Для тех, кто знает о высоком уровне благосостояния, мира и развития, который Халифат обеспечивает мусульманам в частности, и человечеству — в целом, своим наличием, и для тех, кто знает о хаосе, крови, слезах и несправедливости, которые возникают при его отсутствии, упоминание об «упразднении Халифата» действительно является душераздирающим. Как огромный платан, веками укрывавший под своей сенью мусульман и угнетённых, не может заставить сердца страдать от его упразднения? Да, мы попытаемся подытожить это печальное событие в рамках объёма статьи, напомнив, что разрушение этого щита, который защищает жизнь, имущество, религию, разум, потомство и все ценности каждого человека, находящегося под его сенью, является источником скорби для каждого сознательного мусульманина.
Прежде всего, следует знать, что Халифат — это система правления Ислама по пути и методу пророчества, в которой претворяется Ислам, являющийся милостью и благословением для человечества, дающий жизнь людям, и где осуществляется справедливость. Посланник Аллаха ﷺ установил Исламское Государство после своего переселения в Медину в 622 году, а Халифат — это государственное управление, которое продолжит путь пророчества после его ﷺ ухода из этого бренного мира. На протяжении всей истории знаменосцами Халифата были люди разных национальностей в разных географических регионах, и Халифат продолжал своё существование на протяжении 13 веков до 3 марта 1924 года, когда он был упразднён. На протяжении большей части этого периода Халифат был самым большим и могущественным государством в мире.
Важные факторы, повлиявшие на распад Халифата, можно проанализировать под двумя основными заголовками: внутренние и внешние факторы, каждый из которых сам по себе имеет множество подпунктов.
Внутренние факторы
Внутренние факторы распада государства Халифат были спровоцированы в большей степени внешними факторами. Потому что жизнь в этом мире — это жизнь, посвящённая борьбе между добром и злом. Эта борьба началась вместе с зарождением человечества, и она будет продолжаться до Судного дня. Поэтому шайтан и его последователи, призывающие к тьме, выступили против посланников Всевышнего Аллаха и тех, кто уверовал в них, чтобы вывести человечество из тьмы к свету Откровения. С приходом Ислама, который является последним прибежищем и освещённым путём для человечества, та же самая группа вступила в борьбу против Ислама и мусульман. Борьба этой группы неверующих, многобожников и лицемеров против Ислама и мусульман продолжается непрерывно. По этой причине, хотя основным фактором, вызывающим негативные внутренние факторы, являются внешние причины в качестве требования этой борьбы, существует множество основных факторов, возникающих из-за слабости мусульман, которые могут быть рассмотрены в этом пункте.
Прежде всего, полезно напомнить следующее. Государство Халифат — это государство, основанное на исламской идеологии. Это государство, которое формируется за счёт системы, вытекающей из исламской акыды, и оно претворяет эту систему во всех аспектах жизни. Поэтому сила, непрерывность и прогресс государства Халифат зависят от Ислама. По этой причине государство Халифат было сильным, когда Ислам понимали правильно и крепко держались его на практике. Так Ислам был претворён самым прекрасным образом, и многие большие территории были завоёваны, несмотря на все скудные и ограниченные возможности. Население завоёванных земель находилось под влиянием правильного претворения Ислама и за короткое время принимало Ислам. Единственное, что вызвало такое бурное развитие, — это сам Ислам, сделавший государство сильным.
Управление:
В то время как система в государстве Халифат основана на Божественном Откровении, салтанат, то есть управление, является человеческим, и право назначения правителя, то есть халифа, принадлежит Умме через присягу (байат). Однако после первых четырёх халифов практика «присяги», которая является шариатским путём определения правителя, претворялась с отклонениями. Даже если никто и никогда не становился халифом без процедуры принятия присяги, такой способ назначения халифов иногда приводил к назначению в качестве халифов некомпетентных и неквалифицированных людей. Очевидно, что правители, которые некомпетентны в вопросах знания, понимания, мудрости, власти и таквы, не могут реализовать исламскую систему в совершенном смысле. Слабость в реализации Ислама является основной причиной ослабления государства.
Кроме того, поскольку во многие периоды применялся метод генерал-губернаторства, то есть провинциального губернаторства с широкими полномочиями, это породило желание валиев быть главными и независимыми. Хотя в целом они подчинялись Халифату, в своих внутренних делах они были независимы. Халифы же согласились с этим. Это привело к политическому ослаблению центральной власти.
Чуждые просвещения:
По мере расширения географии Ислама в результате завоеваний, в неё так же вошли идеи и культуры других неисламских религий и идеи индийской и греческой философий. Многие учёные не боролись против этих чуждых идей согласно методу Корана. Таким образом, исламские идеи в умах теряли свою ясность. Многие философские идеи смешались с Исламом, в результате чего возникли различные движения. Со временем среди мусульман стали появляться люди, подобные духовенству в христианстве. Аскетизм в отношении мира и стремление к миру после смерти (Ахирату) они перепутали с ленью и истязанием своего тела. Таким образом, это понимание привело к тому, что многие стали людьми, которые не приложили усилий и стараний в области исламского призыва и борьбы мусульман в жизни, как и не получили свою долю прелестей жизни. Настолько, что суфийское движение, одна из этих идей, полностью доминировало в Османском государстве, последнем Исламском Государстве. Общества, в которых продуктивность в образовании и науке, особенно в мире идей, останавливается, обречены на подражание и пребывание под господством других государств.
Пренебрежение арабским языком и закрытие дверей для иджтихада:
Совершение иджтихада неизбежно для того, чтобы правильно понимать Ислам и находить решения для новых вопросов. Одним из условий для совершения иджтихада является арабский язык, язык источников Ислама. Понимание источников Ислама и вынесение суждений (хукмов) на их основе возможно только при понимании арабского языка. Однако значение, придаваемое арабскому языку, постепенно начало терять свою ценность после того, как после шестого века по хиджре к управлению пришли правители, не знавшие ценности арабского языка. Арабский язык был отделён от Ислама, иджтихад прекратился, а государство стало испытывать трудности в понимании исламских положений (хукмов). В результате практика Ислама стала более затруднительной. Это оказало большое влияние на ослабление государства. Понимание государством новых событий так же ослабло. Государство либо не могло найти решение возникшим проблемам, либо найденные им решения не были здравыми и надёжными.
В последующие века дверь иджтихада также была закрыта, и наступил полный идейный застой. Существование государства основывалось на оставшейся части исламской системы, которая была плохо и неправильно реализована, и на смешанных и искажённых идеях, которые были залатаны на Исламе. Размытость исламских идей, с одной стороны, и отсутствие иджтихада и муджтахидов, с другой, привели к ослаблению государства внутри и снаружи.
Хадара и мадания:
Сначала пренебрежение арабским языком, на котором исламские источники могли быть понятны сами по себе, а затем, после того, как дверь иджтихада была закрыта, возникшие проблемы либо остались нерешёнными, либо решение искали в неисламских идеях. В результате развития западного мира в тот же период времени Исламское Государство захотело извлечь выгоду от Запада. Однако вместо науки, научно-технического прогресса, которые исходят из маданията, оно стремилось перенять образ жизни Запада и его культуру, которые исходят из хадарата. Учёные того периода были не в состоянии отличить, что можно, а что нельзя заимствовать у Запада. Таким образом, они начали внедрять многие законы, противоречащие шариатским хукмам, как будто они не противоречили Исламу. Это оказало большое и негативное влияние на мусульман. В доминировании западной культуры над мусульманами не было усмотрено ничего плохого. Отныне мусульмане рассматривали жизнь как нечто, состоящее из материальных благ. Это понимание привело их к внедрению некоторых законов Запада в администрацию Османского государства.
Внутренние факторы, которые привели к ослаблению и краху Исламского Государства, можно свести к двум основным группам: слабость в понимании Ислама и недостатки в его претворении. Поэтому единственный принцип, который вернёт Исламское Государство, — это твёрдое понимание Ислама и его осмысление. Единственный фактор, который сохраняет силу государства, — это то, что государство продолжает существовать на основе здравого понимания Ислама, как положено исповедует Ислам внутри страны и несёт призыв Ислама во внешний мир.
Внешние факторы
Как мы упоминали выше, в соответствии с борьбой между добром и злом приверженцы зла боролись и продолжают бороться против Ислама и мусульман всеми возможными и доступными им средствами, не признавая никаких норм и правил. Внешние проблемы, которые привели к краху государства Халифат, можно разделить на несколько групп.
Атаки на источники:
Враги Ислама ещё в первом веке прекрасно понимали, что главным элементом, делающим мусульман сильными и могущественными, является Ислам. По этой причине их первым эффективным шагом стали усилия, направленные на то, чтобы затруднить понимание источников Ислама. Во-первых, они намеренно сфабриковали ложные хадисы, чтобы внести путаницу. Мусульмане поняли это и, отредактировав науку хадисов с помощью достоверных методов, сорвали эти шаги врагов. Однако усилия врагов Ислама в этом направлении начали приносить плоды в XIX и XX веках. Настолько, что они убедили и обманули многих сыновей и дочерей Уммы тем, что, якобы, Сунна не является источником Ислама. Эти обманутые люди приняли отрицание Сунны в качестве цели и распространили это отрицание на все мусульманские земли. Они также пытались размыть понятия Ислама. Они стремились размыть исламскую мысль, заинтересовав мусульман философией и логикой.
Миссионерская деятельность:
В первые века враги Ислама вызывали смуту, обостряя разногласия между мазхабами и школами, а в последние века они пытались отделить мусульман друг от друга, разжигая чувства национализма и патриотизма. Став инициаторами формирования многих националистических и патриотических движений, они разрушили сознание Уммы национально-государственным пониманием. Точно так же они сделали понятие свободы священным понятием для каждого народа и элемента.
В дополнение к миссионерской деятельности и культурным атакам они осуществляли все виды подстрекательской и подрывной деятельности. Сначала Европа, затем Америка и Россия создали множество ассоциаций и обществ с «социальными» аспектами под названиями «наука», «научность» и «человечность». На это были подготовлены огромные бюджеты. Они смогли создать культурный колониализм и органы политической разведки в некоторых центрах Исламского Государства. Таким образом, они стали авангардом западного колониализма и проложили путь для него. С одной стороны, они нашли способы ослабить мусульман и сообщать о них в свои страны. С другой стороны, они действовали на основании получаемой ответной информации. Они внесли очень серьёзный вклад в становление националистических и патриотических чувств среди мусульман.
Вражда крестоносцев и политические нападки:
Враги Ислама не воздерживались от нападений на мусульман, если у них возникала мысль о материальной победе над Уммой. Поэтому они неоднократно совершали крестовые атаки. Вражда против Ислама (исламофобия) — это чувство, глубоко укоренившееся в западном мире. Это можно ясно увидеть в следующих строках, написанных герцогом Анри де Кастри, французским учёным, в его книге «Аль-Ислам», написанной в 1896 году. В ней он пишет: «Интересно, какова бы была реакция мусульман, если бы им были известны наши средневековые произведения, и они бы понимали смысл, содержащийся в христианских песнопениях. Все наши песни до XII века были основаны на одной идее, которая привела к крестоносным войнам. Все наши песни полны гнева и ненависти к мусульманам, о религиозной жизни которых мы ничего не знаем. Из этих стихов и песен можно понять, до какой степени эти истории укоренились в умах против религии Ислам. Под влиянием таких песнопений в умах людей утвердились лживые представления об Исламе, некоторые из которых сохраняются по сегодняшний день. Те, кто пел эти песни, утверждали, что мусульмане — идолопоклонники и неверующие».
Именно эта вражда крестоносцев, этот гнев и глубоко укоренившаяся вражда в душах Запада, особенно Великобритании, заставила их осуществить эти коварные программы по уничтожению Ислама и мусульман. Из-за этой вражды мы были унижены на своей собственной земле. В 1917 году, въезжая в завоёванный Иерусалим, лорд Алленби повторял фразу: «Теперь войны крестоносцев закончились!». Эта фраза была верным выражением гнева, ненависти и вражды, которые поселились в его душе против Ислама и мусульман. Она также выражает то, что было в сердце каждого европейца, который стремился вести военную и культурную войну против мусульман, и подтверждает слова Всевышнего Аллаха:
قَدۡ بَدَتِ ٱلۡبَغۡضَآءُ مِنۡ أَفۡوَٰهِهِمۡ وَمَا تُخۡفِي صُدُورُهُمۡ أَكۡبَرُۚ
«Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется ещё большая ненависть» (3:118).
Предательства и последний удар:
Начиная с XVIII века Османское государство начало терять территории, и до Первой мировой войны почти половина её территорий была оккупирована Россией и западными государствами. Наконец, началась Первая мировая война. Западники, представляющие куфр, увидели в этом подходящую возможность доминировать на других исламских землях и начать нападение на исламский мир, чтобы уничтожить Исламское Государство и полностью его ликвидировать. Османское государство, вступившее в войну в качестве союзника Германии, потерпело поражение в результате разгрома Германии. Западники разделили все земли, принадлежавшие исламскому миру, между собой в качестве трофеев.
Запад через своих ранее завербованных поклонников передал своим собеседникам в Лозанне, что он «предоставит Турции независимость» при условии, что Халифат будет ликвидирован. После этого Мустафа Кемаль и его команда в 1922 году впервые отделили султанат от Халифата, сделав управление Халифатом нефункциональным и чисто духовным. Впоследствии Мустафа Кемаль постоянно демонизировал Халифат посредством чёрной пропаганды. Он начал изображать халифа и его сторонников в качестве предателей, агентов и марионеток британцев. Не удовлетворившись этим, он начал кампанию запугивания против тех, кто поддерживал Халифат. Поставив вопрос об упразднении Халифата на голосование в парламенте, он объявил о его упразднении, несмотря на противодействие большинства.
Так Мустафа Кемаль разрушил Исламское Государство и исламскую систему и установил на их месте капиталистическое государство и капиталистическую систему. Таким образом, мечта неверующих, о которой они бредили со времён Крестовых походов, стала для них явью. Эта мечта заключалась в том, чтобы покончить с Исламским Государством.
Köklü Değişim Dergisi
Айдын Усальп
15.03.2021