Теперь, после того как мы ответили на вопрос «Откуда я пришёл?» с категорическим доказательством существования Аллаха и с правильным заключением относительно некоторых Его атрибутов, нам стоит сосредоточиться на двух основных вопросах, а именно – «Зачем я пришёл?» и «Куда я иду?».
Смысл жизни и наша судьба после неё являются самыми важными вопросами для нас. Одновременно с этим мы не в силах ответить на них, если будем искать прямые ответы в человечестве, вселенной и жизни. Окружающая нас материя, несмотря на многочисленность её особенностей, не даёт нам никакой информации ни о цели нашего существования, ни о судьбе, которая нас ждёт после этой жизни. Данная особенность заставляет нас обратиться к Тому, от кого ничего не скроется – ни прошлое, ни будущее, ни смысл жизни, ни смысл смерти. Необходимо обратиться к Аллаху для того, чтобы найти желаемые ответы. И как показывает нам история, а также личный опыт каждого из нас, Всевышний Аллах не общается напрямую с каждым человеком. Однако Он обращается к нему посредством своих избранников из числа людей, миссия которых заключается в донесении Его послания до людей, подобных им. Эти люди и есть посланники. И мы нуждаемся в них с этой точки зрения.
С другой стороны, при прохождении своего жизненного пути человек сталкивается с рядом проблем и с поиском практических решений для них для претворения их в реальной жизни. Множество этих проблем требует различных методов подхода (исследования) и решения их в зависимости от того мировоззрения, которое принимает та или иная группа людей. В большинстве случаев предпочтительные решения бывают полностью противоречивыми. Причины этого противоречия мы увидим в природе человека.
Человек является разумным созданием, а жизненная энергия, будучи двигателем, толкает его к активным действиям. Сама жизненная энергия делится на органические потребности и инстинкты, которые естественным образом требуют удовлетворения. Человек подвергается опасности смерти в случае неудовлетворения органических потребностей, которыми являются питание, дыхание и сон. Если же мы говорим об инстинктах, то их неудовлетворение ведёт к неуравновешенности и беспокойству, но не к смерти. Инстинктов всего три, а именно:
1 – Инстинкт самосохранения. Это стремление человека защитить свою жизнь и избежать смерти. Одним из его проявлений в нашей повседневной жизни служит ответная реакция на некую вещь, которая падает на тебя или вот-вот столкнётся с тобой, а также стремление к роскоши и привязанность к ней, чтобы забыть, например, о смерти. Также – любовь к власти, которая даёт мнимое чувство вседозволенности, и страх смерти.
2 – Инстинкт продолжения рода. Это – стремление человека к поиску жизни в социуме со всеми вытекающими из этого обстоятельствами. Этот инстинкт проявляется, например, в нравственных и человеколюбивых (гуманных) ценностях, в чувствах любви, интимной близости и семейных связях.
3 – Инстинкт поклонения. Стоит отметить, что этот вид инстинкта присущ только человеку. У животных нет этого инстинкта. Это – стремление человека к поиску более совершенной силы, чем он. Фактором побуждения этого инстинкта служит ощущение человеком своей слабости и беспомощности. Это ощущение мы постоянно испытываем, сталкиваясь с такими явлениями, как смерть, болезни, неудачи, утомление и тому подобное. История и происходящие события свидетельствуют о том, что данный инстинкт поклонения является закономерностью, которой подчиняется каждый человек. Все стремятся найти для себя кого-то или что-то, чтобы считать это той святой силой, которая помогает им в перипетиях их жизни, вследствие чего они начинают считать себя обязанными ей. Иногда это поклонение может принимать форму приношения животного в жертву с целью приближения к идолу или божеству. Иногда оно может принять форму чрезмерной привязанности к певцу или актрисе до такой степени, что человек готов пойти на большие жертвы, лишь бы почувствовать приближённость к своей звезде и кумиру. Иногда оно может принять форму неимоверной любви и пристрастия к деньгам или коллекции картин известного художника.
Урегулирования этих потребностей и инстинктов невозможно достичь путём предоставления им абсолютной свободы в их удовлетворении без всякого обращения к разуму для принятия наиболее верного метода их удовлетворения. Чреваты последствия для тех, кто даёт в своей жизни волю своим капризам, дабы удовлетворить свои потребности и инстинкты так, как ему хочется. Противоестественные действия, такие как алкоголизм, наркомания и другие негативные явления служат наглядным примером того, как человек позволяет своим страстям и капризам полновластно распоряжаться им. Гомосексуализм и сексуальная эксплуатация детей так же служат примерами этого в сфере удовлетворения инстинкта продолжения рода. Что касается сферы удовлетворения инстинкта продолжения рода, то тут имеют место выходящие из ряда вон положения, ставшие результатом попытки неправильного удовлетворения данного инстинкта. И можно невооружённым глазом заметить, как они противоречат человеческой природе и ведут человека к смерти. Например, человек может быть подвластен привязанности к материальным ценностям, и тогда он будет отбрасывать другие ценности, необходимые для его гармонии и для его жизненного благополучия, а точнее – духовные, моральные и гуманные ценности. Отсутствие этой гармонии порождает эгоизм и вседозволенность, такую как попирание слабых с целью собственного обогащения. Также инстинкт поклонения может привести к неправильному удовлетворению, если объектом поклонения окажется какая-то популярная поп-звезда.
Такое негативное поведение является не чем иным, как следствием иллюзии человека, что он способен самостоятельно определить, что такое добро и что такое зло во всех своих поступках. Это произошло по той причине, что он неверно провёл аналогию между поступками и материальными объектами. Он заметил, что ему под силу отличить вкус сладости от вкуса горечи, потому что каждый из этих вкусов можно определить с помощью осязания. А поэтому органами чувств можно ощутить хорошее и плохое в вещах. Что же касается поступков, то в них человек не в силах осязать или ощутить хорошее и плохое своими органами чувств, как это было в вещах, потому что решение о том, что такое хорошо, а что такое плохо, или что такое добро, а что такое зло происходит в зависимости от обстоятельств и расчётов, находящихся вне самого поступка. Например, убийство с точки зрения того, хороший ли это поступок или плохой, определяется на основании внешних расчётов и обстоятельств, окружающих его. В случае убийства человека, с которым есть договор (муахид или мустамин), или верующего данный поступок классифицируется как плохой. Однако если происходит убийство в ходе самообороны, или защиты своей чести, или на священной войне (джихаде на пути Аллаха), то данный поступок классифицируется как хороший. И это происходит несмотря на то, что в обоих случаях произошло убийство. Человеку не дано целиком и полностью (в совершенстве) познать все эти внешние расчёты, чтобы вынести правильное решение на эти поступки, потому что его разум ограничен, а также неспособен постичь все тайны и вынести решения о них. Решение о том, что это – хорошо или плохо, а также о том, что это – добро или зло, находится за пределами области органов чувств и за рамками общих знаний (или умственных способностей), как это подробно излагалось при исследовании реальности разума. И поэтому когда мы пытаемся дать определение тому (или описать то), что находится за пределами ощутимого мира, не опираясь на достоверные данные (т.е. информацию), то невозможно избежать впадания в фантазирование и неправильность. Человеческие умы не могут сойтись в едином мнении относительно обязательности совершения смертной казни в отношении преступников. Кто-то считает это справедливым наказанием, кто-то выступает против этого. Тем не менее, они единодушны во мнении относительно того, что груша имеет сладкий вкус, а трава – зелёный цвет. По этой причине в нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с тем, что начинаем считать злом то, что раньше считали добром, или наоборот. Также видим, что некоторые поступки могут быть разрешёнными в одной стране, но в другой стране – они расцениваются как преступление.
Вот поэтому не стоит в своей жизни опираться на человеческое знание относительно того, что такое хорошо, а что плохо, и что такое добро, а что зло. Но как можно добиться удовлетворения органических потребностей и инстинктов правильным путём, если человеку не дано правильно различать то, что является благом для него, и то, что является для него вредом? И поскольку неспособность человека предоставить идеальный метод для удовлетворения инстинктов и органических потребностей стала очевидной для нас. Это значит, что перед нами может быть только один-единственный путь, вселяющий в нас абсолютную уверенность. И этот путь – путь послушания нашему Создателю, который ведает о нас абсолютно всё и знает, что во благо нам, а что – во вред. Это и стало одной из основных причин, заставивших нас с большим трепетом искать самое великое сокровище на земном шаре, а именно – обращение Всевышнего Аллаха, которое посланники приносили людям.
Но что будет, если мы столкнулись с большим количеством людей, утверждающих, что они несут послание от Бога? Как мы сможем различить правдивого от лжеца? Дабы не уходить далеко в дебри, лучше всего обратиться к изучению текстов, причисляемых к Господу, и постараться различить между тем, что от Создателя, и тем, что является продуктом человеческого ума. Ниспосланное от Бога будет отличаться абсолютным знанием и превосходным созданием в противоположность человеческому тексту, где прослеживаются отпечатки неполноценного слабого человека, который не в силах объять всё своим знанием и осведомить о том, что произойдёт в будущем (т.е. пророчествовать). И поэтому мы находим в делах людей недостатки и несовершенство, ибо ошибки и недостатки являются свойственной человечеству чертой.
Что же касается божественных текстов, то в них никогда не встретишь следов слабости и неполноценности.
Коран заявляет о том, что он является речью Всевышнего Аллаха, что созданное человечество должно принять его в качестве правильного руководства жизни. Так давайте исследуем эту весьма известную книгу и её аргументы, чтобы удостовериться в том, что она в действительности является речью Всевышнего Господа миров.
Оригинал на арабском http://hizb.net/?p=4520