21
Чт, нояб

Экономические составляющие глобальной оккупации

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Соединённые Штаты рассматривали Вторую мировую войну как историческую возможность для достижения мирового лидерства.

После победы над Германией и Японией во Второй мировой войне они пришли к глубокому осознанию того, что являются «неодолимой сверхдержавой» в мире, и предприняли активные шаги для закрепления этого статуса.

США стремились установить своё влияние во всём мире, особенно в слаборазвитых странах Центральной и Южной Америки, Африки, Ближнего Востока, Южной и Дальней Азии, которые находились под влиянием и колонизацией европейских держав (таких как Англия, Франция, Нидерланды, Испания и Португалия), положив конец колониальному владычеству и привязав эти страны к себе.

США проводили политику ограничения влияния европейских стран и России (Советского Союза), которые рассматривались как соперники в борьбе за мировое лидерство. Они также стремились к тому, чтобы Германия и Япония, которых они победили в войне, оставались лишь экономическими державами.

Стремясь установить новый мировой порядок и добиться исключительного права голоса в этом порядке, США активизировали свой план глобального захвата, развивая влияние в различных областях: военной, политической, экономической, дипломатической, социальной, культурной, а также в сфере международного права и международных организаций.

В этой статье мы рассмотрим экономические элементы глобальной оккупации, Бреттон-Вудскую конференцию и особенно международные организации, действующие в экономической сфере: Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (Международный банк реконструкции и развития (IBRD), Международная ассоциация развития (IDA)), Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) и Всемирная торговая организация (ВТО).

В конце Второй мировой войны, в июле 1944 года, был подписан валютный договор, известный как «Бреттон-Вудское соглашение», который позволил доллару США стать резервной валютой мира. Этот договор обязывал использовать доллар как единственную валюту для международной торговли, международных кредитов и займов, а другим странам было рекомендовано хранить определённое количество долларов для поддержания своей внешней торговли и погашения международных долгов и займов.

Таким образом, был проложен путь для вмешательства США в экономику других стран с помощью доллара, что сделало его основным экономическим инструментом в глобальных стратегиях влияния.

В этом контексте «Международный валютный фонд» (МВФ), предложенный США в качестве одного из инструментов для поддержки нового мирового порядка, стал темой обсуждения на Бреттон-Вудской конференции. Устав МВФ вступил в силу 27 декабря 1945 года после его ратификации 29 из 44 стран-участниц конференции.

Сегодня МВФ насчитывает 189 стран-членов, он был создан для обеспечения экономического и финансового сотрудничества между государствами, поддержки свободной торговли, предотвращения ограничений в этой сфере, стабилизации валютных курсов, помощи в решении краткосрочных платёжных трудностей и создания ликвидности для устранения глобального недостатка резервов.

Основными задачами создания МВФ были предотвращение сокращения международной торговли путём предоставления кредитов на случай временных (краткосрочных) платёжных трудностей, которые могли возникнуть у европейских стран, пострадавших в результате негативных последствий Второй мировой войны.

Однако, по мере восстановления экономики европейских государств, к МВФ начали обращаться в основном новые независимые и развивающиеся страны, стремящиеся к развитию.

На самом деле именно этого стремятся достичь США через МВФ, которому они оказывают значительное влияние.

США хотели привязать к себе новые независимые и развивающиеся страны, заманивая их в долговую зависимость путём предоставления кредитов, что обеспечивало им право голоса в их экономике, политическое влияние и устранение конкурирующих государств, имевших влияние в этих странах.

МВФ предоставляет займы и кредиты странам, сталкивающимся с экономическими трудностями и нуждающимся в иностранной валюте, после заключения так называемого «соглашения stand-by»[1], которое накладывает определённые условия на получение помощи и фиксирует срок её действия.

Страны, берущие займы у МВФ, должны следовать рекомендациям и условиям, установленным в рамках подписанного ими соглашения stand-by. Руководство страны обязуется принимать экономические решения в соответствии с рекомендациями МВФ и не может реализовывать какие-либо экономические меры без согласования с Фондом.

После того, как МВФ получает право голоса в экономике стран, подписавших с ним соглашение stand-by, он оказывает влияние на их экономическую политику. В числе таких мер могут быть: обеспечение бюджетной дисциплины, сокращение денежной массы, увеличение доходов бюджета, снижение бюджетных расходов, оптимизация государственных расходов, уменьшение инвестиций, отказ от повышения зарплат работникам и государственным служащим, повышение налогов и процентных ставок, девальвация национальной валюты, борьба с инфляцией, увеличение валютных резервов и следование принципам свободного рынка.

На сегодняшний день многие развивающиеся страны, оказавшиеся в долговой зависимости из-за ухудшения экономической ситуации и испытывающие неплатёжеспособность, были вынуждены подписать соглашения stand-by с МВФ и проводить экономическую политику в соответствии с «горькими рецептами» (непростыми требованиями) фонда.

При анализе экономической политики, которую МВФ стремился реализовать в странах, подписавших с ним соглашения stand-by, выяснилось, что она привела к следующим результатам:

1. Экономическая стагнация и снижение экономической мобильности, обусловленные ограничением доступа к финансам на рынке в результате ужесточения денежно-кредитной политики и сокращения государственных расходов.

2. Снижение производства и инвестиций, падение объёмов продаж, неплатёжеспособность отдельных лиц и предприятий, что привело к банкротствам, снижению занятости и росту безработицы.

3. Замедление экономического роста, неспособность увеличить валовой национальный продукт до ожидаемого уровня и снижение национального дохода на душу населения.

4. Обесценение национальной валюты по сравнению с иностранными валютами.

5. Невозможность снизить инфляцию и улучшить уровень жизни, а также отсутствие ценовой стабильности.

6. Углубление несправедливости в распределении доходов и увеличение разрыва между богатыми и бедными.

7. Трудности с удовлетворением потребностей населения и рост уровня бедности.

8. Неспособность обеспечить фискальную дисциплину, устранить дефицит бюджета и дефицит текущего счёта, а также ликвидировать дефицит платёжного баланса.

В дополнение ко всему, кредиты и займы, полученные от МВФ, используются в основном для погашения просроченных долгов, что приводит к отсутствию положительного влияния на экономическую ситуацию.

На сегодняшний день 89 стран подписали с МВФ соглашения stand-by, передали МВФ управление экономикой и проводят требуемую МВФ экономическую политику.

В результате этой политики экономические показатели большинства этих стран ухудшились. Доходы населения возросли недостаточно, а объём долгов и обязательств, которые страны обязаны выплачивать, не снизился, а наоборот, увеличился. Большинство из этих стран оказалось в долговой зависимости.

Таким образом, экономические кризисы углубились, что привело к возникновению социальных, общественных и политических кризисов, спровоцированных экономической нестабильностью.

Ещё одним глобальным инструментом экономической зависимости слаборазвитых или развивающихся стран является «Всемирный банк».

Всемирный банк, официально известный как «Международный банк реконструкции и развития» (IBRD) и «Международная ассоциация развития» (IDA), начал свою работу 25 июня 1946 года в соответствии с Бреттон-Вудским соглашением, став специализированным учреждением ООН 15 ноября 1947 года.

Всемирный банк, первоначальной целью которого было содействие восстановлению экономики европейских стран, пришедших в упадок во время Второй мировой войны, и предоставление кредитов, чтобы помочь сильно пострадавшим от войны странам восстановить прежние производственные и экономические возможности, после 1950 года, когда европейские страны завершили своё развитие, превратился в организацию, предоставляющую кредиты на государственные и частные проекты и инвестиции, способствующие экономическому развитию и улучшению ситуации в слаборазвитых странах.

Для получения кредитов от Всемирного банка необходимо быть также членом Международного валютного фонда (МВФ).

Всемирный банк не финансирует проекты, предложенные отдельными странами-кредиторами, а утверждает только те, которые считает целесообразными или которые ему рекомендуются. Кроме того, банк играет ключевую роль в таких аспектах, как выбор исполнителей проектов, определение стран или компаний-поставщиков материалов, используемых в этих проектах, а также управление проектами и кадровым составом.

Если проанализировать проекты, под которые Всемирный банк предоставляет кредиты в менее развитых странах, можно выделить несколько ключевых моментов:

1. Эти проекты направлены на создание инфраструктуры и услуг, которые позволяют слаборазвитым странам стать рынками для более передовых технологий и промышленных товаров, предлагаемых развитыми странами.

2. Эти проекты так же поддерживают новый мировой порядок, продвигаемый Соединёнными Штатами и возглавляемыми ими международными организациями.

3. Тем не менее, эти проекты и полученные кредиты не способствовали развитию этих стран. На самом деле, цели кредитования не заключались в обеспечении развития, и зачастую они приводили к углублению отсталости и увеличению долгового бремени.

Одним из примеров рассматриваемой ситуации является факт того, что кредит в размере 35 миллиардов долларов, который Турция недавно получила от Всемирного банка, будет использован на проекты в таких областях, как устойчивость к стихийным бедствиям, энергетика, экологические преобразования, борьба с изменением климата, поддержка экспорта, реальный сектор, инфраструктура, логистика, промышленность, сельское хозяйство, образование, здравоохранение и инклюзия.

Таким образом, проекты, финансируемые Всемирным банком, не направлены на развитие стран-заёмщиков, а служат интересам развитых стран, особенно США, предоставляя этим государствам влияние и контроль над страной-заёмщиком.

Ещё одним элементом экономической глобальной оккупации нового мирового порядка, возглавляемого США, является «Всемирная торговая организация» (ВТО).

ВТО была создана 1 января 1995 года как наиболее эффективный институт международной торговли, заменив «Генеральное соглашение по тарифам и торговле» (ГАТТ), которое было оформлено в 1947 году и вступило в силу 1 января 1948 года.

Целью ГАТТ было снижение импортных пошлин, устранение препятствий для международной торговли, обеспечение либерализации торговли путём прекращения дискриминационной практики и определение правил ведения международной торговли.

Сфера деятельности и цели ВТО более обширны, чем у ГАТТ, и достигаются они через различные механизмы. ВТО стремится создать систему свободной и открытой торговли, в рамках которой страны-члены могут вести торговлю на условиях честной и полноценной конкуренции. Она обеспечивает выполнение и администрирование многосторонних торговых соглашений, улучшает торгово-экономические отношения между странами-членами, разрешает торговые споры, создаёт рабочие места, гарантирует стабильный рост реальных доходов и спроса, развивает производство и торговлю, способствует рациональному использованию мировых ресурсов для устойчивого развития и сотрудничает с другими международными организациями по вопросам мировой экономики. Также ВТО пересматривает торговую политику и развивает существующие ресурсы для удовлетворения потребностей и решения проблем стран с различными экономическими уровнями.

Несмотря на то, что эти цели обнародованы на бумаге, но как в случае с Генеральным соглашением по тарифам и торговле, так и с ВТО основная цель заключается в обслуживании интересов развитых стран.

Это связано с тем, что промышленно и технологически развитым странам необходимо реализовывать на мировых рынках продукцию, произведённую с помощью их развитой инфраструктуры.

С другой стороны, слаборазвитые или развивающиеся страны, которые ещё не создали свою промышленную и технологическую базу и поэтому не могут производить необходимую для своих граждан промышленную продукцию, вынуждены импортировать товары, которые хотят продать развитые страны.

Такое несоответствие в спросе и предложении привело к необходимости снятия таможенных и торговых барьеров между развитыми странами и другими государствами, чтобы облегчить продажу их продукции на международных рынках.

Развитые страны потребовали от менее развитых стран, желающих приобрести их товары, снизить таможенные тарифы и устранить другие барьеры, препятствующие свободной торговле, а также заключить новые коммерческие соглашения, выгодные для развитых стран.

Для тех стран, которые согласились с условиями, выдвинутыми развитыми государствами, такие условия обернулись катастрофой. В результате неспособности национальных производителей конкурировать с продукцией развитых стран индустриализация и развитие этих государств получили серьёзный удар, что привело к их полной зависимости от более развитых стран.

Развитые страны проникли в менее развитые государства, навязывая им новые правила через товары и услуги, которые они туда экспортировали, а также через экспертов и программы обучения, направленные на использование этих товаров и услуг. Таким образом, они получили влияние и контроль в административных кругах и на рынках этих стран.

После Второй мировой войны США при помощи Бреттон-Вудской системы, МВФ, Всемирного банка, Генерального соглашения по тарифам и торговле, ВТО и других международных экономических институтов стремились воздействовать не только на экономику развивающихся стран, но и на глобальную экономику в целом, связывая её с собственными интересами.

В дополнение к военным, политическим, правовым, культурным и международным инструментам нового мирового порядка они также использовали экономические средства, чтобы охватить мир паутиной зависимостей, оккупируя его в глобальном масштабе.

В большинстве слаборазвитых и развивающихся стран, где существует жёсткая межгосударственная конкуренция, они стали новыми колонизаторами, установив своё влияние и контроль над этими государствами.

Предоставляя займы и кредиты через международные экономические организации, они затянули эти страны в долговую яму, ввергнув их в спираль долгов и кредитов, и подорвали их суверенитет и независимость навязанными ими правилами.

К сожалению, слаборазвитые и развивающиеся страны не смогли распознать ловушки колониальной западной цивилизации, особенно те, которые были установлены США. Им пришлось выбирать между утоплением в море и поеданием змеёй — как в пословице «Тот, кто падает в море, цепляется за змею». Они предпочли быть съеденными змеёй вместо того, чтобы научиться плавать.

О том, как можно спасти человечество от этой великой катастрофы и какие правильные решения помогут обеспечить это спасение, мы поговорим в другой статье.

 

Köklü Değişim Dergisi
Ремзи Озер
10.06.2024

1. Соглашение stand-by (или «фондовое соглашение») — это тип кредитного соглашения, которое Международный валютный фонд (МВФ) заключает с государствами, испытывающими временные финансовые трудности. Оно предоставляет странам доступ к финансированию от МВФ на определённый срок и при выполнении определённых условий, которые обычно направлены на восстановление макроэкономической стабильности.