21
Чт, нояб

Концепция, вырванная из своего контекста — ахван уш-шаррайн

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Западники, которые являются враждебно настроенными по отношению к Исламу и мусульманам людьми, уже много лет ведут культурную войну против мусульман, чтобы привить им свои порочные идеологии, традиции и взгляды на жизнь.

В начале этих действий было намерение заставить мусульман принять концепции и понятия, которые западники определяют в рамках своих собственных порочных идеологий и целей. И, к сожалению, они добились больших успехов на этом поприще, особенно среди современных мусульман, ведь сегодня большая часть мусульман стала определять свои предпочтения, наклонности и тенденции с помощью понятий и концепций, созданных и введённых в оборот западниками.

Западу удалось внедрить в умы и жизнь мусульман многие неисламские понятия и воззрения посредством многолетней деятельности, проводимой под эгидой научных, культурных и социологических исследований. Сюда относятся: миссионерская деятельность в ранние периоды, ориенталистская деятельность в более поздние периоды и не останавливающая свою активность образовательная деятельность. Например, такие понятия, как «демократия», «республика», «секуляризм», «светскость», «национализм» и «идея свобод», которые полностью противоречат Исламу, сегодня стали занимать ключевое место в сознании, жизни и на устах мусульман.

Враги не остановились на достигнутом и попытались дать свои формулировки определениям исламских мафхумов и шариатских терминов, но только в рамках своих взглядов на жизнь и в своих грязных целях, желая привести мусульман в соответствие со своими собственными интересами. Например, они пересмотрели целый ряд исламских терминов, таких как «иман», «Ислам», «мусульманин», «джихад», «семья», «никях», «талак», «счастье», «блаженство», «поклонение», «рабство» и так далее. Они извлекли исламское содержимое из этих терминов и наполнили их понятиями из западного мировоззрения, после чего сделали эти термины популярными и придали их широкой огласке. Многие концепции, подобные этим, специально разрабатываются Западом, а затем распространяются средствами влияния на общественное мнение для осуществления целей и планов Запада. Это огромная часть разрушительной войны Запада против мусульман, в которой происходит наполнение умов мусульман этими воззрениями, концепциями и определениями.

К сожалению, мусульманские мыслители, «учёные» и лидеры общественного мнения опрометчиво используют эти «созданные» или определяемые Западом концепции в рамках западных воззрений, и таким образом эти совращающие умы понятия и определения беспрепятственно проникают в умы мусульман и распространяются в обществе через мусульманских деятелей.

В то же время они не видят никакого вреда в том, чтобы использовать эти концепции для увековечения существующей системы, отклоняя некоторые термины, которые мусульманские учёные выдвинули в качестве «шариатских правил».

Одним из этих понятий и шариатских правил является известное в народе правило «ахван уль-шаррайн» (меньшее из двух зол). Это правило является концепцией, которая затрагивает некоторые дела мусульман, и оно сознательно или неосознанно выдвигается с целью легализации некоторых неисламских поступков.

Эта концепция, также вошедшая в книгу «Маджалла» (тур. Mecelle, Mejelle, Majalla, Medjelle, Meğelle), опубликованную в качестве свода законов в последний период, когда Османское государство пришло в идейный упадок и вступило в период распада, сегодня стала концепцией, которая выходит на первый план, прежде всего — в предвыборный период. Это стало одним из наиболее часто используемых прикрытий, чтобы помочь мусульманам избрать партию и проголосовать за неё в рамках существующих светских демократических систем. В этой статье мы попытаемся разобраться с этим правилом, содержание которого искажено и используется для поддержки неисламских партий.

Прежде всего, следует отметить, что правило «ахван уш-шаррайн» — это не шариатский текст, а правило, принцип. Оно было выдвинуто учёными, которые приняли это правило, исходя из шариатских хукмов. Соответственно, если возникает спор или разногласие в правиле или в применении этого правила, необходимо обратиться к источникам, из которых взято это правило, то есть к текстам Шариата, чтобы определить смысл и границы этого правила. Таким образом, достигается раскрытие смысла этого правила, то, как оно должно применяться, а также исключения из этого правила.

По мнению учёных, принявших это правило, если человек сталкивается с необходимостью совершить два харама, и он никак не может отказаться от обоих этих харамов, и если ему не остаётся ничего, кроме совершения двух этих харамов вместе или совершения только одного из них, то ему следует выбрать самый лёгкий из этих двух харамов. Потому что в противном случае он либо совершит два харама вместе, либо совершит ещё больший харам.

Вот определение этого правила согласно учёным, которые принимают ахван уш-шаррайн в качестве шариатского правила: «Когда человек сталкивается с двумя пороками и не может позволить себе отказаться от обоих, то следует предпочесть меньшее из двух зол».

Смысл и границы этого правила становятся более понятными, когда мы рассматриваем шариатские тексты, из которых это правило вытекает.

Наш Господь сказал:

فَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ مَا ٱسۡتَطَعۡتُمۡ

«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (64:16),

لَا يُكَلِّفُ ٱللَّهُ نَفۡسًا إِلَّا وُسۡعَهَاۚ

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (2:286).

Эти шариатские тексты, из которых выведено данное правило, чётко выражают состояние неспособности. Основываясь на этом, учёные сказали, что «когда две пагубности (мафсада) объединяются, и при этом невозможно избежать их обеих, следует предпочесть меньшую пагубность» или «от меньшей пагубности следует отказаться, чтобы получить большую пользу (маслаха)». Конечно, здесь под «маслаха» и «мафсада» имеется в виду не польза и пагубность, определяемые людьми в соответствии с их желаниями, прихотями и капризами, а маслаха, предписываемые Шариатом, или мафсада, запрещённые Шариатом. Упоминая об этом правиле, имам аль-Газали выражает то, что подразумевается под маслаха, следующим образом:

أَمَّا الْمَصْلَحَةُ فَهِيَ عِبَارَةٌ فِي الْأَصْلِ عَنْ جَلْبِ مَنْفَعَةٍ أَوْ دَفْعِ مَضَرَّةٍ، وَلَسْنَا نَعْنِي بِهِ ذَلِكَ، فَإِنَّ جَلْبَ الْمَنْفَعَةِ وَدَفْعَ الْمَضَرَّةِ مَقَاصِدُ الْخَلْقِ وَصَلَاحُ الْخَلْقِ فِي تَحْصِيلِ مَقَاصِدِهِمْ، لَكِنَّا نَعْنِي بِالْمَصْلَحَةِ الْمُحَافَظَةَ عَلَى مَقْصُودِ الشَّرْعِ

«Маслаха, который мы используем в смысле получения пользы и устранения вреда, не означает маслаха во имя целей людей и во имя реализации этих целей. Под маслаха мы подразумеваем маслаха во имя сохранения целей Шариата».

Да, исламские учёные, принявшие это правило, чётко определили границы и условия этого правила и объяснили его на примерах. И они ясно заявили, что если человек под угрозой его жизни остался перед двумя харамами, то при отсутствии возможности избежать этих харамов и прибегнуть к халялю этот человек должен выбрать меньший харам.

Например, если роды женщины становятся затруднительными и возникает необходимость спасти либо мать, либо плод, то есть, если и мать, и плод погибнут при отсутствии выбора между ними, но при выборе спасти плод мать лишится жизни, а если спасут мать — погибнет плод, в этом случае, хоть это и будет причиной смерти плода как меньшее зло (ахван уш-шаррайн), нужно спасать мать. Решение здесь не оставлено на усмотрение матери и опекуна плода, напротив, выбор делается в соответствии с Шариатом.

Например, если человек видит тонущего человека, когда время обязательной молитвы вот-вот выйдет, то у него возникает выбор либо совершить обязательный намаз вовремя, либо спасти тонущего человека, и в этом случае он должен попытаться спасти тонущего, даже если время обязательного намаза из-за этого выйдет.

Если перед человеком стоят два зла, и избавиться от обоих невозможно, он должен предпочесть меньшее из них в соответствии с критериями, установленными Шариатом. И критерий предпочтения здесь опирается не на желание человека, а происходит в соответствии с Шариатом.

Например, спасение двух жизней важнее, чем спасение одной. Сохранение жизни лучше сохранения денег. Сохранение территории Ислама важнее, чем сохранение жизни и имущества, поскольку это часть сохранения религии. Жизнь брата-мусульманина лучше собственной жизни. В рамках этих критериев, например, если человек сталкивается с ситуацией, при которой его убьют, если он не убьёт другого мусульманина, то он не может убить мусульманина, даже если это послужит причиной его собственной смерти. Однако если он окажется между собственной жизнью и имуществом мусульманина, то он спасёт свою жизнь ценой уничтожения имущества другого мусульманина. Подобных примеров можно приводить множество.

Как видно из приведённых примеров, это правило на самом деле не является закрытым и неоднозначным для тех, кто столкнулся перед выбором. Его условия и нюансы общеизвестны. Однако проблема тех, кто делает это правило двусмысленным и доводит его до выбора между демократическими партиями, является великим бедствием, постигшим этих людей. Это бедствие — бич невежества, отчаяния, безразличия и равнодушия к религии. Это бедствие заставило их прибегнуть ко всему для поддержки своих систем куфра. Если бы они не отчаялись в мусульманах и помощи Аллаха, если бы их сердца не стали равнодушными к Исламу из-за того, что они сделали своими руками, то это правило не стояло бы на повестке дня в таком виде.

Нынешние дворцовые муллы, пользуясь этим правилом, направляют мусульман к очевидным харамам. Они дают фетвы, которые не дал бы ни один благочестивый и праведный учёный. Они смешивают истину с ложью и намеренно скрывают правду. А преступления, которые они совершают, они представляют как «маслаха мусульман».

Например, они говорят: «Да, все партии являются светскими и демократическими, но если придёт партия «А», она принесёт пользу мусульманам, в то время как другие партии наносят ущерб. Поэтому необходимо и даже ваджиб голосовать за партию «А» в соответствии с правилом ахван уш-шаррайн и в пользу мусульман», — или же: «Как нам можно не поддерживать такую-то партию, ведь тем самым мы позволим прийти к власти другой партии?».

Эти слова — не что иное, как ложные и вводящие в заблуждение заявления, которые несовместимы с правилом ахван уш-шаррайн и не соответствуют какому-либо хукму Ислама. Их слова так же лживы и абсурдны, как слова того, кто сказал: «Давайте не будем управлять тавернами и банками, пусть ими управляют секуляристы, чтобы они нажились и стали могущественными в интересах мусульман, дабы ими управляли мы».

Точно так же пример этих людей подобен примеру человека, который кладёт перед нами мясо мертвечины и свинину и говорит: «Выбери меньшее из этих двух», — тогда как мы имеем возможность спокойно и беспрепятственно тянуться к халялу; всё это — не что иное, как слова обманчивых языков, воспринимающих религию в качестве игры и развлечения.

Словами, которые следует сказать им, является следующий хадис:

مَنْ كَانَ يُؤْمِنُ باللهِ وَاليَومِ الآخِرِ فَلْيَقُلْ خَيْراً أَوْ لِيَصْمُتْ

«Тот, кто верит в Аллаха и в Последний день, должен либо говорить благое, либо молчать» (Бухари, Муслим).

Вы не повелеваете одобряемого и не запрещаете порицаемого, не говорите благого! Тогда, по крайней мере, молчите, чтобы Умма была спасена от вашего зла...

Да, по мнению учёных, принявших это правило, ахван уш-шаррайн является правилом, определение, условия и факт которого были установлены. Это правило действует в тех случаях, когда человек сталкивается с харамными действиями таким образом, что не может отказаться ни от одного из них. Когда он не может позволить себе отказаться от этих харамных действий, когда он вынужден совершить оба харамных действия, либо он вынужден выбрать одно из них по принуждению и так далее, тогда то, какое из них он должен выбрать в таких случаях, определяется в рамках положений Шариата. Кроме этих ситуаций и условий данное правило не имеет силы.

В сегодняшнем неисламском общественном устройстве мусульманин не должен отдавать предпочтение одной из светских и демократических партий, а должен принять призыв к Исламу по методу Посланника Аллаха ﷺ и вести деятельность над установлением Праведного Халифата, который возобновит исламский образ жизни. И когда это произойдёт, нынешние заблудшие люди с болезнью в сердце прочувствуют лишь сожаление.

فَتَرَى ٱلَّذِينَ فِي قُلُوبِهِم مَّرَضٞ يُسَٰرِعُونَ فِيهِمۡ يَقُولُونَ نَخۡشَىٰٓ أَن تُصِيبَنَا دَآئِرَةٞۚ فَعَسَى ٱللَّهُ أَن يَأۡتِيَ بِٱلۡفَتۡحِ أَوۡ أَمۡرٖ مِّنۡ عِندِهِۦ فَيُصۡبِحُواْ عَلَىٰ مَآ أَسَرُّواْ فِيٓ أَنفُسِهِمۡ نَٰدِمِينَ

«Ты видишь, что те, чьи сердца поражены недугом, поспешают среди них и говорят: «Мы боимся, что нас постигнет беда». Но, может быть, Аллах явится с победой или своим повелением, и тогда они станут сожалеть о том, что утаивали в себе» (5:52).

 

Köklü Değişim Dergisi
Сердар Йылмаз
10.06.2022