18
Пт, окт

Проблема оккупации на территориях мусульманского мира

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Во-первых, начнём с уточнения понятия «оккупация». В настоящее время «оккупация» определяется как «временный контроль силами вооружённых сил суверенной державы над другой суверенной территорией, выходящей за пределы её юрисдикции». Правила, права и обязанности такого феномена как «оккупация» регулируется и основывается на таких фундаментальных документах, как «Гаагские конвенции и декларации», «Женевские конвенции» и «Международное право ведения военных конфликтов» («Законы войны»). Таким образом, оккупация означает временное удержание государством территории другого государства, которому оно объявило войну. Оккупирующая страна обязана обеспечить порядок на оккупированной территории и передать контроль народу, если оккупация временная. Если территория присоединяется, такое действие называется «аннексией», а не оккупацией. Именно так США оккупировали Ирак и прекратили свою оккупацию в 2011 году. Вторжение негосударственной структуры, организации или банды не соответствует юридическому понятию «оккупация». Поэтому, если захватчик не является государством с армией и его оккупация не носит временный характер, вторжение не имеет юридического основания.

Хотя в международном праве понятие «оккупация» определяется именно так, оно стало инструментом систематического колониализма благодаря капиталистической идеологии. Понятие «завоевание» [1] (فَتْح, [fatħ]) является инструментом исламской идеологии. Существует несколько ключевых отличий между этими двумя процессами. Оккупация обращена против страны и её народа, тогда как завоевание нацелено лишь на смену правящей власти, контролирующей население. Оккупация подразумевает эксплуатацию и подавление местного населения; завоевание же направлено на распространение Ислама. Оккупация обычно сопровождается вторжением и экспансией, в то время как завоевание следует рассматривать как расширительный, а не захватнический процесс. В условиях оккупации безопасность населения часто отсутствует, тогда как при завоевании жизнь, имущество, честь и права народа находятся под защитой. Оккупация включает в себя элементы принуждения и насилия, тогда как завоевание не предполагает такого.

В истории оккупация, как известно по монгольским завоеваниям и крестовым походам, обычно представляла собой временное тираническое управление, ведомое жестокими странами для грабежа, разрушения земель и наказания народов и других государств, и после достижения целей оккупирующие силы возвращались на свою территорию. В настоящее же время оккупирующие государства стремятся закрепить свою оккупацию напрямую или косвенно, легитимируя это под видом «международного права». Очевидным примером прямой и постоянной оккупации является присутствие еврейского образования на территории Палестины. Вторжение США в Ирак и Афганистан было направлено на косвенное господство через подконтрольные им правительства.

Вопиющего разрыва между практикой и результатами завоеваний в истории и практикой и результатами оккупаций в истории и сегодня достаточно, чтобы понять разницу между этими двумя явлениями. Тем не менее, некоторые ориенталисты (востоковеды) и те, кто находится под влиянием западной мысли, хотят представить завоевание как оккупацию. По их мнению, нельзя претендовать на владение частью земли из религиозных соображений, не следует возвеличивать этот акт и говорить, что это «освобождение». Они считают, что завоёванные земли не могут быть признаны «освобождёнными территориями». Однако такой подход вызван непониманием реальной ситуации. Слово «завоевание» (فَتْح, [fatħ]), которое происходит от корня «открывать», означает «открытие этих земель для Ислама, то есть применение исламских законов с соблюдением справедливости и милосердия». Иными словами, речь не идёт о том, чтобы захватить эти земли, угнетать и ассимилировать их население, грабить их богатства и устанавливать на них тиранический режим. Нельзя считать уместным, что командир, используя армию, состоящую из мусульман, захватывает какую-либо область во имя «Ислама», а затем совершает грабёж, налёты, угнетение и деспотизм. Даже если это считается завоеванием в смысле Шариата и эти земли становятся исламскими, это далеко не та практика, которая соответствует цели завоевания. Следовательно, рассматривать понятие «завоевание» как «оккупация» на основе плохой практики каких-то правителей или командиров в истории является атакой на Ислам. Подвергать искажению понятие завоевание, которое упомянуто в Коране и вначале практиковалось Посланником Аллаха ﷺ, а затем праведными предшественниками, также недопустимо, как и при искажении понятия «джихад».

Другой вопрос касается отношений между государствами. В прошлом между государствами иногда происходили войны, иногда мир, одно государство распадалось, а другое создавалось, территории переходили из рук в руки. Ни одно из государств не имело постоянных и неизменных границ, как это происходит сегодня. Однако такие понятия, как «международное право», «международные отношения» и «международный (мировой) порядок», возникшие после Средневековья благодаря компромиссу, достигнутому между европейскими государствами, чтобы положить конец многовековой борьбе за власть и вражде, сначала касались только европейских государств, но с началом колониальной эпохи и её господства в мире они приобрели форму статус-кво, который касался всех земель и народов и даже ставил их в зависимость от них. С появлением национальных государств в мире стала господствовать система государств с определёнными границами, зависящая от международного права, международных соглашений и решений международных организаций, которые регулируют их отношения в рамках международного порядка. Иными словами, возникли государства, не имеющие собственной идеологии и системы управления, не представляющие волю своих народов, где у власти находятся правители, назначенные боссами международного порядка. Этот порядок, в котором господствует капиталистическая идеология и активно реализуется колониальная система, выстроил совершенно новую экосистему.

Чтобы заменить рабочую силу, которая была в значительной степени уничтожена в новых колониях, португальцы, испанцы, голландцы, французы, англичане и купцы из других европейских государств в течение четырёх веков, продолжавшихся до второй половины XIX века, обратили в рабство и увезли с побережья Западной и Южной Африки, находившихся вне сферы суверенитета и влияния Османского Государства, около 100 миллионов человек. В ходе работорговли, которая велась в беспрецедентных для истории масштабах, свободные жители Африки превращались в товар и продавались на невольничьих рынках, созданных между континентами.

В результате миссионерской деятельности, являющейся одним из инструментов колониализма, на сегодняшний день практически миллиард жителей Америки является христианами, хотя до XVI века на континенте не было христиан. Опять же, число христиан в Африке, которое в начале 1900-х годов оценивалось примерно в 10 миллионов человек, сегодня составляет около 350 миллионов из более чем миллиардного населения. В Азии число тех, кто стал христианами в результате миссионерской деятельности, составляет более 300 миллионов человек.

Капиталистический колониализм начал расширять своё влияние, начиная с упадка Османского государства Халифат, и медленно включал в свою экосистему национальных государств исламские территории, начиная с самых отдалённых точек в XVIII веке. Этот процесс продолжался до окончания Второй мировой войны. Точнее, хотя этот процесс начался после Первой мировой войны под видом «войн за освобождение», «борьбы за национальную свободу», завершение этого процесса, который в общем смысле представляет собой структуру современного национального государства, началось после Второй мировой войны благодаря так называемым «движениям за независимость». Другими словами, с приходом нового колониализма, представленного в основном английским и французским колониализмом, на смену диктату первобытного колониализма пришли национальные государства, которые, по их словам, достигли независимости. Так, если в 1960 году число государств-членов Организации Объединённых Наций составляло 99, то в 1980 году оно возросло до 154, то есть появилось 55 новых национальных государств. Однако в то время между США и СССР продолжалась «Холодная война», которая уже разделила эти государства на «Западный» и «Восточный» лагеря. Борьба за влияние и власть колонизаторов над этими колониальными государствами осуществлялась через политические вмешательства или военные перевороты, либо иногда через военные оккупации, которые являются основной темой нашего обсуждения.

Капиталистический колониализм вторгается и оккупирует мир различными способами, чтобы обеспечить своё глобальное господство, что в разных аспектах обсуждается и в других статьях нашего журнала. Здесь же мы вкратце коснёмся военных оккупаций и их типов.

Начавшись в XV веке с португальского и испанского колониализма и развившись до французской, британской, голландской, итальянской и других колониальных моделей, этот процесс приобрёл новые и иные измерения в результате доминирования американского империализма в наши дни.

До распада Османского государства Халифат колониальные державы, которые начали ступать на исламские земли от Северной Африки до Индонезии, в основном использовали метод военной оккупации, грабя страны и расхищая их богатства. Этот процесс, ускорившийся после Первой мировой войны, фактически привёл к тому, что колонизаторы стали полагаться на прямое военное правление, совершать жестокие расправы над народом и обращать людей в рабство, поскольку они боялись потерять свои завоевания. В то время восстания и мятежи народов жестоко подавлялись, как и искались средства для предотвращения их повторения. Эти жестокие нападения, жертвами которых становились практически все угнетённые и беззащитные народы, достигли своего апогея с распадом Османского государства Халифат. Было создано множество национальных государств, к власти в них были привлечены правители, лояльные к западным господам, и все аспекты конституционной и юридической базы этих новых государств были упорядочены в соответствии с западным законодательством. Тем не менее, некоторые важнейшие регионы оставались оккупированными. Например, в то время как Иран, Ливия, Египет и Пакистан подвергались частым оккупациям и нападениям, были созданы мандаты под названием «мандаты Лиги Наций», особенно в Сирии и Ливане (Франция 1923–1945), Палестине (Великобритания 1923–1948), Иордании (1921–1946) и Ираке (1922–1932), которые являлись «сердцем Ближнего Востока».

Во Второй мировой войне классические европейские колонизаторы потеряли власть, и на сцену вышли новые сверхдержавы — США и СССР, начавшие Холодную войну и, следовательно, разделившие мир на «Западный» и «Восточный» блоки; началась новая борьба за влияние между колонизаторами. Таким образом, эпоха примитивного колониализма медленно подходила к концу. В то время как СССР поддерживал контроль над Балканами, Центральной Азией и Кавказом через прямую оккупацию и доминирование, США долгое время пытались захватить колонии Великобритании и Франции. Под лозунгами «независимости» и «свободы» они стимулировали народные восстания и военные перевороты с целью прекратить военные вторжения и политическое влияние европейских колонизаторов. В этот период десятки военных переворотов произошли во многих странах Ближнего Востока и Африки, в том числе — и в Турции. Колонизаторы были вынуждены уйти с этих земель и прекратить свою фактическую оккупацию. Однако новые правящие элиты остались в колониальной экосистеме в результате неоколониального подхода США.

Хотя модель неоколониализма американского типа с её политическими, военными, экономическими и культурными аспектами не предусматривает прямой военной оккупации, окончание Холодной войны, распад коммунистического СССР и провозглашение глобальной победы капиталистических США, а также переход от «биполярного миропорядка» к «однополярному» привели к тому, что США вновь прибегли к примитивному колониализму. Они решили сосредоточиться на некоторых геополитических областях, где они не могли долгое время оказывать влияние. Так после 11 сентября 2001 года Штаты де-факто вторглась в Афганистан, который расположен в самом сердце Юго-Восточной Азии и играет важнейшую роль в связи Китая, России, Центральной Азии и Индийского океана. Не выдержав, высокомерная администрация США вскоре вторглась в Ирак — страну, расположенную в самом сердце Ближнего Востока, важнейшую территорию между Ираном, Турцией, территорией Шама и Аравийским полуостровом. С начала 2000-х годов, когда Россия под руководством Путина набирала всё большую силу, она предприняла аналогичные шаги и оккупировала Абхазию и Южную Осетию в 2008 году, а также Крым и Севастополь в 2014 году.

Однако понятие «оккупация» не ограничивается прямым военным вмешательством Соединённых Штатов. После завершения Холодной войны НАТО, которое завершило свою миссию и предположительно должно было быть распущено, продолжило использоваться как значительный инструмент в колониальной внешней политике, оживляя пакт. Силы НАТО, активно используемые в Боснии и Косово в конце 1990-х годов, доказали, что их миссия расширилась по всему миру с начала 2000-х годов. Операции, такие как борьба с терроризмом в Средиземноморье с 2001 по 2016 год, участие в оккупации Афганистана с 2001 по 2014 год, борьба с пиратством у побережья Сомали с 2009 по 2016 год, миссия «противоракетной защиты» «Patriot» в Турции с 2012 года и операция «Решительная поддержка» в Афганистане с 2015 по 2021 год, были лишь несколькими примерами этого.

Миссии ООН по «сохранению мира» в областях, где царят гражданские войны и региональные конфликты, так же выполняли функцию, аналогичную оккупации. Миссии ООН, проводимые во многих горячих точках мира, таких как внутренняя война в Сомали, гражданская война в Судане и Дарфурский конфликт, войны между Пакистаном и Индией, гражданская война в Таджикистане, Восточно-тиморский кризис, кризисы в Боснии и Косово, обеспечение безопасности еврейского образования «Израиль», кризис в Персидском заливе, Ирано-иракская война, восстания «Арабской весны», гражданская война в Йемене, проблема Кипра, кризис в Западной Сахаре и десятки других кризисных областей в Африке всегда были частью колониальной политики оккупации. Кроме того, размещение сотен военных баз и управление морскими контрольными пунктами, созданными глобальными колониальными силами во многих частях мира, включая Турцию, а также размещения военных судов под предлогом военных учений добавили современные значения к оккупации. Согласно официальной статистике, США разместили более 200 тысяч своих военнослужащих за пределами своей территории по всему миру. Более того, учитывая доминирующее положение в области военного консультирования, военных технологий и боевых систем, можно предположить, что военная оккупация выходит за рамки воображения.

Поэтому сегодня нельзя рассматривать концепцию «фактической оккупации» в военном смысле как состоящую только из вопиющих интервенций, таких как оккупация Афганистана и Ирака. Напротив, если рассматривать это в свете других современных аспектов и отражений, то нет никаких сомнений в том, что значительная часть мусульманских земель фактически находится под оккупацией и вторжением западного колониализма.

Как вы могли заметить, на протяжении всей статьи мы не останавливались на «оккупации» еврейского образования в Палестине, которая началась с банд, поддерживаемых британской мандатной администрацией, которые обернулись в «государство» в 1948 году. Принимая во внимание продолжающийся жестокий геноцид в Газе и палестинский вопрос, который никогда не сходит с нашей повестки дня, мы хотели бы особо остановиться на уникальном примере оккупации — «израильской» оккупации.

В 1917 году Великобритания предложила посредством Бальфурской декларации создать государство для евреев на землях Палестины. Это было сделано во времена, когда Великобритания чувствовала себя особенно сильной после уничтожения тринадцативекового Халифата и шестивекового Османского Государства. Британцы стремились укрепить свою победу в борьбе между Исламом и куфром, которая символизировалась крестовыми походами. Великобритания строила альянс с национальными государствами, верными только ей, чтобы закрепить свою власть, и замыслила проникнуть в самую глубину исламских земель, планируя вобрать их сердце в качестве своей защитной стены. Евреи, которые распространялись, вооружались и объединялись под эгидой и при поддержке британской мандатной администрации, достигли такого уровня, что в течение 30 лет, до 1948 года, поглотили значительную часть палестинских земель и провозгласили своё государство. Западные государства без колебаний признали и объявили о существовании этого оккупационного «государства» в ООН, хотя это противоречило их собственному международному праву. Дело в том, что «Израиль» не был просто оккупацией, как российская оккупация Украины, армянская оккупация Карабаха или индийская оккупация Кашмира. Здесь не было ни государства, ни армии, ни временного периода. Речь идёт о захвате, переполненном нарушениями со стороны вооружённых террористических организаций. Разница заключалась в том, что с одной стороны существовал «непобедимый» и «неувядаемый» «Израиль», который превратился из банды в «государство», в то время как с другой стороны все остальные оккупации считались «временными», которые в некоторый момент могут закончиться. На самом деле, в международном праве понятие «оккупация» определяется как «временное». «Израиль» был создан вне этого определения и был исключением. «Израиль» на самом деле рассматривался не как просто обычное государство или оккупация, а наоборот, рассматривался как «предохранитель» западного колониализма. Отсутствие предохранителя означало бы перегорание системы. Другими словами, если в какой-то момент «Израиль» исчезнет, то есть если разрушится защитный щит, который представляет собой еврейское образование с окружающими его арабскими государствами, если появится какая-то сила, способная этого достичь, например, государство Халифат, то это будет означать конец западного колониализма. Нет другого объяснения тому факту, что, несмотря на геноцид и массовые убийства, которые еврейское образование совершает, несмотря на то, что оно попирает законы и соглашения, несмотря на то, что оно может продолжать свои злодеяния вопреки гневу и реакции всех народов мира, оно продолжает получать «неограниченную» и «непоколебимую» поддержку США и европейских стран.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что первый шаг к прекращению оккупации глобальной системы колониализма, которая захватила мир за последние несколько столетий, омрачила будущее народов, безжалостно разграбила богатства стран и низвела человечество на самый низкий уровень истории, будет сделан с созданием государства Праведного Халифата, которое уничтожит еврейское образование. На самом деле существует историческая возможность уничтожить это образование-метастазу, вызывающее ненависть всех народов мира, и, с позволения Аллаха, наша Умма не упустит эту возможность и на этот раз, и государство Праведного Халифата, которому суждено быть созданным, установит трон не только в сердцах Исламской Уммы, но и в сердцах всех народов мира.

وَسَيَعۡلَمُ ٱلَّذِينَ ظَلَمُوٓاْ أَيَّ مُنقَلَبٖ يَنقَلِبُونَ

«А те, которые поступают несправедливо, скоро узнают, куда они вернутся» (26:227).


Köklü Değişim Dergisi
Юсуф Явузкан
10.06.2024

1. Завоевание (فَتْح, [fatħ], множественное число — فُتُوح [futuːħ], فُتُحَات [futuħaːt]), что в переводе с арабского означает «открытие, руководство, суд, победа и триумф», используется как термин для отличия территориальных завоеваний мусульман в войнах, считающихся законными в Исламе, от других войн немусульман, известных в истории и сегодня как захватнические и эксплуататорские войны. Источником термина является сура «Аль-Фатх», где упоминаются материальные и духовные победы мусульман в прошлом и будущем.