В истории есть много известных фраз. Они остаются в памяти человечества на сотни или даже тысячи лет и произносятся, когда подворачивается подходящая ситуация. Есть аяты, хадисы и высказывания, которые занимают аналогичное место в исламском просвещении. Одной из таких известных фраз является следующее высказывание Юсуфа (а.с.), которое закреплено в Коране:
ٱلسِّجۡنُ أَحَبُّ إِلَيَّ مِمَّا يَدۡعُونَنِيٓ إِلَيۡهِۖ
«Темница мне милее того, к чему меня призывают» (12:33).
Эта фраза означает твёрдо стоять на стороне истины перед лицом лжи, не склоняться перед угнетателями, не показывать слабость, не идти на компромисс в отношении своих убеждений даже в самые трудные моменты, бросать вызов, жертвовать собой, проявлять стойкость в вере. Эта фраза — пощёчина тем, кто думает, что веру можно купить угрозами, давлением и деньгами! Это та фраза, которая должна приходить на ум при каждой трудности, с которой мы сталкиваемся!
Никакого полноценного трёхразового питания! Нет телефона! Нет очных-неочных свиданий! Нет столовой! Нет бакалейной! Нет портного! Никаких парикмахеров! Еда в объёме, достаточном, чтобы не умереть с голоду, одна и та же одежда носится как летом, так и зимой, бесконечные жестокости и пытки — именно в этих условиях были сказаны данные слова Юсуфа (а.с.), которые демонстрируют обет и выбор!
Это высказывание на самом деле является кратким изложением жизни Юсуфа (а.с.). Это его (а.с.) послание человечеству. Это наследие, оставленное мусульманам. К сожалению, были и есть те, кто пытается покушаться на данное наследие и использовать образцовую историю Юсуфа (а.с.) в своих целях и идеях. Спустя множество столетий данное проявление таквы Юсуфа (а.с.) игнорируется и предпринимаются попытки сознательно или неосознанно сделать запретные вещи дозволенными.
Рисуется следующий сценарий: «После того, как Юсуф (а.с.) с помощью Аллаха выбрался из колодца, был продан в рабство, оклеветан и брошен в темницу, он (а.с.) истолковал сон царя Египта и освободился из темницы. Ему было предложено стать министром финансов при царе Египта. Это упоминается в аяте следующим образом:
قَالَ ٱجۡعَلۡنِي عَلَىٰ خَزَآئِنِ ٱلۡأَرۡضِۖ إِنِّي حَفِيظٌ عَلِيمٞ
«Он сказал: «Назначь меня управлять хранилищами земли, ибо я — знающий хранитель» (12:55).
Это предложение было принято, и Юсуф (а.с.) стал министром, ответственным за финансы. Египетское государство — это государство, в котором правят куфром. Быть правителем в этом государстве так же является куфром. Однако Юсуф (а.с.) проник в это государство и пришёл к власти, скрывая свою истинную цель, и обеспечил распространение религии Аллаха своими практиками. На самом деле идолопоклонство в Египте вскоре перестало существовать. Это является шариатским доказательством для нас. Сегодня мы должны войти в систему неверия, стать правителями и распространять Ислам. Поэтому поддерживать тех, кто входит в парламент и баллотируется в президенты с этой целью, является исламской обязанностью, не говоря уже о дозволенности».
Итак, таковым является их утверждение. Это утверждение ошибочно и бесполезно в нескольких отношениях.
1. В центре этой истории, рассказанной в Коране, стоит Юсуф (а.с.), то есть пророк. Нам кажется, что нет никого, кто бы не знал, что пророки и посланники имеют статус и качество «исмат» (непорочность). Не может быть и речи, чтобы пророк или посланник согрешил. Если мы скажем: «Они тоже люди, они тоже могут грешить», — то возникнет сомнение относительно послания, которое им ниспослано Аллахом, а это невозможно. В таком случае стирается грань между истиной и ложью, и невозможно будет узнать, какие из действий пророка соответствуют Шариату, а какие нет. И даже самые большие грехи могут быть приняты как часть Шариата. Правление куфром, возможно, является одним из самых больших грехов. Поэтому говорить, что «Юсуф (а.с.) отказался от хукмов, которые предписал ему Аллах, и судил по законам царя Египта», является огромной ошибкой. Если бы это было так, то с чего бы нашему Господу хвалить Юсуфа? С чего бы его показывать в качестве образцового примера? В Священном Коране Юсуф (а.с.) упоминается следующим образом:
وَلَمَّا بَلَغَ أَشُدَّهُۥٓ ءَاتَيۡنَٰهُ حُكۡمٗا وَعِلۡمٗاۚ وَكَذَٰلِكَ نَجۡزِي ٱلۡمُحۡسِنِينَ
«Когда Юсуф (Иосиф) достиг зрелого возраста, Мы даровали ему умение принимать решения и знание. Так Мы вознаграждаем творящих добро» (12:22),
كَذَٰلِكَ لِنَصۡرِفَ عَنۡهُ ٱلسُّوٓءَ وَٱلۡفَحۡشَآءَۚ إِنَّهُۥ مِنۡ عِبَادِنَا ٱلۡمُخۡلَصِينَ
«Так Мы отвратили от него зло и мерзость. Воистину, он был из числа Наших избранных (или искренних) рабов» (12:24).
Что это за умственное затмение — говорить, что Юсуф (а.с.), о котором наш Господь сказал: «Воистину, он был из числа Наших избранных (или искренних) рабов», — «действовал вопреки велению своего Господа».
2. «Искренность Юсуфа (а.с.) неоспорима. Да и мы не говорим, что он (а.с.) занимал должность, нарушая веления Аллаха. Наоборот, он следовал этому пути с дозволения Аллаха». В ответ им мы скажем следующее… По ряду некоторых вопросов Всевышний Аллах дал особые разрешения пророкам и посланникам. И эти особые разрешения действуют только для пророков и посланников. Это не относится к другим людям. Если же во времена Юсуфа (а.с.) имело место быть общее разрешение править с помощью законов и норм, отличных от тех, которые ниспослал Аллах, то нам следует рассмотреть тему «шариатов прежних народов».
Могут ли шариаты прежних народов служить для нас шариатским доводом? Существует две точки зрения по этому вопросу. Согласно первому мнению, шариаты прежних народов не обладают законностью для нас. Шариат, ниспосланный Посланнику Аллаха Мухаммаду ﷺ, отменил предыдущие шариаты. Не разрешается выносить хукмы, ссылаясь на шариаты прежних народов в качестве примеров. Согласно этой точке зрения, действия Юсуфа (а.с.) не имеют для нас обязывающей силы и не могут служить шариатским доказательством. Согласно второму мнению, когда приходит новый шариат, он утверждает некоторые положения старого шариата, а некоторые из его положений отменяет. Хукмы, которые не были отменены, продолжают быть действительными и для нового шариата. Согласно этому мнению, если действия Юсуфа (а.с.) не отменяются Шариатом, посланным Мухаммаду ﷺ, они действительны и могут приниматься в качестве шариатского доказательства. Даже если попытаться принять эту точку зрения в качестве правильной, то как объяснить то, что Коран и Сунна не позволили править законами куфра, даже если на время! Прибегнем к некоторым шариатским текстам.
Начнём с самого известного хадиса… Старейшины Курайша посетили Абу Талиба и озвучили несколько предложений. «О Абу Талиб! Если сын твоего брата (твой племянник) хочет быть богатым, давай сделаем его богатым. Если он хочет управлять нами, давай сделаем его главой. Если пожелает, давай поженим его на самой красивой девушке в Мекке. Но очень просим, пусть Мухаммад прекратит поносить наших богов. Если он не откажется от своего дискурса, у нас есть второе предложение, и пусть он примет уже его…». Абу Талиб спросил: «Каково ваше второе предложение?». Самые известные многобожники Мекки сказали: «Мухаммад должен поклоняться и верить в наших богов в течение года. И мы будем поклоняться его Богу на протяжении одного года. Таким образом, мы с ним договоримся по всем нашим делам. Если наши боги истинны, пусть Мухаммад подчерпнёт себе из этого пользу. Если же религия Мухаммада истинна, мы подчерпнём пользу для себя из неё». Когда Абу Талиб передал их предложение, Посланник Аллаха ﷺ сказал следующее известное изречение:
وَاَللَّهِ لَوْ وَضَعُوا الشَّمْسَ فِي يَمِينِي، وَالْقَمَرَ فِي يَسَارِي عَلَى أَنْ أَتْرُكَ هَذَا الْأَمْرَ حَتَّى يُظْهِرَهُ اللَّهُ، أَوْ أَهْلِكَ فِيهِ، مَا تَرَكْتُهُ
«Клянусь Аллахом, если даже мне дадут солнце в правую руку, а луну в левую, с условием бросить это дело, я не брошу, пока не откроет его Аллах полностью или пока не погибну!».
Посланник Аллаха ﷺ своими действиями показал, насколько серьёзным он был в своих словах. Он ﷺ никогда не проявлял склонности к предложениям многобожников. Он никогда не предпочитал правильности лёгкость. Он никогда не пытался выглядеть похожим на одного из курайшитов-многобожников. Напротив, он чётко передал посланный ему Шариат, несмотря на все трудности.
В Коране имеется множество аятов о правлении. Достаточно привести тут два из них.
فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤۡمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيۡنَهُمۡ ثُمَّ لَا يَجِدُواْ فِيٓ أَنفُسِهِمۡ حَرَجٗا مِّمَّا قَضَيۡتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسۡلِيمٗا
«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65),
وَأَنِ ٱحۡكُم بَيۡنَهُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ وَلَا تَتَّبِعۡ أَهۡوَآءَهُمۡ وَٱحۡذَرۡهُمۡ أَن يَفۡتِنُوكَ عَنۢ بَعۡضِ مَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ إِلَيۡكَۖ فَإِن تَوَلَّوۡاْ فَٱعۡلَمۡ أَنَّمَا يُرِيدُ ٱللَّهُ أَن يُصِيبَهُم بِبَعۡضِ ذُنُوبِهِمۡۗ وَإِنَّ كَثِيرٗا مِّنَ ٱلنَّاسِ لَفَٰسِقُونَ
«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами» (5:49).
Во многих других аятах и хадисах запрещается править и выносить решения в отрыве от ниспосланного Аллахом при любых обстоятельствах и условиях. Поэтому, даже не вдаваясь в обсуждение «действителен или недействителен для нас шариат тех народов, кто был до нас», выясняется, что ложно (батыль) позволять править на основе куфра, используя пример Юсуфа (а.с.) в качестве доказательства.
Здесь может возникнуть вопрос: «Зачем нужны истории о пророках и посланниках прошлого?». Конечно, истории о пророках и посланниках нужны для того, чтобы брать пример с них. Однако этот пример не является примером, связанным с их шариатом, это пример, связанный с их отношением и позицией, которую они занимают перед лицом притеснителей, неверующих и угнетателей. Например, когда в Коране рассказывается история о том, как Ибрахим (а.с.) готовился принести в жертву Исмаила (а.с.), мы берём это в качестве примера их жертвенности, покорности и подчинения, а не как веление о жертвоприношении детей. Точно так же — и другие истории. Всевышний Аллах сказал:
لِكُلّٖ جَعَلۡنَا مِنكُمۡ شِرۡعَةٗ
«Каждому (пророку, посланнику и общине) из вас Мы установили закон (шариат) и путь» (5:48).
На первый взгляд, такое разное толкование истории о Юсуфе (а.с.) может быть воспринято как благонамеренное расхождение в толковании, но карины указывают на более худшую ситуацию. Те, кто прибегнул к подобному толкованию истории Юсуфа (а.с.), интерпретировали и толковали другие аяты в соответствии со своими собственными желаниями и даже в соответствии с желаниями групп, которым они прислуживают, и пытались исказить понимание Ислама в Исламской Умме. Например, Мухаммад Абдо при толковании аята:
وَمَن لَّمۡ يَحۡكُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡفَٰسِقُونَ
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами» (5:47), — сказал следующие слова: «Дар уль-харб — это не место, где претворяются хукмы Ислама. Поэтому эмигрировать (совершить хиджру) оттуда обязательно, за исключением случаев религиозной целесообразности (маслаха) или оправдания (узра), которое обезопасит мусульман от впадения в фитну. В ситуации, когда нет возможности защитить интересы мусульман и укрепить влияние Ислама, например, взять на себя дела правительства, и особенно в регионе, где есть толерантное правительство, такое как британское правительство, которое ближе к справедливости между странами и народами, и которое содействует (мусульманам) и терпимо (к ним), необходимо, чтобы там проживал человек, который может укрепить постановления (хукмы) Ислама и служить мусульманам в меру своих возможностей. Законы этого государства (Англии) ближе к Исламскому Шариату, чем законы других государств, поскольку они оставляют многие вопросы на усмотрение судей. Если человек, обладающий квалификацией кади (судьи) в Исламе, будет работать судьёй в Индии с добрым намерением и твёрдой решительностью, он окажет большую услугу мусульманам. Очевидно, что если люди знания и благоразумия оставят судебные и несудебные государственные дела из-за того, что считают греховным править по законам куфра, то значительная часть религиозных и мирских дел мусульман исчезнет», — и далее: «Это также один из вышеупомянутых случаев, когда мусульмане в Индии заняли такую позицию в британском правительстве и согласились править по британским законам. Такой поступок является разрешением, и если нет случая азимы, что означает защиту интересов мусульман и поддержку Ислама, то он подпадает под действие принципа «совершается один грех, который легче двух вредов/грехов».
Даже слова, использованные Абдо в его тафсире под названием «Аль-Манар», были заражены ядом. Англия, разрушившая Халифат, разделившая Исламскую Умму и колонизировавшая её территории, открыто восхвалялась, а её дьявольские законы упоминались как «законы, наиболее близкие к Исламу». Это — не что иное, как катастрофа: брать этот тафсир, написанный с любовью к британцам, и предъявлять его в качестве доказательства. Печально, что этого человека, прославляющего британцев, лелеют некоторые исламские секторы, в то время как эти секторы не стыдятся изображать шейха Такыюддина Набхани, основателя «Хизб ут-Тахрир», который говорил: «Мусульманские матери должны кормить своих детей грудью с враждой к британцам и мстить им, когда они кормят своих детей», — как «человека, получающего деньги от британцев» и распространять такую чёрную пропаганду.
Подводя итог… История о Юсуфе (а.с.) не может быть принята в качестве доказательства допустимости правления посредством законов куфра. Мы прибегаем к защите Аллаха от приписывания подобных вещей Юсуфу (а.с.), поскольку он — пророк и обладает атрибутом «исмат». По нашему мнению, предыдущие шариаты не несут для нас обязательного характера. Для каждой уммы пришёл отдельный шариат. Последним шариатом является Ислам, который был передан нам Посланником Аллаха Мухаммадом ﷺ. Ислам запрещает править чем-либо помимо того, что ниспослал Аллах. Он объявил тех, кто поступает таким образом, нечестивцами и нарушителями закона. А тех, кто принял и следовал системе, отличной от Ислама, Аллах нарёк «неверными». Из историй прежних пророков и посланников следует брать не Шариат, а образцовую позицию, которую они занимали по отношению к угнетателям.
Жизнь в этом мире крайне коротка. И всё в этой жизни имеет свою цену. Слова «Я всецело покорился Господу миров!» так же имеют цену. Те, кто предаётся безоговорочно, без оправданий, без причины, без «но» или «однако», не могут искать иного пути, кроме Ислама. Те, кто находится в состоянии прилива и отлива между своим нафсом и своей религией, всегда найдут выход в соответствии со своими желаниями, независимо от того, сколько доказательств вы приведёте. Однако они окажутся в числе проигравших, а не тех, кто достиг успеха. Может быть, им и кажется, что они успешны в этом мире, но всё это — мираж, а их провал постигает их как в этом мире, так и Вечном.
Те, кто покоряется подобно Ибрахиму (а.с.), окажутся среди тех, кто обрёл успех как в этом мире, так и в Будущей, Вечной жизни. Такова Сунна Аллаха, истина, вера, а значит, так и будет!
ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَمِلُواْ ٱلصَّٰلِحَٰتِ طُوبَىٰ لَهُمۡ وَحُسۡنُ مََٔابٖ
«Тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, уготованы блаженство и прекрасное место возвращения» (13:29).
Сулейман Угурлу
Köklü Değişim Dergisi
10.06.2022