может уменьшаться, так же и период, отведённый для определённого этапа, может растягиваться, а может сокращаться.

Идея постепенности может включать другие идеи, связанные с акыдой, такие как «социализм исходит из Ислама» или «демократия исходит из Ислама». Также она может касаться решений Шариата, например, если мусульманская женщина носит платье, длина которого достигает уровня чуть ниже колен, желая исполнения требуемого решения Шариата на более позднем этапе. Кроме того, идея постепенности может быть связана с системой, например, когда необходимо участие в неисламском правлении, запретность которого они сами признают. Но для них этот временный этап не является самой целью, а считается неизбежностью для достижения правления Ислама, которое и является главной задачей на более позднем этапе.

Либо они могут работать над выполнением одного шариатского решения и молчать в отношении других, надеясь, что таких решений будет становиться всё больше и однажды они возобладают. Также постепенность может быть связана с призывом, а именно — когда они призывают к этой идее. Итак, убеждённый в правильности постепенности следует этому методу и пытается призвать к нему других. Автор этого предложения может быть благочестивым и не допускать халатности в исполнении шариатских решений со своей стороны, но в то же время может допускать это в отношении других, говоря, что так он заботится о них и не хочет, чтобы они отвергли призыв к законам Ислама. Сторонники идеи постепенности заявляют, что применять хоть что-то лучше, чем ничего.

 

Из книги «Призыв к Исламу», Ахмад Махмуд