22
Пт, нояб

Посланник – не муджтахид

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: В первом томе книги «Исламская личность» я прочел следующее: «Посланник – не муджтахид».

Во второй же части книги «Мукаддимат ад-Дустур» говорится: «Посланник Аллаха ﷺ потратил трофейное имущество (файъ) согласно своему мнению и иджтихаду, так же средства джизьи тратились им согласно своему мнению и иджтихаду. Средства харадж, которые приходили из различных земель тратились им согласно собственному мнению и иджтихаду. В этой связи имеется шариатский текст, предоставляющий Пророку ﷺ право расходовать, таким образом, каким он считает нужным. Это является доказательством, что Имам имеет право распоряжаться этим имуществом согласно собственному мнению и иджтихаду, потому как пример Пророка ﷺ в этом – есть шариатское доказательство. Следовательно, Имам распоряжается всем этим имуществом согласно собственному мнению и иджтихаду».

На первый взгляд присутствует некое противоречие между этими двумя выдержками, прошу дать большее пояснение.

Ответ:

Нет никакого противоречия между тем, что приводится в книге «Исламская личность» в первом томе и «Мукаддимат ад-Дустур» во второй части.

Что касается «Личности» и высказывания «Посланник – не муджтахид», то доказательства этого вопроса разъяснены в этой же теме, они являются очевидными и достоверными как, например, слова Всевышнего Аллаха:

قُلْ إِنَّمَا أُنْذِرُكُمْ بِالْوَحْيِ

«Скажи: «Я предостерегаю вас посредством откровения» (21:45).

Иначе говоря, скажи им, о, Мухаммад, что «я ведь увещеваю вас Божественным Откровением, которое было ниспослано мне, т.е., воистину, мое увещевание вас – ограничено Божественным Откровением». В суре «Звезда» Всевышний Аллах также говорит:

وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى إِنْ هُوَ إِلاَّ وَحْيٌ يُوحَى

«И не говорит он по пристрастию. Это – только Откровение, которое ниспосылается» (53:3,4).

Другими словами Пророк ﷺ в вопросах законотворчества, говорил только по Откровению, поступал только по Откровению и не совершал иджтихада. Муджтахид порой оказывается правым, а иногда ошибается, а это недопустимо в отношении Пророка ﷺ, который не говорит и ничего не делает касательно шариата без Откровения.

Что же касается выдержки из «Мукаддима», то это связано с такими вопросами, как ведение государственных дел, расходование на интересы мусульман, назначение валиев или судей и т.д. Расходование из государственных средств, притоком которых были джизья, харадж, трофеи (файъ), имущества вероотступников и т.п., на интересы мусульман возлагается на плечи главы государства, который распоряжается ими по собственному усмотрению, что должно осуществлять интересы мусульман. Точно так же назначение на должность валия возвращается к главе государства, который принимает данное решение согласно собственному мнению, что должно осуществлять интересы мусульман.

Пророк Аллаха ﷺ был Пророком и Посланником, в то же время, и правителем в Медине. В вопросах шариата (законотворчество) он не совершал иджтихад, его миссия заключалось в извещении и донесении того, что было ему ниспослано. Однако в качестве правителя он ﷺ в вопросе расходования на интересы мусульман поступал согласно собственному виденью и иджтихаду, чтобы осуществить интересы мусульман. Например, при Хунайне Пророк ﷺ раздал трофеи среди определенных людей, тогда как другим ничего не дал. Примечание, это касается только того расходования, право распоряжения над которым шариат предоставил главе государства. В отношении же того, что кроме этого, то никакого отношения правитель к расходованию, согласно собственному мнению, не имеет, как например, имущества закята.

Точно так же при ведении государственных дел административного аппарата государства Пророк ﷺ согласно собственному видению назначал кого-то валием или судьей и т.д. Ведь не утверждается же, что такой-то был назначен валием путем откровения. Наоборот, это относится к администрированию, т.е. к ведению государственных дел – назначению и снятию с должностей валиев и им подобных, что происходило согласно виденью и иджтихаду Пророка ﷺ, и это должно было осуществлять интересы мусульман.

Таким образом, не существует никакого противоречия между тем, о чем говорится в книге «Исламская личность» в первом томе и «Мукаддимат ад-Дустур» во второй части.

 

29 Шаабан 1433 г.х.
19.07.2012 г.