29
Пт, март

Рассуждение о вере: Коран – это речь Господа миров 7 ч.

Мировоззрение
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Каждый человек, утверждающий о том, что является пророком, должен обосновать свою правоту и привести доказательства того, что пользует поддержкой Бога.

И таким доказательством является его способность совершить такое действие, которое бросает вызов природным закономерностям, и никто из людей не в силах его повторить. Это непременно будет свидетельствовать о том, что данное действие было сотворено Богом для того, чтобы подтвердить личность человека, который совершил это действие, что он действительно является посланником Бога. Другими словами, этот пророк должен произвести чудо, непосильное человеку – аль-муджиза.

Стоит отметить, что все посланники и пророки имели подтверждение своей миссии в виде непосильных людям чудес (аль-муджиза). Пророк Ибрахим, мир ему, сообщил своему народу, что он является посланником Бога к ним для того, чтобы донести им Его послание. В подтверждение его правоты люди стали свидетелями ряда чудес, совершаемых Ибрахимом, совершение которых недоступно обычным людям. Одним из таких удивительных чудес является случай, когда царь Нимрод, отказавшийся уверовать в божественное писание, приказал схватить Ибрахима и сжечь его в огне живьём на виду у других людей. Но божественное вмешательство лишило огонь свойства сжигать тело Ибрахима, напротив, превратило пламя в прохладу и спасение, что позволило ему не испытывать мучений. После этого у тех, кто стали свидетелями этого непосильного для обычного человека чуда, рассеялись все сомнения относительно божественного послания, принесённого людям Ибрахимом. Их сердца и умы прониклись глубокой уверенностью, ведь доказательства Ибрахима были убедительными. Подобное было и с пророком Мусой, мир ему, который явил ряд непосильных человеку чудес. Когда Муса вместе со своим народом покинул Египет, он должен был пересечь море. Благодаря той силе, которую Аллах вложил в его посох, Муса открыл путь по дну моря, и по нему люди перешли на противоположный берег. Также и пророк Иса (Иисус), мир ему, явил множество непосильных человеку чудес как подтверждение истинности своего послания. Ему достаточно было прикосновения своей рукой к человеку, чтобы исцелить его.
 

Эти непосильные человеку чудеса (аль-муджиза), бесспорно, являются доказательством для тех, кто стал свидетелями их совершения. Однако все эти чудеса больше нельзя увидеть из-за отсутствия тех, кто являл их. И есть ли такая возможность, чтобы любой человек во все времена мог быть свидетелем божественного откровения, которое подтверждается непосильным человеку чудом?

Священный Коран даёт ответ на этот вопрос. Заключительный божий пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) донёс до людей послание Аллаха, которое олицетворяется в Коране. Оно обращено ко всему человечеству и является пригодным во все времена, вплоть до дня Воскрешения. Каким же является непосильное для человека чудо (аль-муджиза), подтверждающее миссию пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)?

Это чудо кроится в вызове, приведённом в самом божественном послании. Для того чтобы доказать всему человечеству, что эта Книга является речью Господа миров – Аллаха – Коран бросает вызов всем людям во все времена привести подобный ему текст, как по стилю, так и по силе выражения, хотя бы в объёме самой маленькой суры.

В Коране мы читаем следующие слова Всевышнего Аллаха:

قُلْ لَئِنِ اجْتَمَعَتِ الإنْسُ وَالْجِنُّ عَلَى أَنْ يَأْتُوا بِمِثْلِ هَذَا الْقُرْآنِ لا يَأْتُونَ بِمِثْلِهِ وَلَوْ كَانَ بَعْضُهُمْ لِبَعْضٍ ظَهِيرًا

«Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу»» (17:88).

أَمْ يَقُولُونَ افْتَرَاهُ قُلْ فَأْتُوا بِسُورَةٍ مِثْلِهِ وَادْعُوا مَنِ اسْتَطَعْتُمْ مِنْ دُونِ اللَّهِ إِنْ كُنْتُمْ صَادِقِينَ

«Или же они говорят: «Он выдумал его». Скажи: «Сочините хотя бы одну суру, подобную этим, и призовите, кого сможете, кроме Аллаха, если вы говорите правду»» (10:38).

Дабы представить силу Корана, которая продемонстрировала неспособность людей, понявших суть этого вызова (привести подобное ему), лучше всего бросить беглый взгляд на то положение, которое существовало во времена ниспослания Корана.

В 610 году по григорианскому календарю на Аравийском полуострове Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) начал своё пророчество среди арабов, находившихся на уровне полного невежества, которому не позавидуешь. Их история переполнена бесконечными родоплеменными конфликтами, которые вспыхивали по самым пустяковым причинам. По сравнению с существовавшими в то время политическими силами – византийцами и персами – ремесленное производство арабов было весьма слабым. Их обычаи и верования были невежественными. Большинство из них были язычниками, они поклонялись примерно трём сотням божеств (идолов). Они имели жестокие традиции и с презрением относились к рождению девочек. Более того, имели обычай заживо хоронить своих новорождённых дочерей. Всё это указывает на их слепое следование предрассудкам их предков и упадочное состояние их общества. И в центре этих отвратительных обычаев сияла одна ценность, которой гордились и славились арабы. Этой ценностью был их язык, на котором они восхитительно и искусно разговаривали, даже если говорящий был обычным бедуином (жителем пустыни). Среди арабов существовало множество поэтов, а их стихи имели большое значение в арабском обществе. Они устраивали поэтические состязания в Мекке по случаю прибытия язычников на паломничество. Победитель удостаивался такой чести, что его стихи писались золотыми буквами и вывешивались на Каабу рядом с их идолами. Таким образом, мы можем себе представить то, до какой степени был развит арабский язык, и то, какую значимость имел он в жизни людей Мекки и всех арабов в целом. При такой действительности Коран бросил вызов арабам в той сфере, которой они превосходно владели.

В силу того, что Коран изложен на красноречивом арабском языке, его источником может быть только один из трёх вариантов: либо он от арабов, либо от Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), либо от Всевышнего Аллаха. Давайте рассмотрим первые два варианта, убеждают ли они нас или нет? Когда был брошен вызов людям создать нечто, подобное Корану, Ислам выступал молодой религией. Он всё больше и больше завоёвывал умы и сердца жителей Мекки так, что начал беспокоить обладателей власти и силы в мекканском обществе потому, что Ислам выступал против идолов, языческих убеждений и идей курайшитов, показывая их фальшь, порочность, ошибочность, а также осудил и атаковал все существующие в Мекке убеждения и идеи. Коранические аяты нисходили в ответ на происходящие события и осуждали такие действия людей, как ростовщичество, захоронение заживо новорожденных девочек, обвешивание на весах, прелюбодеяние и другие греховные дела. Одновременно с этим аяты нисходили с осуждением лидеров курайшитов, их предрассудков, мечтаний и верований, а также разоблачали их заговоры против Ислама. Очень много людей приняли Ислам после прослушивания Корана, превосходного по стилю и значению. Что касается врагов призыва из числа первых лиц курайшитов, которые боялись исчезновения их влияния и опасались угрозы своим мирским интересам, а также арабов, выступивших против Ислама, который ещё находился в колыбели, то было бы первостепенным и лучшим для них ответить на вызов Корана, если бы это было им под силу. Ведь этим они могли бы доказать, что человек способен написать текст такой же силы, как текст Корана, что, в итоге, Коран – не что иное, как дело рук человека. Однако вместо этого они прибегли к физическому и психологическому насилию в попытке задушить в колыбели новорожденную религию. Данное поведение свидетельствует об их несостоятельности и неспособности ответить на вызов Корана и противостоять Исламу путём идей и доказательств, которые по определению являются самым лёгким вариантом борьбы с выдуманной идеей. Это указывает на то, что источником Корана не могут быть арабы, ведь изначально его вызов был адресован им.

Что касается второго предположения, а именно – того, что Коран является творчеством Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), что это – гениальный шедевр с его стороны. Объяснение бессилия выдающихся учёных и носителей арабского языка перед Кораном тем, что он является продуктом гениальности Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который явил Коран от себя, является неубедительным объяснением. В истории человечества мы встречаем множество примеров выдающихся гениев, что позволяет нам дать точное определение этому понятию. Общим признаком всех гениев, помимо их одарённости в области своей специализации, служит тот факт, что они обладают большой умственной силой, намного превышающий обычный уровень. Именно это позволяет им делать выдающиеся открытия в какой-то из областей жизнедеятельности человека.

Например, в области физики учёный Эйнштейн благодаря своему превосходству смог первым обнаружить свою известную теорию относительности и внести новые понятия, которые позволили обратить внимание на некоторые физические явления. Однако известность Эйнштейна и его труды не могут вычеркнуть из нашей памяти того факта, что в его эпоху жило много других выдающихся учёных, которые так же внесли немалый вклад в развитие научного прогресса. В области квантовой механики во времена Эйнштейна появились такие исследователи, как Энрико Ферми, Нильс Бор и Эрвин Шрёдингер, которые так же оставили свой след в истории науки. Этим учёным удалось понять труды Эйнштейна и пересмотреть их, а также опровергнуть некоторые его выводы. Данное обстоятельство можно обобщить. Например, если в определённом сообществе появляется некий гений, то в этом же сообществе мы встречаем других личностей, которым удалось достичь его уровня. Гений не в силах бросить вызов и сделать такое, чего не сможет сделать никакой другой человек, где бы он ни был.

Так или иначе, гений – это, прежде всего, человек, и его физические и умственные способности имеют пределы. Если ему удалось создать нечто новое, то другие имеют возможность сделать подобное ему, а возможно – и превзойти его. В большинстве случаев это – вопрос времени. Что касается Корана, то он бросает вызов и показывает неспособность всего человечества произвести подобное ему вот уже на протяжении четырнадцати веков. Первыми оказались бессильными перед этим вызовом те, кто владел арабским языком намного лучше, чем сегодняшние арабоязычные народы. Здесь хотелось бы обратить внимание на следующее, а именно – на то, что Коран бросает вызов как разговаривающим на арабском языке, так и тем, кто не знает арабского языка. Как мы сможем ощутить силу Корана, если не можем прочесть его на арабском языке или наш уровень понимания его на арабском весьма слабый? Говорит ли это о том, что мы должны опустить руки? Нет, напротив, достаточно обратить внимание на меры носителей арабского языка, которые в совершенстве владеют этим языком, предпринятые в ответ на брошенный им вызов Корана, чтобы прийти к убедительному выводу. Например, не будучи атлетом, посредством наблюдения за соревнованиями по лёгкой атлетике мы с уверенностью можем заявить, что преодоления стометровой дистанции за десять секунд в пределах возможностей самого быстрого бегуна. Это отличается от такой случая, когда некий человек бросает вызов достигнуть его скорости в беге и преодолеть стометровую дистанцию за одну секунду. При этом ты знаешь, что олимпийские чемпионы по бегу уверены в невозможности этого с их стороны и даже не рискуют предпринять попытку приближения к рекордной отметке данного человека. Единственным объяснением этого будет не что иное, как божественное вмешательство в знак подтверждения избранности данного человека Господом. Аналогично этому можно объяснить ситуацию, когда люди, которые лучше всех владели арабским языком, оказались бессильными перед вызовом Корана. Следовательно, исходя из вышеуказанного, можно вынести следующее категорическое заключение:

Повторить коранический стиль не под силу человеческим возможностям. Непременным источником Корана является Тот, кто сотворил человечество и способность людей разговаривать, а именно – Всевышний Аллах.

Этот факт невозможно обойти, заявляя о гениальности Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Встречали ли мы когда-нибудь в истории человечества случай, когда гений смог сделать то, что не смогли бы сделать другие представители его народа и всё человечество в целом? Как, например, создать текст, подобный пусть даже крохотной части его творческого труда? Вот поэтому нецелесообразным было бы приписывать авторство Корана Мухаммаду ибн Абдуллаху (да благословит его Аллах и приветствует). Таким образом, перед нами не остаётся иного варианта, кроме как только согласиться с единственным убедительным объяснением, что Коран, вне всякого сомнения, является речью Всевышнего – Создателя миров. Это и есть абсолютная истина. Человек, который со всей настойчивостью желает себе счастья, должен уделить большое внимание этой книге, содержание которой несравнимо со всеми сокровищами этого бренного мира.

Главное меню