25
Чт, апр

Чего лишились Ислам и мусульмане по вине исламизма?

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Среди мусульман ходит следующая поговорка: «Вчерашние муджахиды стали сегодняшними подрядчиками».

В Турции эту фразу обычно используют в адрес прагматичных исламистов, которые в интеграции с «Партией Справедливости и Развития» (ПСР) внедрились в систему и извлекают из неё максимальную для себя выгоду, заявляя при этом, что якобы не идут на компромиссы касательно своей исламистской позиции. Действительно, исламисты 90-х годов, которые отошли от исламских принципов и целей после прихода «ПСР» к власти, сделали вывод, что «спокойствие, комфорт и выгода» являются единственной действительной разменной монетой.

Хотя данная ситуация вызвала у многих разочарование, подавляющее большинство было заманено в караван прагматистов, где они стали жертвами пользы (маслахата) и отдалились от исламских принципов. Хотя отдельные личности, группы, партии, учреждения и организации, которые возникли в качестве исламистов, должны были быть сильными носителями Ислама, но, к сожалению, и они прибегли к манипулированию ясными целями и принципами Ислама.

По сути, исламизм — это тенденция, возникшая после того, как мусульмане перестали представлять лидирующий центр мировой политики. Серьёзный регресс, ставший ощутимым во второй половине XVIII века, привёл к новому образу мышления среди мусульман. Почему Запад продвинулся, а мы отстали от всего мира? Как Запад достиг подобного развития? Он преуспел в этом за счёт своей религии или за счёт того, что отодвинул свою религию на задний план? Каким должен быть наш подход к западным принципам, ценностям и цивилизации?

На повестку мусульман легли такие вопросы, как «С чего следует начать возрождение?». Даже если не в форме общественного движения, а только на индивидуальном уровне, среди мусульман появились некоторые учёные, такие как Шах Валиуллах Дехлеви, которые предложили пути выхода и спасения. Вслед за этим появился ряд идейных деятелей, заложивших современные основы некоторых движений, называемых «движениями возрождения», «реформаторскими движениями», «модернистскими движениями» и «традиционными движениями».

Вслед за обострением проблем, идейным отравлением мусульман, а также упразднением обеспечивавшего фактическое единство государства Халифат в 1924 году среди мусульман возникли исламистские движения, желавшие воссоединить мусульман и вернуть их к былым временам, либо нацеленные на узкую деятельность на локальном уровне. При упоминании исламизма обычно имеются в виду не индивидуалистические движения, а политические исламисты, нацеленные на общество и систему, что и мы имеем в виду в целом под этим термином. Итак, чего же лишились Ислам и мусульмане по вине исламизма? Какой вред он причинил Исламу и мусульманам? Давайте кратко рассмотрим это под несколькими заголовками.

Был удалён ясный образ Ислама из сознания людей

Поставив Ислам в нынешнюю конъюнктуру с некоторыми интерпретациями и принудительными умозаключениями, исламисты нанесли удар по идее о том, что Ислам обладает уникальным мировоззрением и уникальной системой, настолько, что количество людей в обществе, которые совершали намаз, но при этом выступали против Шариата, начало стремительно расти. Среди людей, которые верили в Аллаха и Пророка ﷺ, возникло понимание, из-за которого они отвернулись от установленной Аллахом и Его Посланником ﷺ системы (Шариата) и более того — стали бороться против неё. Сведя Ислам к некоторым второстепенным и индивидуальным вопросам, они парализовали общественную жизнь светским пониманием. Те, кто когда-то заявлял: «Если мусульманин стал секуляристом, то он более не является мусульманином. Если он — мусульманин, то он не может быть секуляристом!», — сегодня создают путаницу через заблуждения о том, что якобы государство может быть светским, а личность — не может.

Помимо использования Ислама в качестве трамплина к своей власти, те, кто играл в исламизм, не только не вели Ислам к доминированию в государстве и обществе, но и находили продолжение своей власти в борьбе против принципов Ислама, покорившись империалистам. После того, как исламисты пришли к власти, они, прибегая к различным мягким и жёстким инструментам и методам, стали внедрять среди людей неисламские идеи, такие как секуляризм, демократия, патриотизм и национализм. К сожалению, к правящим исламистам присоединились и исламистские группировки.

Они стали партнёрами в их многочисленных идейных и физических притеснениях и отклонениях, сохраняя молчание либо принимая активное участие в их безумиях. Они пытались оправдать каждую неправильную практику власть имущих, находя прикрытие или оправдание, несмотря на то, что время от времени проявляли локальную оппозицию. Тем временем, в особенности молодое поколение, родившееся в последние 20 лет, глядя на происходящее, обратилось к некоторым неисламским идеям и решениям по причине замешательства, вызванного незнанием истинного Ислама.

В то время как некоторые искренние мусульмане всё ещё ожидали, когда же исламисты принесут Шариат, исламисты на словах и делах заявили, что являются извечными хранителями демократии. Исламские идеи и хукмы утратили ясность в сознании людей. Ислам стал религией, которую можно приспособить ко всему, как и всё можно приспособить к Исламу. Идеи и мысли, которые при одном лишь упоминании вызывают у нас мурашки по коже и от зла которых мы прибегаем к Аллаху, были выдвинуты во имя или от имени Ислама. То, что в Исламе есть право и модель управления, которые способны решить все проблемы и которые, несмотря на все различия в обществе, охватывают всё человечество, оставались незамеченными. Среди людей, приведённых мусульманами к власти, высказывались аргументы в пользу того, что религия (Шариат), являющаяся на самом деле источником мира, в случае претворения вызовет беспорядки.

Взгляните, что в этом отношении говорит премьер-министр Турции Бинали Йылдырым в своём видеоинтервью: «У нас в стране секуляризм, у нас — демократия. Мы не смешиваем между собой религию и государственные дела. Обратный образ нам не подходит. Если сделать религиозные ценности превыше всего в администрации, то как это будет называться? Конечно же мы крайне чтим свои религиозные ценности, но если мы станем проводить политику в рамках религиозных ценностей, то мы не сможем выпутаться из этого положения. В этом-то и вся суть секуляризма. Человек может быть мусульманином, может быть менее религиозным, может быть неверующим — всё это допустимо. Если мы попытаемся навязывать обратное, то мир в этом обществе будет нарушен. Религиозные вопросы не должны влиять на вопросы управления страной»1.

Если религиозные вопросы не должны влиять на вопросы управления страной, то на что они должны влиять? Разве Ислам не является всеобъемлющей религией, которая охватывает все сферы?! Разве мусульманин не должен принимать установленный Аллахом закон о государственном управлении точно так же, как он принимает веление о пятикратном намазе?! Разве не Господь миров является источником обоих велений?! Разве не существует десятков шариатских текстов и практических примеров Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников (р.а-хум) о том, что управление государством должно быть исламским?! Разве не Аллах велит нам держаться подальше от человеческих желаний и прихотей и подчиняться только ниспосланному Им Шариату?!

ثُمَّ جَعَلۡنَٰكَ عَلَىٰ شَرِيعَةٖ مِّنَ ٱلۡأَمۡرِ فَٱتَّبِعۡهَا وَلَا تَتَّبِعۡ أَهۡوَآءَ ٱلَّذِينَ لَا يَعۡلَمُونَ

«Потом Мы наставили тебя на путь из повеления. Следуй им и не потакай желаниям тех, которые не обладают знанием» (45:18).

Они распространили болезнь «аль-вахн» среди мусульман

يُوشِكُ الْأُمَمُ أَنْ تَدَاعَى عَلَيْكُمْ كَمَا تَدَاعَى الْأَكَلَةُ إِلَى قَصْعَتِهَا، فَقَالَ قَائِلٌ: وَمِنْ قِلَّةٍ نَحْنُ يَوْمَئِذٍ؟ قَالَ: بَلْ أَنْتُمْ يَوْمَئِذٍ كَثِيرٌ وَلَكِنَّكُمْ غُثَاءٌ كَغُثَاءِ السَّيْلِ، وَلَيَنْزَعَنَّ اللَّهُ مِنْ صُدُورِ عَدُوِّكُمْ الْمَهَابَةَ مِنْكُمْ، وَلَيَقْذِفَنَّ اللَّهُ فِي قُلُوبِكُمْ الْوَهْنَ. فَقَالَ قَائِلٌ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، وَمَا الْوَهْنُ؟ قَالَ: حُبُّ الدُّنْيَا وَكَرَاهِيَةُ الْمَوْتِ

«Близко то время, когда общины будут вместе набрасываться на вас подобно тому, как едоки приглашают друг друга к трапезе!». Кто-то спросил: «Это произойдёт из-за того, что нас тогда будет мало?». Пророк ﷺ сказал: «Напротив, в тот день вас будет много, но вы будете подобны мути, рассеянной в потоке, и Аллах сделает так, что страх перед вами покинет сердца ваших врагов, а в ваши сердца Аллах поселит вахн». Кто-то спросил: «О Посланник Аллаха, а что такое вахн?». Он ﷺ ответил: «Любовь к этому миру и ненависть к смерти» (Абу Давуд).

На протяжении многих лет в Турции и в странах, которые рассматривают её как образец для подражания, исламизм воспринимался как нечто, ставящее целью всего достижение комфортной жизни путём сохранения некоторых исламских ценностей. Вместо того, чтобы придерживаться идей и методов, принесённых Божественным Откровением, и бороться против всех неисламских идеологий, идей, критериев и убеждений, они устремились к попыткам убедить всех, что исламские концепции и практики, подвергшиеся нападкам со стороны Запада, на самом деле не из Ислама, и что Ислам и мусульмане могут адаптироваться к современному миру; они пытались реализовать такую миссию, как модернизация исламских текстов (аяты, хадисы) через использование современных интерпретаций.

Хотя некоторые комплексные, защитные и интерпретирующие подходы, подобные этим, были предприняты с добрыми намерениями и исходили из желания принести благо мусульманам, к сожалению, было замечено, что этот тип исламизма нанёс серьёзный удар по восприятию на этот раз мусульманами Ислама. В ситуации, в которой мы очутились, даже исламисты оказались бессильны защищать Ислам. Сегодняшний алчный аппетит исламистов к мирскому и их тяга к роскоши предоставили светской стороне достаточно аргументов для использования их против Ислама, поставив тем самым искренних мусульман в трудное положение. С другой стороны, эта болезнь секуляризации начала распространяться в обществе подобно вирусу. Из-за этой привязанности к мирскому воля и настойчивость утратили ясность и пошатнулись.

Профессор Ихсан Сюрейя Сырма выразил данную мысль на одной из книжных ярмарок, которую он посетил. На вопрос тележурналиста: «Как вы интерпретируете действия правительства «ПСР», направленные на то, чтобы мусульмане жили в комфортных условиях? Находится ли Турция в хорошем положении с точки зрения Ислама?», — он дал следующий ответ: «Я не знаю, что из моего ответа вы опубликуете, но я всё же отвечу, и, может быть, вы подвергнете это цензуре. В период правления «ПСР» мусульмане стали чувствовать себя намного комфортнее. Они стали светскими. Они стали людьми, более привязанными к мирскому, и, скажем так, потеряли то исламское сознание, которое было 15 лет назад. Открыто много лицеев имам-хатыбов, открыто множество факультетов по теологии, но люди отошли от преданности Исламу, которые мы находим в Коране и других книгах по религии. Окунувшись в мирское, они позабыли о религии.

Это нужно как-то компенсировать. Когда мусульмане стали светскими людьми, они построили красивые дома, купили красивые дачи, купили роскошные автомобили, но никто из них не покупает книги. Мусульмане перестали читать книги. В других кругах книги читают, а мусульмане — нет. Если не читать книг, возникают ситуации, противоречащие Исламу. Приведу пример: 20 лет назад среди мусульман было не так много разводов, а сейчас примерно 7-8 человек из 10 вступающих в брак разводятся. Почему? Потому что они не знают Ислама. Когда люди не знают Ислама, они смотрят мирскими глазами. Девушка говорит: «Я не хочу жить с твоими родителями!». Парень говорит: «Я хочу, чтобы моя избранница была с высшим образованием». То есть они смотрят мирскими глазами. Они позабыли Ислам. Если такая тенденция будет продолжаться, то, я думаю, произойдёт катастрофа»2.

Таким образом, мусульмане отошли от критерия «халяль–харам» и перешли к принципу «польза–вред». После того, как они обрели мирское, которое отныне не желали проигрывать своим врагам, они отказались от своей религии, приняли унижение в этом мире и страдания в Вечной жизни.

Они отвлекли мусульман от основы

Ислам — это фундаментальная и всеобъемлющая религия, проповедующая особый взгляд мусульман на жизнь. В основе этого особого, выдающегося взгляда лежит идея о том, чтобы фраза «Ля иляха илляллах Мухаммадун Расулуллах» доминировала в мире. Ведь таковым был взгляд Пророка ﷺ на жизнь как в мекканский период до установления Исламского Государства, так и в мединский, после его установления. В Мекке эта истина была провозглашена устами Пророка ﷺ следующим образом:

يَاعَمُّ، وَاللهِ لَوْ وَضَعُوا الشَّمْسَ فِي يَمِينِي،وَالْقَمَرَ فِي يَسَارِي عَلَى أَنْ أَتْرُكَ هَذَا الْأَمْرَ حَتَّى يُظْهِرَهُ اللهُ أَوْ أَهْلِكَ فِيهِ مَا تَرَكْتُهُ

«О мой дядя! Клянусь Аллахом, если даже они положат мне Солнце в правую руку, а Луну — в левую, с условием оставить это дело, я не оставлю его, пока не завершит его Аллах полностью или пока я не погибну на этом пути!» (Ибн Хишам, «Сира»).

В Медине же — через такие слова:

أُمِرْتُ أَنْ أُقَاتِلَ النَّاسَ حَتَّى يَشْهَدُوا أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ وَيُقِيمُوا الصَّلَاةَ وَيُؤْتُوا الزَّكَاةَ فَإِذَا فَعَلُوا ذَلِكَ عَصَمُوا مِنِّي دِمَاءَهُمْ وَأَمْوَالَهُمْ إِلَّا بِحَقِّ الْإِسْلَامِ وَحِسَابُهُمْ عَلَى اللَّهِ

«Мне было велено сражаться с людьми, пока они не скажут: «Нет божества кроме Аллаха, Мухаммад — Посланник Аллаха». Если они скажут это, то сохранят от меня свои жизни и имущество, кроме как по праву, уповая при этом на награду от Аллаха» (Бухари, «Иман» 17, 28, «Салят» 28, «Закят» l, «Иътисам» 2, 28; Муслим, «Иман» 32–36; Абу Давуд, «Джихад» 95; Тирмизи, «Тафсир ус-сура» (88); Насаи, «Закят» 3; Ибн Маджа, «Фитан» 1–3).

Другими словами, как в Мекке, так и в Медине за основу было взято именно это. Всё остальное, что касается жизни, было организовано по принципу этой основы. Но как же далеки от этой основы сегодняшние исламисты! Они сильно отдаляют мусульман от данной цели! Вначале они вышли в путь, используя эту точку зрения для того, чтобы принести свет всему миру, но отойдя от данной точки зрения, они не то что не смогли принести миру свет, но сами погрузились во тьму. Умма, которая веками преследовала данный идеал, становилась менее значимой и более вовлечённой в пустые дела из-за дискурсов локальных, национальных, местных, националистических, региональных и патриотических исламистов.

Мусульмане отдалились от того, чтобы быть Уммой на сознательном уровне

Исламизм, зародившийся в исламских землях, не только не объединил мусульман, но и привил им признание границ между собой. Он отделял их проблемы друг от друга. В итоге проблема мусульман в Сирии стала рассматриваться как проблема сирийцев, в Египте — египтян, в Ираке — иракцев. Однако мусульмане — это единая Умма в своих радостях и печали. Более того, их религия едина, их государство едино и их земли тоже едины. Посланник Аллаха ﷺ сравнил мусульман с единым организмом:

مَثَلُ الْمُؤْمِنِينَ فِي تَوَادِّهِمْ وَتَرَاحُمِهِمْ وَتَعَاطُفِهِمْ مَثَلُ الْجَسَدِ إِذَا اشْتَكَى مِنْهُ عُضْوٌ تَدَاعَى لَهُ سَائِرُ الْجَسَدِ بِالسَّهَرِ وَالْحُمَّى

«Верующие во взаимной любви между собой, милосердии и обходительности по отношению друг к другу подобны единому телу: если один орган жалуется, то всё остальное тело отзывается бессонницей и жаром» (Бухари, «Адаб»; Муслим, «Бирр»).

Заключение:

В приведённых выше подзаголовках кратко обсуждается основной ущерб, нанесённый исламистами Исламу и мусульманам. Если мы углубимся в детали, то объём этой темы увеличится, и она станет темой целой книги, а не статьи. При обширном рассмотрении вопроса становится очевидным, что почти все течения исламизма, возникшие за последние 100 лет, действовали, противореча исламским идеям и методам. Они размывали чёткий образ Ислама, притупляли скрупулёзность в соблюдении, отдаляли мусульман от истоков, вынуждали их погрязать в деталях, а также привели их к смирению с батылем и даже к тому, чтобы смешать батыль с истиной через приспособленческие и оппортунистские подходы. Люди отошли от исламского метода перемен и растворились в неисламских изменениях и трансформациях.

Хотя примеры, приведённые нами в данной статье, ограничены в целом Турцией, ситуация более или менее одинакова для всех мусульманских стран, что вполне естественно. Ведь, несмотря на региональные различия, исламизм всегда является имитацией одних и тех же устоев.

В конце нашей статьи нам бы хотелось процитировать аят, хадис и высказывание учёного-муджтахида Такыюддина Набхани.

Всевышний Аллах сказал:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ مَن يَرۡتَدَّ مِنكُمۡ عَن دِينِهِۦ فَسَوۡفَ يَأۡتِي ٱللَّهُ بِقَوۡمٖ يُحِبُّهُمۡ وَيُحِبُّونَهُۥٓ أَذِلَّةٍ عَلَى ٱلۡمُؤۡمِنِينَ أَعِزَّةٍ عَلَى ٱلۡكَٰفِرِينَ يُجَٰهِدُونَ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ وَلَا يَخَافُونَ لَوۡمَةَ لَآئِمٖۚ ذَٰلِكَ فَضۡلُ ٱللَّهِ يُؤۡتِيهِ مَن يَشَآءُۚ وَٱللَّهُ وَٰسِعٌ عَلِيمٌ

«О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведёт других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не будут бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий» (5:54).

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَيَبْلُغَنَّ هَذَا الْأَمْرُ مَا بَلَغَ اللَّيْلُ وَالنَّهَارُ وَلَا يَتْرُكُ اللَّهُ بَيْتَ مَدَرٍ وَلَا وَبَرٍ إِلَّا أَدْخَلَهُ اللَّهُ هَذَا الدِّينَ بِعِزِّ عَزِيزٍ أَوْ بِذُلِّ ذَلِيلٍ عِزًّا يُعِزُّ اللَّهُ بِهِ الْإِسْلَامَ وَذُلًّا يُذِلُّ اللَّهُ بِهِ الْكُفْرَ

«Поистине, это дело (господство этой религии) достигнет всякой местности, куда достигают день и ночь. Аллах не оставит жилища, будь оно из глины или шкуры, в которое Он не введёт эту религию посредством возвеличивания могущественного или унижения низкого. Величием Аллах возвеличит Ислам, и унижением унизит неверие» (Ахмад ибн Ханбаль, «Муснад»; Табарани, «Аль-Кабир»).

Шейх Такыюддин Набхани:

«Следовало пытаться изменить общество так, чтобы оно соответствовало Исламу, а не пытаться истолковать Ислам так, чтобы он соответствовал обществу».

 

Ильяс Кёсем

_____________________

1. https://www.cnnturk.com/video/turkiye/basbakan-binali-yildirim-cnn-turk-canli-yayininda

2. https://t24.com.tr/haber/ilahiyatci-sirma-ak-parti-doneminde-muslumanlar-cok-fazla-rahata-kavustu-dindarlar-dunyevilesti,477557

Главное меню