На протяжении всей истории люди подчинялись различным системам верований и идейным течениям. Вера — это врождённая потребность человека. Поэтому у каждого человека есть определённые убеждения и мнения. Убеждения, которые имеются у человека, начинают формироваться под влиянием информации, которую он приобретает в раннем возрасте, а именно, когда у него начинается процесс мышления и рассуждения. Он получает определённую информацию от своей семьи, окружения и общества; на него влияет то, что он читает и слышит, он это обдумывает, и его убеждения формируются в этом направлении.
Человек, который начинает рассуждать, хочет найти в своей вере ответы на вопросы: «Кто создал меня, мир и Вселенную?», «Зачем я живу?», «В чём смысл моей жизни?», «Что будет со мной после смерти?». Если информация, которую он приобретает, основана на Откровении (Вахй), возникает правильная вера в Аллаха и правильный взгляд на жизнь.
Только Всевышний Аллах, являющийся Творцом людей, может предоставить правильную информацию. По этой причине Всевышний Аллах посылал пророков для исправления искажённых убеждений и верований людей, начиная от Адама (а.с.), первого человека и первого пророка. Откровение закончилось последним Пророком Мухаммадом ﷺ. Другие идеи или идеологии являются ложными (батыль) и вводящими в заблуждение, потому что они исходят не из Откровения, а из человеческого разума. Ведь даже если человек верит в Аллаха, он, только размышляя своим умом, не может узнать и выяснить, зачем Аллах сотворил его, чего Он хочет от него, как поклоняться Ему, какова цель жизни и смерти и как разобраться, где правильно, а где неправильно. Он не может определить для себя порядок и систему жизни, основываясь только на своём разуме. Даже если он это и сделает, это будет несовместимо с его природой, и в его жизни всегда будут преобладать несчастье и беспокойство. Ислам — это религия, которая гармонирует с природой человека, дал ответы на вопросы человечества таким образом, чтобы убедить разум и удовлетворить сердце. До тех пор, пока Ислам претворяется в качестве системы для жизни, он решает проблемы людей и остаётся для них источником счастья и мира.
Очевидно, что навязанные людям идеологии играют значимую роль и являются большим фактором, влияющим на их взгляды на жизнь. Потому что идея, которая имеет не только теорию, но и практику, более успешна в воздействии на людей. В течение последнего столетия нам навязывалась капиталистическая идеология, а не Ислам. В этой системе, которая утверждает, что «Аллах не играет никакой роли в жизни» и что люди определяют систему жизни своим собственным разумом, в последние годы усилились течения таких идей, как «атеизм» и «деизм», особенно среди молодёжи.
Нас беспокоит, что любознательная молодёжь отдаёт предпочтение этим тенденциям. Согласно опросам, Ислам является доминирующей верой в Турции, хотя оценки доли деистов, атеистов и людей других школ мысли в населении разнятся. Опять же, по данным опросов установлено, что 85% нерелигиозных людей в нашей стране моложе 35 лет. По данным «Отчёта о социальных изменениях» исследовательской компании «Konda», доля тех, кто говорит, что они религиозны, в Турции снизилась с 55 процентов до 51 в 2018 году. Опять же, в исследовании, проведённом компанией «Konda» в 2019 году, утверждается, что доля тех, кто определяет себя в качестве «атеиста», в Турции выросла с 1 процента до 3-х, а доля тех, кто определяет себя в качестве «деиста», выросла с 1 процента до 2 процентов. Айше Хюр, писательница-атеистка, считает, что эти показатели в действительности намного выше. Время от времени на передний план выходят утверждения о том, что атеизм и деизм распространяются среди молодых людей, обучающихся в религиозно ориентированных школах, таких как школы имамов-хатипов или теологические факультеты (иляхият). Даже преподаватель Стамбульского культурного университета профессор, доктор Ихсан Фазлыоглу сказал следующее в своём выступлении на панельной дискуссии в 2018 году: «С 15 июля [1] 17 студенток в платках — даже не деисток, а безбожниц — пришли ко мне в кабинет и обсуждали со мной эти вопросы. Они носят хиджабы, не просто традиционные платочки, а именно хиджабы! Их семьи также придерживаются хиджаба».
Исходя из этого, было бы полезно изучить, что это за идейные течения под названием «атеизм» и «деизм», к которым так сильно тяготеет молодёжь.
Атеизм — это философская точка зрения, отрицающая существование Аллаха (творца). Тех, кто придерживается этого направления мысли, называют «атеистами». «Theism» — это греческое слово, означающее «верить в существование бога». Поскольку слово «ateisme» образовано от слова «theism» с отрицательным предлогом «a», оно означает отрицание существования божества. Люди, которые верят в творца и пытаются обосновать эту веру, стали называться «верующими (теистами)», а люди, которые не верят в творца, стали называться «неверующими (атеистами)». Первым представителем материалистического атеизма, который рассматривает материю как источник и создателя всех существ, то есть поклоняется материи вместо Бога, был греческий философ Демокрит. После Демокрита другой философ, Эпикур, развил эту идею и основал философскую школу, известную как «эпикурейцы». По мнению этих философов: «Цель (атеистической) философии — это обеспечить человеку счастье. Для этого необходимо избавить человека от страха перед Богом (Аллахом) и смертью. В функционировании природы нет необходимости верить в Бога (Аллаха), а Вселенная состоит из бесконечного количества атомов».
С Ренессансом, который произошёл в XVII веке, в философии возникло новое понимание атеизма. В этот период, когда господствовал рационализм, знания занимали наиболее важное место. Всё, включая религию, пытались объяснить с помощью разума и знаний. В современный период атеизм стал, скорее, политическим образом жизни, чем философской проблемой. Особенно в соответствии со взглядами Карла Маркса и Ленина некоторые философы пытались сформировать идеологическое мировоззрение, а атеизм использовался в качестве пропагандистского инструмента коммунистических партий.
Наиболее известными сторонниками «экзистенциального атеизма», одной из разновидностей атеизма, являются Фридрих Вильгельм Ницше и Жан-Поль Шарль Эмар Сартр. Ницше был неверующим человеком, который всю свою жизнь отстаивал «мораль» и свободу человека. Он отвергал религию, выступал против христианского понимания Бога и основанной на нём моральной структуры и вступал с ней в серьёзную борьбу. Для реализации этих его идей фраза «Бог умер, да здравствует свободный человек!» стала ключевой фразой атеистов. По мнению философа Сартра, то, что существует, прежде всего, это сам человек, и — опять же, по его словам, — если есть Бог, то нет свободы.
Самый старый и самый амбициозный аргумент, используемый атеистами для отрицания существования Бога, — это «проблема зла». Потому что в нашей жизни плохие события, такие как землетрясения, болезни, засухи, голод и войны, вызывают у людей депрессию и расстройство. Неверующие, утверждающие, что эти горести делают людей несчастными и что они не могут обрести покой, пытались обосновать свои тезисы такими аргументами, как «Если есть Бог, то почему есть зло? Разве у Бога не хватает сил и могущества предотвратить его? Или Богу любимо зло?».
Благодаря развитию экспериментальных наук и технологий природа и живые существа стали изучаться и анализироваться более детально. С получением первых данных учёные попытались доказать, что творца не существует. Таким образом, неверующие, которым в спину дул попутный ветер, казалось, были на шаг впереди. Однако это заблуждение было развеяно благодаря исследованиям, проведённым в начале этого века, и данным, полученным в результате этих исследований. Космос и жизнь в космосе, метафизические события и явления, а также вещи, существование которых доказано, но которые невозможно объяснить, показали, что существуют вещи, которые эксперименты и позитивные науки не могут объяснить. Таким образом, отрицание метафизического поля стало невозможным. Также с научной точки зрения стало доказано, что во Вселенной царит совершенный порядок, который не может быть случайностью, и что она могла быть создана только высшим Творцом.
كَيۡفَ تَكۡفُرُونَ بِٱللَّهِ وَكُنتُمۡ أَمۡوَٰتٗا فَأَحۡيَٰكُمۡۖ ثُمَّ يُمِيتُكُمۡ ثُمَّ يُحۡيِيكُمۡ ثُمَّ إِلَيۡهِ تُرۡجَعُونَ
«Как вы можете не веровать в Аллаха, тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас (Он сотворил вас из ничего)? Потом Он умертвит вас, потом оживит, а потом вы (все) будете возвращены к Нему» (2:28).
Деизм, с другой стороны, происходит от латинского слова «deus», означающего «бог», и имеет то же словарное значение, что и «теизм», который происходит от греческого слова «teos», означающего «бог». Деизм — это вера в Бога, который создаёт Вселенную, устанавливает законы природы для её функционирования, не вмешивается в жизнь человека и Вселенной и даёт человеку разум для познания истины. Бог создал Вселенную, но не вмешивается в то, что происходит в мире. Деизм утверждает, что ни одна религия не является истинной, что религии созданы человеком. Пророки, священные книги, такие понятия, как добрые дела, грехи, поклонение, молитва, откровение, ангелы, джинны, дьяволы, рай, ад, загробная жизнь и судьба, не имеют места в данном убеждении. Деизм возник как реакция на искажённое христианство и церковные верования.
Слово «деизм» стало использоваться в XVII веке, особенно в Англии. Принято считать, что термин деист впервые был использован в письменном виде в работе Пьера Вире «Доктрина обучения веры и Евангелия» («Instruction Chrétienne en la doctrine de la foi et de l'Évangile»), датированной 1564 годом. Руссо и Вольтер также являются известными французскими философами-деистами. В частности, Вольтер говорил: «Всё, кроме идеи Бога, — бессмыслица» и «Если бы Бога не существовало, нам пришлось бы его изобрести, но вся природа кричит нам, что Он существует».
К концу XVIII века деизм стал доминирующим религиозным воззрением среди британских, французских и немецких философов, а позднее сыграл важную роль в формировании религиозных взглядов американцев. Самым известным из деистических мыслителей в Америке является Томас Пейн [2]. В первой главе своего труда «Век разума» («The Age of Reason») Пейн открыто критиковал христианство, церковную веру и понимание откровения; он прямо отвергал содержащуюся в Библии информацию об откровении, чудесах, морали, инкарнации и Вселенной.
…
После этих объяснений мы можем резюмировать, что атеизм и деизм являются неверием и ширком согласно исламскому вероучению. Сторонников атеизма и деизма объединяет то, что они не хотят признавать никаких ограничений в достижении своих желаний и стремлений. Мекканские многобожники так же выступали против Посланника Аллаха ﷺ по этой самой причине. Многобожники, проживавшие в то время лаицистский образ жизни, имели деистическое представление о Боге. Нынешняя капиталистическая система, которая является светской системой и которая управляет нами сегодня, так же прививает идею «свободы», особенно молодёжи, и не отдаёт Аллаху права вмешиваться в дела людей. Это гарантирует им то, что они могут верить так, как хотят, одеваться так, как хотят, вести себя так, как хотят, и даже менять свой пол, если захотят.
وَقَالُواْ مَا هِيَ إِلَّا حَيَاتُنَا ٱلدُّنۡيَا نَمُوتُ وَنَحۡيَا وَمَا يُهۡلِكُنَآ إِلَّا ٱلدَّهۡرُۚ وَمَا لَهُم بِذَٰلِكَ مِنۡ عِلۡمٍۖ إِنۡ هُمۡ إِلَّا يَظُنُّونَ
«Они сказали: «Есть только наша мирская жизнь. Мы умираем (тут) и рождаемся (тут), и нас не губит ничто, кроме времени». У них нет об этом никакого знания. Они лишь делают предположения» (45:24).
Итак, каковы же причины, толкающие нашу молодёжь становиться деистами или атеистами?
Мы хотели бы остановиться на нескольких общих моментах, выявленных в ходе исследований и уличных интервью с молодыми людьми:
Молодые люди могут стать неверующими, если они живут в неверующей семье, в семье, которая чрезмерно притесняет их в плане религии, или в семье, которая не представляет Ислам, даже будучи при этом мусульманами. Религия принимается не через давление, а через убеждение и расположение. Вот почему родители-мусульмане должны служить хорошим примером для подражания своим детям. Наш Пророк ﷺ сказал:
مَا مِنْ مَوْلُودٍ إِلاَّ يُولَدُ عَلَى الْفِطْرَةِ فَأَبَوَاهُ يُهَوِّدَانِهِ وَيُنَصِّرَانِهِ وَيُمَجِّسَانِهِ
«Каждый младенец рождается не иначе, как в своём естественном состоянии (фитре), а (уже потом) его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника» (Бухари, «Джанаиз», 92; Абу Давуд, «Сунна», 17, Тирмизи, «Кадар», 5).
Фактом является то, что в большинстве учебных заведений Ислам преподаётся неправильно, и даже в школах имамов-хатипов или на факультетах теологии студентам внушаются идеи, противоречащие Исламу. На таких предметах, как философия и биология, детям навязываются взгляды философов-атеистов и деистов. Теории эволюциониста Дарвина, принадлежащего к школе научного атеизма, до сих пор преподаются в учебниках.
Молодые люди, оказавшиеся между своими религиозными убеждениями и мирскими удовольствиями, могут испытывать кризис идентичности и ценностей. В этой ситуации молодые люди могут предпочесть мирские удовольствия и развлечения и стать деистами или атеистами с философией «Эта жизнь больше не повторится. Оставь Бога, религию, и просто ешь, пей, смотри, живи, как ты пожелаешь!». Более того, создание объединений этих течений в ассоциации в рамках «свободы вероисповедания» было разрешено государством. В Турции были официально созданы «Ассоциация атеизма» («Ateizm Derneği») в 2014 г. и «Ассоциация деизма» («Deizm Derneği») в 2018 г.
На молодых людей также могут влиять тенденции в социальных сетях и визуальных СМИ. Подобно тому, как некоторые тенденции становятся «модными» в определённые периоды, вопросы веры так же могут быть «модными». Для молодёжи это звучит и кажется особенным и не похожим на остальное. Молодые люди, находящиеся под влиянием популизма, могут говорить, что они деисты или атеисты, чтобы быть принятыми своими друзьями, даже если они не знают точно, что это такое. Или же на них влияют сериалы, певцы и фильмы, которые они смотрят, из разных культур, и они хотят жить, как они. Они не могут позволить себе сказать: «Я верую, но отныне я хочу носить мини-юбки и ходить под ручку со своим парнем!», — потому что они не могут позволить себе быть непоследовательными в своих убеждениях. По этой причине они меняют свою веру/убеждения/становятся неверующими ради жизни, которой хотят жить.
Другая причина заключается в том, что молодые люди не признают настоящий Ислам и поэтому считают Ислам устаревшей и полной суеверий религией, а также сомневаются в Исламе из-за того, что многие исламские общины и тарикаты не могут объединиться на оси тавхида. Они вздрагивают, когда слышат слово «Шариат»; они воспринимают Шариат как «отрезание рук, женитьбу на четырёх женщинах и заточение женщин в стенах дома». Кроме того, конфликты между различными мусульманскими группами в исламской географии, гражданские войны, террористические акты, совершённые такими организациями, как «ИГИЛ» и «Боко Харам», могут заставить некоторых молодых людей отождествлять религию с терроризмом.
В последние годы число людей, разочаровавшихся в религии из-за действий и политики находящейся у власти консервативной партии, значительно возросло. Джанан Бадем, академик-атеист, входит в число тех, кто связывает рост атеизма в Турции с политикой правительства. Заявив, что «Партия Справедливости и Развития» (ПСР) пришла к власти с религиозными мотивами, Бадем подчеркнул следующее: «Коррупция исламистской партии и кровавые действия «ИГИЛ» вызвали «прозрение». Кроме того, сейчас очень легко получить доступ к информации, людей не так легко обмануть, как раньше. У людей вырабатывается рефлекс, когда религия периодически подпадает под сомнение, а коррупция, фаворитизм и благосклонность структур, претендующих на исламизм, в государстве возрастают. Не все реагируют одинаково, некоторые обращаются к деизму и атеизму, другие отказываются от религиозности».
Принимая во внимание, что Эрдоган в 2012 году, будучи премьер-министром, в ответ председателю «Народно-республиканской партии» (НРП) Кылычдароглу, который назвал его «не религиозным человеком, а торговцем религии» сказал: «Мы воспитаем религиозное поколение. Неужто вы ожидаете, что партия с идентичностью консервативной демократической партии воспитает атеистическую молодёжь?». Однако достигнутый сегодня рубеж свидетельствует об обратном.
Подводя итог, можно сказать, что эти идеи, как и капитализм, зародились на Западе, проросли в Европе как реакция на христианство, а светская капиталистическая система проложила им путь к нашей молодёжи. В то же время религиозная вера ослабла из-за мироцентристского (секулярного) образа жизни мусульман, заставляющего Ислам выглядеть не тем, чем он является на самом деле, и использующего Ислам как инструмент для грязной политики демократов, а молодёжь стала предпочитать атеистические и деистические движения, развращающие её природу.
Когда мы смотрим на страны, где преобладает неверие, мы видим, что чувства, необходимые для человека, атрофировались, а узы, связывающие людей друг с другом, подошли к черте разрыва. В странах, где слаба религиозная вера, разрушен институт семьи, молодёжь корчится в различных депрессиях, она не способна думать ни о чём, кроме выпивки, наркотиков и развлечений. Вместо того, чтобы производить что-то, она находится лишь в положении потребителя. К сожалению, в нашей стране, где уже столетие господствует капитализм, тенденция движется именно в этом направлении. Семьи обеспокоены тем, как вести себя в таких ситуациях и как с ними справиться. Существуют семьи, которые не поставили Ислам в центр своей жизни, даже если они говорят, что всё время разговаривают с детьми, чтобы переубедить их, узнав, что их дети стали деистами или атеистами. Вот почему молодые люди порою говорят: «Если бы эта религия приносила пользу, то в первую очередь она принесла бы её моим родителям». Чтобы воспитывать, чтобы научить, необходимо сначала стать примером. Никто не вправе требовать от детей принятия того, что не представлено в примере.
Педагогами и родителями загружается на молодёжь много религиозной информации, но молодые люди, не видящие отражения этой информации в своих семьях, школах и окружении, становятся скептиками.
Единственный способ избавиться от этой тенденции и устранить ловушки, расставленные на путях нашей молодёжи, которая является нашим будущим, — это ухватиться за Ислам, религию, которая отвечает природе, и применять его как систему для жизни. Ислам, с его теорией и практикой, даст правильные ответы на вопросы и проблемы и выработает правильные решения; он предотвратит порочные идейные течения и не позволит им проникнуть в среду молодёжи — как через социальные сети, так и через школы и ассоциации. С помощью метода исламского образования умы обретут убеждённость, а сердца — удовлетворённость. Путь к установлению этого понимания лежит через установление государства Праведного Халифата. Если родители хотят защиты и спасения своих детей, они должны призывать к этому людей и вести деятельность в этом направлении.
فَأَقِمۡ وَجۡهَكَ لِلدِّينِ حَنِيفٗاۚ فِطۡرَتَ ٱللَّهِ ٱلَّتِي فَطَرَ ٱلنَّاسَ عَلَيۡهَاۚ لَا تَبۡدِيلَ لِخَلۡقِ ٱللَّهِۚ ذَٰلِكَ ٱلدِّينُ ٱلۡقَيِّمُ وَلَٰكِنَّ أَكۡثَرَ ٱلنَّاسِ لَا يَعۡلَمُونَ
«Обрати свой лик к религии, как ханиф. Таково врождённое качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого» (30:30).
Фатма Чалышкан Генчер
Köklü Değişim Dergisi
22.09.2022
1. Попытка военного переворота в Турции в 2016 году, также известная как Турецкий военный путч (тур. 2016 Türkiye askerî darbe girişimi) — события, произошедшие с вечера 15 по утро 16 июля 2016 года в Турции, когда часть турецких военных предприняла попытку совершить военный переворот в стране, взяв под свой контроль ряд стратегически важных объектов в Анкаре, Стамбуле, Конье, Мармарисе, Малатье и Карсе.
2. Томас Пейн, также Пэйн, иногда Пэн (англ. Thomas Paine; 29 января [9 февраля] 1737, Тетфорд, Норфолк — 8 июня 1809, Гринвич-Виллидж, Нью-Йорк) — англо-американский писатель, философ, публицист, прозванный «крёстным отцом США».