Мы говорили, что деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар возложена на индивидов, групп и государство (обладателей власти). Мы сказали, что государство выполняет основную роль в устранении предосудительного.
Вопрос, которым сегодня задаются многие в наше время, следующий: зависит ли деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар от существования Исламского Государства?
Ответ следующий: «В основе государство является исполнительным, политическим образованием, задача которого — претворять в жизнь законы Ислама и нести Ислам как послание всему миру посредством призыва и джихада. Государство — это единственный метод, установленный Исламом для реализации систем Шариата и его законов в жизни и обществе. Государство — это опора для исламского образа жизни. Без государства Ислам как идеология и система будет отсутствовать в жизни, его признаки останутся лишь в проявлениях духовных обрядов и нравственных качеств личности». Наличие Исламского Государства очень важно для реализации законов Ислама. В этом нет разногласий. Абдуллах ибн аль-Мубарак был прав, когда сказал следующее:
Джамаат (общество) — это вервь Аллаха! Так держитесь
за эту надёжную рукоять те, кто желает покориться [Ему].
А сколько трудностей Аллах прогнал с помощью власти?!
В нашей религии и этом мире мы ощущаем [Божественную] милость от власти.
Если бы не Халифат, для нас дороги были бы небезопасны.
А самый слабый из нас стал бы добычей сильных из нас.
Дело в том, что Законодатель перечислил стороны, на которые возложил установление религии в целом. Индивидам Законодатель обязал выполнять одни вещи, а группам и государству — другие. Среди законов Шариата есть такие, которые возложены на халифа или тех, кто заменяет его, а значит, другим запрещено заниматься выполнением этих законов. Если кто-то решит взять на себя полномочия халифа, например, в вопросах претворения худудов, то, как сказали факихи, он относится к числу тех, кто посягает на власть, т.е. на права государства.
Есть законы, которые возложены на индивидов, но если они проявляют упущение в этом, то исполнение их ложится на халифа. Есть законы, которые возложены как на халифа, так и на индивидов, и каждый из них (халиф и индивид) выполняет то, что потребовал от них Шариат в меру своих возможностей/способностей. Эти законы не связаны с наличием халифа, они должны выполняться, несмотря на его наличие или отсутствие, например, джихад. Причина этого заключается в том, что шариатские доказательства, указывающие на джихад, пришли в абсолютной форме (мутляк). Аллах говорит:
كُتِبَ عَلَيْكُمُ الْقِتَالُ
«Вам предписано сражаться» (2:216).
В основе дело о сражении находится в руках халифа, поскольку он — единственный, кто может объявлять войну и заключать перемирие. Однако когда нет халифа, т.е. нет государства, которое претворяет законы Ислама внутри страны и несёт Ислам как послание остальному миру посредством джихада, то это не значит, что джихад приостанавливается. Недопустимо, чтобы он приостановился, ведь если так произойдёт, тогда земли мусульман будут оккупированы, богатства разграблены, честь и достоинство будут унижены, а святыни будут осквернены, как это и происходит в наши дни.
Точно так же деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар не зависит от халифа и обладателей власти. Ведь не важно, есть Халифат или его нет, претворяются над мусульманами законы Ислама или светские законы, надлежащим образом претворяет правитель законы Ислама или есть упущения — в любом из упомянутых положений деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар будет оставаться ваджибом для всех мусульман. Данная деятельность не ограничивается наличием или отсутствием халифа, поскольку существование Исламского Государства не является условием для этого. Ведь Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ
«Пусть тот из вас, кто увидит предосудительное, изменит это собственноручно…»,
لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ أَوْ لَيُوشِكَنَّ اللَّهُ أَنْ يَبْعَثَ عَلَيْكُمْ عِقَاباً مِنْهُ
«…Вы обязательно будете приказывать одобряемое и запрещать предосудительное, иначе Аллах непременно пошлёт на вас наказание [если вы оставите приказывать одобряемое и запрещать предосудительное]…». В этих хадисах отсутствует какое-либо ограничение. Ибн Кудама аль-Макдиси в книге «Мухтасару минхаджи аль-касидин» писал: «Некоторые люди для исправления предосудительного поставили условие: разрешение со стороны Имама или валия. При этом они отметили, что запрещено кому-либо из обычных граждан заниматься хисба (повелевать одобряемое и удерживать от предосудительного).
Такое утверждение неправильное, поскольку аяты и хадисы повествуют о том, что каждый, кто увидел предосудительное и промолчал, тот считается грешником. Ограничение разрешением Имама — не что иное, как произвол». Ан-Навави в комментариях к книге «Сахих» Муслима пишет: «Учёные сказали, что деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар не ограничивается лишь обладателями власти, она дозволена каждому мусульманину». Абу Хамид аль-Газали сказал: «Ограничивать [деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар] полномочиями Имама — не что иное, как произвол, и у этого нет основы»1.
Материал из книги:
Нормы Шариата о деятельности «повелевать одобряемое и удерживать от предосудительного»
Аль-Амру биль-мааруф ван-нахъю аниль мункар
Ясин ибн Али
1. Книга «Ихъя улюм ад-дин», автор Абу Хамид аль-Газали.