إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوۡمٍ حَتَّىٰ يُغَيِّرُواْ مَا بِأَنفُسِهِمۡۗ
«Воистину, Аллах не меняет положения общества, пока оно не совершит изменений в себе» (13:11).
Этот аят раскрывает основной принцип изменений. В основе общества лежат идеи, чувства и системы, которым оно подчиняется. Общество преобразовывается только тогда, когда на смену старым приходят новые идеи, чувства и системы, когда происходит смена старых идей другими идеями, чувствами и системами. Ещё одним фактором для процессов изменения выступает деятельность политических движений, откуда и возникают отличные от старых, бытующих ранее в обществе, новые идеи, чувства и нормы.
Ведь на самом деле арабы, которым был ниспослан Ислам, являлись обществом, которое было далеко от государственности, не имело опыта государственности и жило племенами по примитивным верованиям своих предков. Они заменили свои идеи, чувства и системы, которых они прежде придерживались, исламскими идеями, чувствами и системами вследствие усилий политического сплочения, основанного на исламской мысли и состоящего из мусульман во главе с Посланником Аллаха ﷺ, и тогда арабы стали исламским обществом, объединившись под руководством идейного и политического лидерства Ислама.
Когда арабы изменили то, что было в них, посредством принятия Ислама, Всевышний Аллах изменил их положение. Это новообразованное исламское общество продолжало своё развитие и сохраняло превосходство над другими народами на протяжении веков, храня приверженность исламской мысли.
ذَٰلِكَ بِأَنَّ ٱللَّهَ لَمۡ يَكُ مُغَيِّرٗا نِّعۡمَةً أَنۡعَمَهَا عَلَىٰ قَوۡمٍ حَتَّىٰ يُغَيِّرُواْ مَا بِأَنفُسِهِمۡ
«Аллах не меняет милости, которую Он оказывает обществу, пока оно само не изменит своего положительного вектора» (8:53).
Пока мусульмане оставались верны идее Ислама, Всевышний Аллах продолжал благословлять их, давал развитие и превосходство над другими народами. Когда приверженность мусульман Исламу ослабла и они перестали черпать решения своих жизненных проблем из основы исламской мысли, Всевышний Аллах отнял Своё благословение, и мусульмане начали отставать.
Поскольку другие общества, конкурирующие с мусульманами, не находились в развитом положении, мусульмане не ощущали своей отсталости. Однако когда западный мир (Европа) осуществил революцию мысли против средневекового феодализма, заменил феодализм капитализмом, а затем стал развиваться, быстро достигнув промышленной революции, мусульмане смогли прочувствовать и понять, насколько отсталыми они оказались перед лицом христианского неверного Запада, над которым прежде они доминировали на протяжении веков.
Огромное удивление, смятение и паника охватили мусульман, утративших превосходство над неверным колониальным Западом. Они не желали смиряться со своей отсталостью, в которую впали, и предприняли попытки по избавлению от неё, но не смогли вернуться к исламской мысли и выработать исламские решения. Да и по большому счёту людей (кадров), обученных, воспитанных на исламской мысли и способных справиться с этой задачей, почти не было.
Под воздействием паники и смятения они пытались подражать своему заклятому врагу, утверждая: «Давайте развиваться так же, как неверные колонизаторы». Подобное подражательное понимание привело к тому, что колониальная западная мысль и культура проникли в Исламское Государство и стали оказывать влияние на мусульман. Но, к сожалению, эта подражательная вестернизация и модернизация не только не привели к развитию, но и отдалили мусульман от исламской мысли.
В начале XX века, сразу после Первой мировой войны, государство Османского Халифата распалось и было разрушено колониальным неверным Западом и его местными пособниками на мусульманских землях. Таким образом, в качестве продолжения модернизации и вестернизации на мусульманских землях были установлены жестокие, тиранические, деспотичные правительства, которые служили западному миру, подражали ему и вытеснили Ислам из государственной и общественной жизни, заменив его идеями и системами колониального неверного Запада (т.е. капитализмом).
Эти правители унизили свой собственный народ, представив разрушивший их государство, расколовший их страну и протянувший к мусульманскому народу свои злые руки и языки Запад как «уровень современной цивилизации» и «цель, к которой нужно тянуться». Мусульмане же, с другой стороны, стали искать пути избавления от сложившейся ситуации, с которой они не могли смириться; они впали в недоумение, не зная, как им поступать дальше.
Причина безуспешности и провала развития общественных и партийных сплочений лежит в чуждом для нас западном просвещении. Колонизаторы заложили в наше просвещение и учебные программы своё порочное незыблемое основание. Этой основой стал взгляд на жизнь, отделяющий материю от духа и религию от государства. Они сделали свои собственные идеологии, идеи и мнения, системы государственного строя, институты, решения для жизненных проблем, взгляды и образ жизни, на которых основаны эти решения, фундаментальным ресурсом для нашего сознания и разума. Они представили свой колониальный образ как пример для подражания и сильную фигуру, с которой следует сотрудничать. Вот почему это чуждое просвещение привело нас к большому отчаянию по поводу того, как мы должны размышлять и выстраивать свои суждения.
Присутствие чуждого просвещения в обществе может сделать практически невозможным формирование правильного партийного сплочения, а также делает любой вид сплочения на её основе неправильным.
Распространяя своё просвещение, пришлые враги позиционировали себя в качестве источника вдохновения, и, используя тот же метод в области политики, они представляли себя дружелюбными сторонниками и помощниками, особенно перед политиками, которые концентрировались лишь на своих собственных интересах. По этой причине многие движения и сплочения, сами того не понимая, искали помощи у Запада. Любые просьбы о помощи у пришлых врагов, нормализация отношений на основе зависимости от Запада, кем бы они ни были и с какими бы благими намерениями ни действовали, — это западная отрава и предательство, совершаемое против Уммы. Эти сплочения не осознавали, что связывать наше дело с чужаками равносильно политическому самоубийству.
Колонизаторы отравили мышление мусульман через утверждения, что невозможно образовать Исламское Государство путём воссоединения мусульманских стран из-за существующих внутри Исламской Уммы культурных, национальных и языковых различий вопреки тому, что Умма едина и что связующим звеном в мусульманском обществе является исламская акыда, из которой возникла исламская система.
Сегодня вы можете видеть, что мусульмане, с одной стороны, тоскуют по Исламу, с другой же — не предпринимают попыток выступить против неверных режимов, против конституций и законов этих режимов.
Опять же, наряду с желанием вновь вернуться к Исламу они следуют идеям, вытекающим из капитализма, социализма, национализма, патриотизма и межмазхабной розни.
С одной стороны, мусульмане могут называть Америку, Англию, Францию и Россию врагами, а с другой — выпрашивать у этих государств помощь и ожидать от них решений своих жизненно важных проблем и неприятностей.
С одной стороны, они верят в принцип «Верующие — братья», а с другой — могут твёрдо и слепо придерживаться националистических и патриотических тенденций, разделяющих Исламскую Умму.
С одной стороны, они верят в Ислам, с другой — позволяют себе выкрикивать лозунги демократии, секуляризма, прав человека, идей свобод и равенства, и даже пропагандировать идеи, полностью противоположные Исламу, такие как «суверенитет народа» и «социализм».
Тем временем на наших землях возникли благотворительные и культурные формирования в виде фондов, ассоциаций, тарикатов, общин и неправительственных организаций. Их самой отличительной особенностью являлось то, что они выполняли такую деятельность, как открытие школ, больниц, курсов по чтению Корана, студенческих общежитий, научных и культурных фондов и ассоциаций, книжных магазинов, библиотек, мечетей, публикация журналов и газет, радиовещание, телевидение и проповедническая деятельность.
Хотя Ислам поощряет и побуждает мусульман заниматься благотворительностью, такая деятельность не способствует развитию мусульман. Посредством данной деятельности мусульмане не смогут реализовать вменённую им в обязанность задачу утвердить исламский образ жизни в обществе. В то же время общины, занимающиеся благотворительностью, отвлекают мусульман от исполнения такого жизненно важного обязательства, как правление в соответствии с хукмами Аллаха. Кроме того, благотворительная деятельность, которой занимаются эти общины, относится к числу дел, которые регулярны и требуют постоянного внимания. Осуществление регулярных и постоянных дел является одной из обязанностей, которую должно брать на себя государство, а не отдельные индивиды и организации.
Однако, поскольку благие дела, которые не требуют постоянного и регулярного совершения, не входят в компетенцию государства, то их совершение индивидами допустимо и узаконено религией. Подобная деятельность даже поощряется со стороны хукмов Шариата. Однако даже в этом положении благотворительность и добрые дела не обеспечивают совершения веления Аллаха по развитию мусульман.
وَلۡتَكُن مِّنكُمۡ أُمَّةٞ يَدۡعُونَ إِلَى ٱلۡخَيۡرِ وَيَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِۚ
«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное» (3:104).
В соответствии с данным аятом, призывать людей к поклонению и дополнительным нафиля поступкам означает призывать их к части Ислама. Однако основной фард — это призывать людей к исламской вере, в совокупности ко всем исламским хукмам, касающимся поклонения, морали, взаимоотношения, управления, экономики, права, образования, внешней политики, общественной и социальной жизни. Ограничиваться призывом лишь к поклонению и дополнительным нафиля поступкам — значит оставаться безразличным к ответственности за то, чтобы хукмы Аллаха господствовали в управлении, относящемся к вопросу «жизни и смерти» для мусульман. Невозможно достичь этой цели, призывая к преданности поклонению и дополнительным нафиля поступкам.
Более того, факт существования общин, расходующих свою энергию и ресурсы на подобную деятельность, отвлекает мусульман от вменённого Аллахом в обязанность фарда — утвердить господство хукмов Ислама в государстве, обществе и жизни, упразднив при этом законы куфра.
Распространение исламского просвещения является очень ценной и благой деятельностью. Однако подобные усилия не решают жизненно важную проблему мусульман и не приводят их к развитию через установление исламского образа правления. В то же время, это не метод (не путь), который можно использовать для установления Халифата и повторного господства Ислама в жизни, государстве и обществе.
Если не нести имеющиеся идеи с политическими намерениями, с целью претворять их, то данные идеи обречены остаться в рамках интеллектуальной или академической деятельности в умах людей без участи быть реализованными.
Сегодня библиотеки заполнены тысячами ценнейших книг по исламскому просвещению. Однако они продолжают своё существование в неодушевлённой форме на полках. Если идеи не реализуются в политических целях и если их не применять в управлении жизнью, то они обречены пылиться в безжизненном виде на полках библиотеки.
С другой стороны, школы и университеты, которые преподают исламское просвещение, делают это только с теоретической и академической точки зрения, а не для того, чтобы на самом деле обучить Исламу и уникальному исламскому просвещению, дабы они находили себе место в жизни общества. Ведь те, кто выпускается из этих заведений, изучали Ислам через академический подход в теоретических рамках, а не для того, чтобы претворять его, поступать в соответствии с ним, нести его как дело всей жизни и вновь привести Ислам к доминированию в жизни и государстве. Вопреки тому, что сегодня внутри Исламской Уммы существуют миллионы учёных, учителей, проповедников и академиков, окончивших подобные заведения, Ислам до сих пор не занимает доминирующего места в жизни.
Несмотря на существование этих миллионов, Исламская Умма не смогла оправиться от упадка и встать на путь развития, и даже напротив, эти учёные, учителя и академики подчинились режимам своих стран и приняли на себя миссию по обелению этих режимов в глазах людей. Они зашли так далеко, что даже осмелились пропагандировать идею о том, что подчинение режимам куфра исходит из Ислама, и объявили правителей этих порочных режимов «улуль-амр» (обладателями власти), которым Шариат требует беспрекословно подчиняться.
По этой причине неудивительно видеть, что выпускники подобных учебных заведений не принимают законы Шариата, а также критерии Ислама «халяль–харам» в качестве основы для своих взглядов на жизнь и деятельности.
وَلۡتَكُن مِّنكُمۡ أُمَّةٞ يَدۡعُونَ إِلَى ٱلۡخَيۡرِ وَيَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِۚ
«Пусть среди вас будет группа людей, которая будет призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное» (3:104).
Обязательство призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное является фардом для мусульман, независимо от того, существует ли Исламское Государство или нет, независимо от того, применяются ли исламские хукмы или нет. Обязанность повелевать одобряемое и запрещать предосудительное («амр биль маъруф ва нахй аниль-мункар»), существовавшая во времена Пророка ﷺ и следующих за ним халифов, будет оставаться в качестве фарда для мусульман вплоть до Судного дня.
Однако ограничение приказом одобряемого и запретом предосудительного не является путём, ведущим к установлению Халифата и повторному претворению Ислама в жизни, государстве и обществе. Хотя это и является частью деятельности, направленной на возобновление исламского образа жизни, но только лишь этого недостаточно. Ведь в «амр биль маъруф ва нахй аниль-мункар» входит также и отчёт правителей — повелевать им одобряемое и запрещать предосудительное. Деятельность по возобновлению исламского образа жизни отличается от деятельности «амр биль маъруф ва нахй аниль-мункар».
Величайший мункар (предосудительное) — это претворение законов куфра. Остальной мункар так же является результатом претворения законов куфра. Величайший маъруф (одобряемое) — уничтожение куфра через претворение хукмов Аллаха. По этой причине мусульмане обязаны вести деятельность по обретению власти, чтобы запрещать куфр и претворять Ислам, а также искать помощь (нусру) у тех, у кого имеется власть в этом смысле.
При изучении результатов деятельности организаций и партий, которые проявляли активность в Исламской Умме в прошлом и действуют в настоящее время, становится очевидным, что они не принесли никаких плодов, которые были бы полезны для мусульман и способствовали бы их развитию. Фактически, они нанесли скрытый ущерб, который можно обнаружить только в результате тщательного изучения. Хотя эти структуры приносят некоторую пользу, само их существование представляет большую опасность для общества. При наличии исламских идей у Исламской Уммы, претворении некоторых хукмов Шариата и утверждении исламских чувств в сердцах возникает естественная тенденция к развитию, стремление к достижению добра и образованию сплочения.
Ведь дух Ислама — это дух коллективности. Если оставить Исламскую Умму саму на себя, эта тенденция естественным образом перельётся в идею и породит деятельность, ведущую Исламскую Умму к развитию. Однако наличие подобных организаций и партий помешало возникновению нужного результата. Виной тому является то, что эти организации и партии ограничили свою деятельность конституцией и законами стран, в которых они находятся, и остались верны существующим порочным системам и режимам.
Они не действовали в рамках веления Всевышнего Аллаха, остудили трепет и желание Уммы, ограничились той мелкой деятельностью, которой им позволили заниматься режимы, и которая априори не привела бы мусульман к развитию. Однако если бы не существовало этих организаций и партий, мусульмане, объединившись в идеологическое партийное сплочение через дух коллективности, начали бы вести деятельность и достигли бы развития.
Именно по этим причинам не только сплочения, основанные на уровне сообществ, не смогли прийти к развитию, но не добились успеха и партии, которые были основаны на формальной партийности, а не на основе определённой идеологии; они не имели никакого понимания и решения (проекта) ещё до своего появления и не выработали правильных связей внутри партии между своими членами.
Эти сплочения не были образованы на правильной основе, так как придерживались неясной и крайне обобщённой мысли и не имели ясных идей и методов. И в то же время провал этих сплочений произошёл из-за их отдельных представителей. Эти партии и организации вышли в путь с членами, от которых не требовалось должной компетенции, сознательности и твёрдой воли. Они брали в основу принцип статуса своих членов в обществе или пользу, которую те могут принести партии или организации.
В результате рассмотрения мы можем сказать, что сплочения упомянутого нами типа не могли достичь успеха и обеспечить развитие, потому что строились на неправильной основе. Умма может достичь развития лишь путём правильного сплочения. В таком случае нам следует уточнить, каковы основы правильного сплочения, которые ведут Умму к развитию.
Основы правильного сплочения
Правильное сплочение должно строиться исключительно на идеологической партийной основе, которая зиждется на исламской мысли. Исламская идея должна быть душой, стержнем и секретом существования партийного тела. Первой ячейкой партии должен быть человек, в котором возникает идея и вытекающий из этой идеи метод. Этот человек должен быть похож на идею с точки зрения чистоты и прозрачности и на метод с точки зрения ясности и точности.
Когда встречаются глубокая мысль, ясный метод и чистый человек, образуется «первая ячейка партии». Эта ячейка скоро умножается на несколько ячеек, образуя «руководство партии». С формированием партийного руководства рождается «партийное сплочение». На данном этапе этого партийного сплочения необходима партийная связь между её членами, которые переняли идею и метод партии. Эта партийная связь, с другой стороны, представляет собой партийное просвещение, сформированное через мировоззрение партии, которое исходит из убеждения и концепций партии. Этим самым формируется и оживает партийное сплочение.
Если партия сможет проявить стойкость и поддерживать своё существование перед лицом различных ситуаций, которые могут быть за или против неё в обществе, в котором она существует, то она сделает первый шаг к давату и деятельности, имея ясное представление и чёткий метод и подготавливая своих членов путём укрепления связей между ними. Она становится «идеологически совершенной партией», которая стремится реализовать правильное развитие из «партийного сплочения». Это и есть правильное сплочение, потому что ядро партии состоит из мысли, являющейся основой жизни. Конечно, мысль, составляющая основу жизни, для мусульман представлена исключительно мыслью (идеей) Ислама.
В обществе, которое хочет развиваться, естественным образом возникает идеологическое партийное сплочение. Общество — это неделимое целое. По своей структуре целостности оно подобно человеку. Когда человек страдает тяжёлой болезнью и борется со смертью, каждый орган его тела охватывает некая активность. Регрессирующее и отсталое общество тоже считается больным. В этом случае жизненная сила пронизывает всё единое и неделимое общество.
Жизненной силой общества является идея и метод, который должен быть из того же рода, что и идея, и сумма этих двух (идеи и метода) составляет идеологию. Абстрактного существования идеологии в обществе недостаточно для того, чтобы возродить его. Общество оживает только тогда, когда находит идеологию и начинает применять её в своей жизни. Может случиться, что идеология существует в правовом, культурном и историческом наследии общества, но само общество далеко от сути, мысли и метода идеологии или неспособно связать её мысль и метод претворения. Следовательно, просто нахождение идеи и метода не приводит к развитию.
Жизненная сила в обществе начинает развиваться с общей чувствительностью, которая обычно возникает при серьёзных потрясениях в обществе. Эта чувствительность в обществе порождает идейное движение. Это самое движение исследует причины сильных потрясений в обществе, а также краткосрочные и долгосрочные средства по их устранению, что может привести общество к избавлению от этих потрясений, и тогда возникают некоторые суждения.
Эти суждения, в свою очередь, основываются на доказательствах, и тогда появляется правильная идея. Эта идея так же развивается, что даёт возможность для сравнения (мукаяса) и предпочтений (тарджих) в отношении прошлого, настоящего и будущего общества, истории других наций и обществ, а также их идей и методов развития. Таким образом, разум находит идеологию, состоящую из мысли и метода. Аргументировав правильность, полезность и эффективность идеологии через разумные умозаключения, разум хватается за результат и делает его убеждением для себя.
Поиски идеологии в обществе происходят на общественном уровне, поскольку это результат целостной чувствительности и восприимчивости общества. Однако, хотя эта чувствительность является обычным чувством в обществе, она различается в зависимости от выдающихся способностей, данных Аллахом каждому отдельно человеку. Если идеи общества сокрыты и не видны, то их обнаруживают и раскрывают люди с высокоразвитой социальной восприимчивостью, чувствительностью и настроением. Именно люди с высокой восприимчивостью первыми принимают меры против сильных потрясений в обществе.
Поскольку социальная чувствительность выше у тех людей, у кого восприимчивость развита больше, то и идеи прежде всего укореняются именно в них, и тогда такие люди становятся глазами общества за счёт своего проницательного понимания (идрака). Но эти люди бывают сбиты с толку и взволнованы. Они впадают в замешательство, задаваясь вопросом, какой из различных путей им следует выбрать. Проницательность в обществе так же проявляется по-разному. Сметливость у одних будет выше, чем у других.
Так, из этого проницательного общества возникает группа с превосходными качествами и одарённостями. Эта особенная и исключительная группа после глубокого исследования и изучения выбирает путь. Она, узрев чистоту пути и то, что этот путь приведёт к цели, встаёт на него и устремляется к своей цели. Когда возникает непоколебимая вера в идеологию с её мыслью и методом, она оживает в сущности этого общества и становится его убеждением. Именно это убеждение (акыда, вера) вместе с просвещением партии создаёт связь между её членами.
Когда идеология прочно принимается людьми, она мобилизует людей, чтобы те стали вести к ней призыв. Таким образом, поведение людей адаптируется к идеологии, они достигают состояния, когда начинают действовать в соответствии с её методом и находятся в рамках идеологии. Они посвящают свою жизнь и существование идеологии, призыву к идеологии и выполнению обязательств идеологии. Этот призыв направлен на то, чтобы убедить людей поверить только в эту идеологию и образовать с ней общий взгляд. Первая партийная ячейка, которая действует таким образом, становится сплочением, а позже перерождается в идеологическую партию.
Эта партия естественным образом начинает развиваться, создавая новые ячейки, которые принимают идеологию партии с полной сознательностью и пониманием, и обеспечивая общую сознательность всего общества посредством идеологии. В результате этой сознательности в отношении идеологии — идеи, проблемы, решения, убеждения, цели и взгляды общества сливаются в единое целое. Таким образом, партия становится тиглем, в котором общество тает, что приводит либо к краху Уммы, либо очищению от грязи, примеси и порочности, вызванных отсталостью. Только при такой процедуре расплавления возможно развитие общества, а это очень трудоёмкая, хлопотная и трудная задача. По этой причине никто не может справиться с этой задачей, кроме группы, которая живёт мыслью, посвящает свою жизнь мысли и предпринимает осознанные шаги.
Чувствительность общества, которое проявляет партийную идею, позволяет данной идее возникать из различных идей в обществе. Эта идея поначалу будет одной из самых слабых, так как зародилась недавно, ещё не прижилась и не создала для себя благоприятной атмосферы. Однако из-за того, что эта мысль является результатом чувствительного восприятия действительности, то есть пониманием, исходящим из чувствительного осознания, она создаёт мыслительное ощущение, то есть образовывает ясное ощущение как результат глубокой мысли. Эта идея естественным образом очищает того, кто хватается за неё, и делает этого человека искренним. Это происходит с ним вопреки его желанию. Идея, которая проявляется в искреннем человеке с точки зрения веры и просвещения, производит внутри него настоящую революцию.
Эта революция происходит лишь в результате пламени, возникающего в результате обострения идей и чувств. Данное пламя становится факелом, а также пылом, усилием и сутью давата. Таким образом, это пламя, сжигающее беззаконие, становится светом, освещающим жизненный путь. В итоге призыв начинает борьбу против пагубных убеждений, порочных идей и изживших себя традиций. Последние же однозначно предпримут попытки защитить себя. Однако эти попытки защититься перерастут в столкновения и конфликты с новой идеологией, которая далее будет обретать всё больше сил от этого. Так же, как исчезает ложь, когда приходит правда, через некоторое время эти порочные и неправильные идеи, убеждения и методы потерпят крах и исчезнут. Только идеология партии будет существовать в обществе и станет мнением и убеждением общества.
Когда партия сможет объединить Умму через свои идеи, убеждения и решения, она установит единство Уммы, растопит её в тигле и очистит от примесей. Ведь это будет являться единением Уммы. И таким образом произойдёт подлинное объединение.
Развитие Исламской Уммы путём избавления от отсталости зависит от установления исламского правления и начала исламского образа жизни в обществе, а также от объединения Исламской Уммы под сенью исламского правительства Праведного Халифата. Это может быть достигнуто лишь усилиями политической партии, основанной на Исламе, являющемся фундаментальной идеей, на которой построены все идеи касательно жизни, и политической партии, которая действует для претворения, защиты и распространения Ислама.
В этой связи политическая партия должна вести деятельность по установлению исламского правления, следуя трёхэтапному методу по примеру, указанному Посланником Аллаха ﷺ:
Первый этап — этап просвещения с целью воспитания людей (кадров), которые примут идеи и методы партии на уровне убеждения с целью формирования партийного сплочения.
Второй этап — этап слияния с обществом для обеспечения того, чтобы исламские идеи, хукмы и цели, принятые партией, были так же приняты обществом, и чтобы сформировалось общественное мнение.
Третий этап — этап получения власти и претворение Ислама со всеми его хукмами, а также распространение по всему миру Ислама в качестве пророческого послания, универсального для всего человечества.
Правильное сплочение может быть реализовано только политической партией, для которой Ислам стал ясным, которая, основываясь на исламской мысли, правильно определяет и анализирует ситуацию в обществе, которое партия желает изменить, и которая обладает компетенцией для выработки исламских решений (иджтихада) для решения нужд и проблем, возникающих в настоящее время. Политические или неполитические сплочения, у которых нет всего перечисленного, обречены на провал; они являются лишь бременем и горбом на спине Исламской Уммы, от которых необходимо избавляться.