22
Пт, авг

АСЕАН-2045 — путь в будущее или усиление глобального капиталистического господства?

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

46-я встреча на высшем уровне Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), прошедшая 26–27 мая 2025 года в Куала-Лумпуре под лозунгом «Инклюзивность и устойчивое развитие», завершилась серией заявлений и стратегических планов, представленных как усилия по построению инклюзивного, устойчивого и гибкого регионального будущего. Основным программным документом стала так называемая Куала-Лумпурская декларация «АСЕАН-2045: наше общее будущее», где была представлена двадцатилетняя дорожная карта, охватывающая политические, экономические, военные, социальные и цифровые сферы.(АСЕАН, 2025)

Однако на деле этот саммит вовсе не стал выражением подлинной независимости стран-участниц. Напротив, он ещё больше вскрыл глубину укоренённости АСЕАН в международную капиталистической систему и её подчинённость глобальным силам.

Так называемая программа «АСЕАН-2045» на самом деле является продолжением неолиберальной повестки по региональной интеграции. Она усиливает экономическую либерализацию, расширение иностранного капитала, развитие цифровой инфраструктуры и геополитическое сотрудничество между блоками в рамках секулярного глобального мировоззрения, отделяющего религию от жизни и управления. По своей сути, АСЕАН продолжает функционировать в орбите мировой системы, находящейся под господством Запада, где экономический рост является самоцелью вне зависимости от его разрушительных последствий для общественного благополучия, власти Ислама и структур самого общества.

Приверженность Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) цифровой трансформации и управлению искусственным интеллектом, включая такие инициативы, как «ASEAN Open» и региональную нормативно-правовую базу для ИИ, далека от нейтральности. Напротив, речь идёт о прямой вовлечённости в глобальную цифровую экосистему, контролируемую транснациональными корпорациями и формируемую стратегическими интересами мировых держав (АСЕАН, 2025). Технологии используются как инструмент господства и интеллектуальной колонизации, а не как средство, подчинённое богобоязненности и шариатской ответственности. Капиталистическая система превращает данные в товар, делает из человека объект для аналитики и усиливает надзор за ним через искусственный интеллект, что радикально противоречит Исламскому мировоззрению, в основе которого лежат справедливость и неприкосновенность человеческого достоинства.

В сфере безопасности и геополитики АСЕАН в очередной раз продемонстрировала свою неспособность эффективно управлять кризисами или действовать, опираясь на принципиальные позиции. Продолжающийся кризис в Мьянме, решаемый посредством неэффективного «консенсуса из пяти пунктов», показывает, что АСЕАН остаётся слабой дипломатической платформой, лишённой реального инструмента принуждения. Что касается ситуации в Южно-Китайском море, то, несмотря на постоянные отсылки к Конвенции ООН по морскому праву и призывы к мирному разрешению конфликта, налицо отсутствие политической воли для какого-либо действенного ответа на решительные действия Китая. АСЕАН продолжает оставаться технократической структурой, действующей на основе прагматичного консенсуса, а не интеллектуальной ясности, принципиальности, обладая подлинной властью.

В экономической сфере введение Соединёнными Штатами пошлин против шести стран АСЕАН лишь подчёркивает уязвимость экономик региона в рамках глобальной системы. Однако вместо того чтобы стремиться вырваться из оков капиталистического миропорядка, АСЕАН ускорила переговоры по заключению таких соглашений, как соглашение о свободной торговле между АСЕАН и Малайзией (ATIGA), а также соглашение АСЕАН 3.0 о свободной торговле. Это привело к ещё более прочной интеграции АСЕАН в структуру Всемирной торговой организации и глобальной системы свободной торговли — системы, в которой мусульманские страны превращены в потребительские рынки и рынки дешёвой рабочей силы для глобальных капиталистических корпораций.

Ситуацию усугубило участие высокопоставленных американских чиновников во главе с госсекретарём Марко Рубио в саммитах, связанных с АСЕАН, в период с 8 по 12 июля 2025 года. Это было не символическим жестом, а стратегическим шагом, направленным на обеспечение того, чтобы АСЕАН в целом и Малайзия в частности оставались в фарватере геополитических интересов Вашингтона, в которые входит сдерживание китайского влияния, навязывание политик в сфере искусственного интеллекта и цифровой безопасности, соответствующих западным стандартам, а также сохранение американского военного и экономического доминирования в регионе.

Таким образом, 46-я встреча АСЕАН фактически превратилась в арену столкновения между американской и китайской неоколониальной повесткой, в которой сама АСЕАН оказалась всего лишь геополитической пешкой. Всё это ясно свидетельствует об отсутствии подлинного суверенного политического образования, обладающего властью и искренне стремящегося защищать интересы Уммы на основе исламского идеологического подхода.

Хотя трёхстороннее сотрудничество между АСЕАН, Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива и Китаем преподносится как экономическое объединение Глобального Юга, оно остаётся в рамках той же капиталистической парадигмы. Ведь сами страны Персидского залива действуют в рамках капиталистической системы, что делает эти соглашения лишь очередным витком трансграничного неолиберального расширения, далёкого от любого подлинного стремления к политическому объединению Исламской Уммы под властью Халифата, применяющего Шариат в полной мере.

Точно так же экономический женский саммит АСЕАН (AWES 2025) представил идею «расширения прав и возможностей женщин» исключительно с позиции либеральной продуктивности. Женщина в этом контексте сведена к роли экономического ресурса, обслуживающего потребности глобального рынка труда, при полном игнорировании её ключевой роли в создании семьи, воспитании поколений и укреплении социальной сплочённости. Капиталистическая система по-прежнему измеряет ценность женщины её вкладом в ВВП, тогда как Ислам возвышает женщину как благородное создание, наделённое особыми ролями, отведёнными Шариатом. Подлинное же расширение их прав и возможностей возможно лишь при полном применении исламской социальной системы, которая оберегает достоинство женщины и устанавливает справедливый баланс между её правами и обязанностями.

Что касается экологических вопросов, то обязательства АСЕАН по устойчивому развитию и климатическим инициативам остаются подорванными из-за продолжающейся зависимости от ископаемого топлива под предлогом «энергетической безопасности». Устойчивое развитие в условиях капиталистической системы — не более чем рекламный лозунг, прикрывающий суть происходящего, а именно: жадность и систематическую эксплуатацию ресурсов. Без коренного отказа от самой идеи капиталистического развития вся экологическая риторика останется лишь обманчивой обёрткой.

В заключение. 46-я встреча АСЕАН лишь вновь обнажает истинное лицо международной системы, которая по сей день сковывает мусульманские страны - системы, основанной на капитализме и секуляризме, где политическая власть служит инструментом господства, экономическая система — механизмом подчинения, а технологии — средствами контроля и наблюдения. АСЕАН — это вовсе не инструмент подлинного освобождения Уммы, а постколониальное образование в рамках Вестфальской модели, дробящей мусульманский мир на слабые, зависимые национальные государства.

Умма нуждается в альтернативной системе, которая не только освободит её от иностранного господства, но и объединит под единым политическим руководством, правящим на основе законов Ислама. Этой альтернативой является Халифат, который когда-то правил миром по справедливости, объединял земли мусульман под единым знаменем и был неприступной преградой перед лицом экономического, военного и культурного колониализма. Только с возвращением этой системы Умма сможет противостоять гегемонии Запада и Востока и начать строительство справедливой и по-настоящему господствующей цивилизации.

 

Абдульхаким Усман
Официальный представитель Хизб ут-Тахрир в Малайзии
06.08.2025
Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Газета Ар-Рая