По итогам досрочных парламентских выборов в Турции, состоявшихся 1 ноября 2015 г., победу одержала пропрезидентская «Партия справедливости и развития» (ПСР), набрав 49,50% голосов. Второй стала «Республиканская народная партия» (РНП), получившая 25,40% голосов избирателей. «Партия националистического движения» (ПНД) с 11,90% голосов стала третьей, а «Демократическая партия народов» (ДПН), поддерживающая курдов, набрала 10,70% и, таким образом преодолев десятипроцентный барьер, стала четвёртой партией, прошедшей в парламент. С точки зрения количества кресел в парламенте на четвёртом месте оказались националисты (ПНД). Если взглянуть на результаты парламентских выборов, состоявшихся не так давно, 7 июня 2015 г., то очевидными станут изменения в распределении голосов, которые были следующими: «Партия справедливости и развития» – 40,90%, «Республиканская народная партия» – 24,90%, «Партия националистического движения» – 16,30% и «Демократическая партия народов» – 13,10%.
Следует отметить, что существует ряд внутренних и внешних (в особенности – ближневосточных) факторов, существенно изменивших итоги выборов, хотя между ними прошёл довольно короткий срок, не превышающий и пяти месяцев. Постараемся рассмотреть самые важные из этих факторов.
Внутренняя политика
– Ожидание экономического кризиса: до 7 июня в экономике страны наблюдались существенные проблемы, турецкая лира упала по отношению к американскому доллару, а кампания «Партии справедливости и развития» против движения Фетхуллаха Гюлена и обвинения партии в коррупции негативно отразились на партии Эрдогана (ПСР). Правящей партии не удалось получить большинство в парламенте, попытки сформировать коалиционное правительство провалились, и всё это усугубило осложняющееся положение в экономике страны.
«Партия справедливости и развития» (в целом) и её основатель, президент Турции Эрдоган (в частности), смогли использовать происходящие экономические проблемы в свою пользу. Эрдоган со всей ясностью заявил: «Если вы не дадите нам одним прийти к власти, то экономический кризис не заставит себя ждать. Никакие коалиционные правительства не способны осуществить экономическую стабильность». Поверхностное мышление, которое, по своему обыкновению, присуще обществу, подтолкнуло избирателей проголосовать в пользу ПСР на выборах 1 ноября. Турецкий народ, по сути, стоит лицом к лицу перед серьёзней опасностью, которую влекут за собой экономические изменения, грядущие в ближайшие 10 лет. Большая часть населения, существенно изменившая свои потребительские предпочтения за последние 12 лет правления Эрдогана, посредством кредитных карт погрязла в долгах перед банками. Люди представили себе картину, навеянную правящей партией, о грядущем экономическом кризисе в случае, если ПСР единолично не придёт к власти, и под страхом скачка банковских процентов (а затем вероятной борьбы банков с должниками) они сделали свой выбор в пользу «Партии справедливости и развития». ПСР, запугав людей «кризисной» палкой, смогла эксплуатировать их страх и получить то, что хотела.
– Проблема терроризма: известно, что «Партия справедливости и развития» к концу 2012 года запустила процесс по поэтапному урегулированию кризиса с террористической «Рабочей партией Курдистана» (РПК). Этот процесс длился 2,5 года, и в это время состоялась встреча парламентской делегации с лидером РПК Абдуллой Оджаланом, который с 1999 года отбывает пожизненное заключение в турецкой тюрьме. В процессе урегулирования также состоялись переговоры между турецким правительством и «Демократической партией народов», которая представляет политическое крыло «Рабочей партией Курдистана». Эти встречи положительно отразились на ДПН в виде чаяния людей, что проблеме терроризма, которая длится в стране уже 30 лет, придёт конец. С другой стороны, встречи правительства с «Рабочей партией Курдистана» и предоставления некоторых привилегий «Демократической партии народов» вызвали недовольство и гнев среди турецких националистов. Процесс урегулирования дошёл даже до разговоров об освобождении Оджалана. В результате часть голосов, ранее подаренных турецкими националистами за ПСР, 7 июня отошла назад к «Партии националистического движения», а их антиправительственные лозунги стали громче. Что касается «Демократической партии народов» (ДПН), поддерживающей курдов и ранее имеющей весьма скромную политическую поддержку в восточных и юго-восточных областях страны, то здесь, наоборот, она получила сильную поддержку курдского народа, который поручил ей представлять интересы курдов в парламенте. Это отразилось на увеличении количества голосов в пользу ДПН на 7%, которые 7 июня перешли к ней от ПСР.
Такое снижение в количестве голосов подтолкнуло ПСР начать новую политику и вернуться к борьбе с терроризмом, воспользовавшись террористическим актом, совершённым в г. Сурудж 20 июля 2015 г. во время митинга курдских активистов. Ужас и беспредел охватили восточные юго-восточные области страны в результате военной спецоперации против «Рабочей партии Курдистана». В городах было объявлено чрезвычайное положение, а во многих областях – комендантский час. Эти события вызвали тревогу у представителей малого и среднего бизнеса, а также у крупных инвесторов. Но упорство Эрдогана в начатой им кампании по борьбе с терроризмом дало ощутимые результаты на выборах 1 ноября, где с помощью физического противостояния с «Рабочей партией Курдистана» под лозунгом «антитеррористической акции» ПСР смогла вернуть потерянные ею голоса турецких националистов. В этом деле также большую роль сыграла абсолютно ошибочная предвыборная программа «Партии националистического движения», которая завершилась неудачей и потерей голосов в пользу ПСР.
Ужас и беспредел, вернувшиеся в восточные и юго-восточные области, вызвали тревогу у многих людей, и Эрдоган словно говорил им: «Если вы не проголосуете за «Партию справедливости и развития», то такая обстановка сохранится, и вам не насладиться спокойной жизнью». Таким образом, атмосфера страха и ужаса лишила «Демократическую партию народов» 2,5% голосов в пользу ПСР.
– Предвыборные обещания ПСР и их влияние: политические партии, как обычно, яростно соревновались в обещаниях во время предвыборной гонки перед 1 ноября, и «экономические» лозунги составили большую их часть. Это явно отразилось на голосах избирателей. Результаты выборов показали, что предвыборные обещания ПСР показались избирателям самыми осуществимыми, а обещания других партий – далёкими от реальности. Также подействовало на избирателей понимание того, что в случае формирования коалиции она будет невозможна без весомого участия ПСР – отсюда и растёт самая высокая доля веры людей в осуществимость её обещаний. Но здесь важно учесть, что ПСР не давала серьёзных обещаний в экономической сфере во время предвыборной кампании перед 7 июня.
Внешняя политика и её влияние на результаты выборов
Роль и влияние Турции на политику Ближнего Востока существенно возросли за последние 12 лет правления ПСР и её политики, гармонирующей с США. Чтобы рассмотреть то, насколько США влияют на выборы в Турции, необходимо изучить политику Турции, проводимую на Ближнем Востоке в общем, и в Сирии – в частности. США оказались в трудном положении, погрязнув в сирийской трясине, и согласие на вмешательство России в Сирию говорит о том, насколько трудно положение Америки там. США пытаются активно использовать роль соседних с Сирией государств: Ирана, Ирака, Иордании и Турции, которая, имея девятисоткилометровую границу с Сирией, является самой весомой и влиятельной из них. По этой причине Америка всегда заинтересована в стабильном руководстве в Турции, т.к. считает, что коалиционные правительства замедлят её политику, проводимую через Турцию, а, может быть, и вовсе сведут её на нет. По этой причине Америка поддержала стремление Эрдогана и «Партии справедливости и развития» пойти на досрочные выборы и не комментировала военную спецоперацию турецких властей против «Рабочей партии Курдистана», устроенной с целью вернуть голоса националистов для ПСР, потерянные ею на июньских выборах. Взамен США получили разрешение на использование своих военных баз для свободного вмешательства в Сирию и на поддержку курдских группировок (партию «Демократический союз (Сирия)» и его военизированное крыло) на севере Сирии.
Турция – страна, имеющая весомую и эффективную роль на Ближнем Востоке, и США желают максимально использовать её в своих интересах. Америка не смирится ни с какой угрозой потери стабильности (в данном случае – в виде коалиционного правительства) в Турции, и она, опираясь на двенадцатилетний опыт тесного и гармоничного сотрудничества с этой партией, поддерживает ПСР. Если бы Соединённые Штаты Америки не желали поддержать Эрдогана и его «Партию справедливости и развития», то они применили бы для этого все рычаги влияния, которые у них есть в Турции.
Махмуд Кар
Глава информационного офиса Хизб ут-Тахрир Турция
По материалам газеты «Ар-Рая»
29 Мухаррама 1437 х.
11.11.2015 г.