19
Пт, апр

Как устанавливается Дар уль-Ислям

Ключевые понятия
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Теперь мы пришли к обозначению тех действий, выполнение которых требуется Шариатом, и рассмотрению тех этапов, которые нужно пройти для установления территории Ислама. Мы поделили рассмотрение на две части:

В первой части мы рассмотрим путь Посланника ﷺ в осуществлении перемен.

Во второй части рассмотрим путь группы или партии в достижении перемен благодаря следованию пути Посланника ﷺ.

Этап просвещения в эпоху Посланника ﷺ

Получив откровение, Посланник Аллаха ﷺ стал призывать людей. Некоторые уверовали в него, а другие отказались уверовать. Однако молва об Исламе разошлась по Мекке, и люди обсуждали новую религию. Он обходил дома людей в Мекке и призывал их к Исламу, подчиняясь приказу Аллаха:

يَا أَيُّهَا الْمُدَّثِّرُ، قُمْ فَأَنذِرْ

«О завернувшийся! Встань и увещевай!» (74:1,2).

Затем он тайно собирал принявших Ислам. Последовавшие за Пророком ﷺ совершали молитвы (намаз), прячась от людей в горных ущельях. К вошедшим в Ислам Пророк ﷺ отправлял того, кто обучал их Корану. Например, он отправил Хаббаба ибн аль-Аратта обучить Корану Фатиму бинт аль-Хаттаб и её мужа Саида. Это был урок обучения Исламу, на который ворвался Умар (р.а.), и впоследствии он сам принял Ислам. Дом аль-Аркама стал центром сплочения верующих и местом обучения новому призыву. Там Пророк ﷺ читал своим последователям Коран, объяснял его смыслы и велел их заучивать. Посланник Аллаха ﷺ вёл дела скрытно, а принявшие Ислам входили в его сплочение. Далее он тайно обучал их в доме аль-Аркама ибн Абу аль-Аркама до тех пор, пока не пришёл аят:

فَاصْدَعْ بِمَا تُؤْمَرُ

«Провозгласи же то, что тебе велено» (15:94).

Поначалу Посланник Аллаха ﷺ призывал лишь тех, кто был готов к принятию Ислама, не обращая внимания на их возраст и положение в обществе, не обращая внимания на пол и происхождение. До того, как пришёл приказ открыто объявить о религии, в сплочение Пророка ﷺ вошло сорок с лишним человек разного пола и возраста. В основном это были молодые люди, но среди них были слабые и сильные, богатые и бедные.

Когда эти сподвижники созрели в просвещении, когда их склад ума (аклия) и склад психики (нафсия) сформировались в соответствии с исламскими идеями, когда Посланник ﷺ убедился в том, что сплочение стало сильным и готовым к противостоянию с идеями общества, тогда по приказу Аллаха он вывел группу на открытый призыв.

Исламский призыв был известен с первого дня посланнической миссии. Жители Мекки знали, что Мухаммад ﷺ призывал к новой религии, знали, что с ним много принявших Ислам, знали, что Мухаммад ﷺ собирает своих последователей ночами, знали, что мусульмане скрывают от людей свою группу и принятие новой религии. Это говорит о том, что люди чувствовали призыв к новой религии, чувствовали нахождение среди них мусульман, даже если не знали, кто и где собирается. Поэтому объявление религии не стало чем-то новым, скорее, новым стало то, что люди теперь узнали, кто из них принял Ислам и вошёл в сплочение Мухаммада ﷺ.

Когда были ниспосланы аяты:

فَاصْدَعْ بِمَا تُؤْمَرُ وَأَعْرِضْ عَنِ الْمُشْرِكِينَ، إِنَّا كَفَيْنَاكَ الْمُسْتَهْزِئِينَ، الَّذِينَ يَجْعَلُونَ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ فَسَوْفَ يَعْلَمُونَ

«Провозгласи же то, что тебе велено, и отвернись от многобожников. Воистину, Мы избавили тебя от тех, кто насмехается, кто признаёт других богов помимо Аллаха, и скоро они узнают» (15:94–96), —

тогда Пророк ﷺ вышел с открытым призывом, перейдя из скрытного этапа к публичному. Теперь он призывал не только тех, в ком нашёл склонность к принятию Ислама, но и всех остальных людей. Это ознаменовало начало столкновения веры и неверия, правильных и ложных идей. Начался второй этап призыва — этап взаимодействия с обществом и борьбы с ложью. На этом этапе призыв столкнулся с небывалым сопротивлением. Дом Посланника Аллаха ﷺ обкидывали камнями. Умм Джамиль, супруга Абу Ляхаба, бросала у его порога всякие нечистоты, а Пророк ﷺ лишь терпеливо убирал их.

Однажды Абу Джахль бросил в него внутренности барана, принесённого в жертву идолам, но Пророк ﷺ лишь терпеливо переносил эти трудности. Это сопротивление лишь добавляло ему уверенности и твёрдости на пути призыва. Мусульмане переносили различного рода издевательства. Каждый мекканский род продолжал следовать своим верованиям, подвергая принявших Ислам пыткам, чтобы отвратить их от Ислама. Лучшими примерами терпения и твёрдости того времени стали Биляль, Аммар, мать и отец Аммара и другие.

Поначалу неверные не ответили на призыв Посланника ﷺ, поскольку считали, что его рассказы не отличаются от рассказов монахов и мудрецов, и поскольку полагали, что люди не отвернутся от верований своих отцов. По этим причинам они и не порицали его. Однажды, когда Посланник Аллаха ﷺ пришёл на собрание многобожников, они сказали ему: «Это сын Абдульмутталиба, который говорит от небес». Но когда Пророк ﷺ возразил им, затронув их богов, осудив и высмеяв их выдумки и обвинив в заблуждении их отцов, они тут же объявили ему войну и договорились вместе противостоять его планам.

Курайшиты пытались дискредитировать его, обвинив во лжи и не признав пророчество. Они с сарказмом требовали чудес. Например, они говорили: «Почему Мухаммад не превратит холмы Сафа и Марва в горы золота? Почему Коран не был ниспослан ему в полностью завершённом и записанном виде? Почему они не видят Джибриля, о котором так много говорит Мухаммад? Почему он не оживляет мёртвых?». Неверные остались на своём, а Посланник Аллаха ﷺ продолжал призывать людей к Аллаху. Главы курайшитов придумывали различные способы отвращения Мухаммада ﷺ от призыва: они пытали его последователей, распространяли слухи о нём, объявляли блокаду и много другое. Но всё это лишь добавляло ему уверенности, привязанности к Аллаху и упорства в призыве.

Вести о Посланнике ﷺ и его решительности распространились среди всех племён арабов, а призыв к Исламу охватил весь Аравийский полуостров. Но мусульмане могли обращаться к этим племенам только в запретные месяцы, когда Посланник ﷺ спускался к Каабе и призывал арабов к религии Аллаха, рассказывал им о вознаграждении и наказании.

Главное меню