21
Чт, нояб

Вероятные последствия во внутренней и внешней политике Турции, вызванные неудавшимся путчем

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вслед за неудавшимся военным переворотом, организованным 15 июля рядом офицеров в Турции, правительство скорыми темпами начало предпринимать существенные меры.

Как известно, с того момента, как «Партия справедливости и развития» (ПСР) Эрдогана пришла к власти, она не упускала ни одной возможности, которые перед ней возникали, чтобы осуществить изменения в политической системе страны. С самого начала под различными «пакетами», такими как «Соответствие Европейскому Союзу», «Демократический пакет» и др., ПСР стремилась реформировать секуляристский республиканский строй, установленный англичанами. Эти реформы, в особенности, коснулись судебной системы. Власть Эрдогана до 2013 года действовала согласно американской политике сообща с гюленистами, которых власти называли «Параллельной структурой», а сегодня именуют FETÖ («террористическая организация Фетхуллаха Гюлена») и обвиняют в попытке переворота. При помощи различных операций против военных, стартовавших с операцией против организации «Эргенекон» (тайной ультранационалистической организации в Турции), ПСР за время правления удалось отстранить ряд националистов из армии страны.

 С момента первой попытки пошатнуть позиции правящей партии 17–25 декабря 2013 (в виде масштабного коррупционного скандала в правительстве, сопровождавшегося громкими полицейскими рейдами), ПСР столкнулась с рядом трудностей со стороны судей, на чью сторону отныне перешла FETÖ. И по решению Конституционного суда власть была вынуждена пойти на «реабилитацию» ранее обвинённых и снятых с должностей проанглийских военных и судей, с выплатами им всех положенных компенсаций. В итоге, в соответствии с соглашением между правительством и националистами, последним отдали политические позиции, отобранные в этот раз у гюленистов, хотя ПСР с первого дня своего прихода к власти предпринимала все усилия как раз для того, чтобы изменить существующую «политическую конструкцию», издавна находящуюся в руках проанглийских националистов.

15 июля, ещё в первые часы начавшегося неудачного путча в стране, Эрдоган выступил с территории стамбульского аэропорта со следующим заявлением: «Тем не менее, данный ход (переворот), данное движение – это большая милость от Аллаха. Это движение станет причиной полной очистки вооружённых сил Турции, которые обязаны быть чистыми». Попытка государственного переворота оказалась очень удобным моментом для власти, за которой стоит Америка, для того, чтобы начать решительную борьбу против английского влияния, т.к. до этого момента любые попытки ПСР сталкивались с судебными преградами и трудностями в легализации своих задумок. 21 июля президент Эрдоган объявил в стране чрезвычайное положение сроком на три месяца с возможным продлением. Объявление ЧП предоставляет конституционную (!) возможность власти легализовать любое её решение посредством указа, имеющего силу закона, который обжалованию не подлежит. Так, одним из первых указов правительства стало продление срока ареста без предъявления обвинения с четырёх до тридцати суток.

Исходя из сегодняшних событий, начавшихся 15 июля, можно прийти к следующим выводам:

1 – Власть, находящаяся в руках Эрдогана, будет пытаться изменить существующий режим в стране посредством указов, имеющих силу закона. Так, премьер-министр Бинали Йылдырым в своём интервью 23 июля турецкому телеканалу «NTV» сообщил о том, что силы жандармерии (одна из пяти частей ВС Турции, состоящих из сухопутных войск, военно-морских сил, военно-воздушных сил, жандармерии и береговой охраны) будут окончательно подчинены министерству внутренних дел. Сам глава МВД Турции Эфкан Ала 22 июля на этом же телеканале заявил следующее: «Мы будем обучать и назначать. Могут появиться дополнительные новые структуры, или же понадобится реструктуризация нынешних. Жандармерия окончательно и полностью будет привязана к МВД. Изменения коснутся как Генштаба, так и министерства обороны. Больше уже не будет витать впечатлений о том, что, захватив эти ключевые контролирующие учреждения, вы захватили всю страну», – сказал он.

2 – Офицеры-националисты, ранее арестованные решениями суда и отстранённые от армии, стали появляться на экранах телевизоров и рассказывать о преступлениях FETÖ, тем самым пытаясь себя оправдать. Власть же, используя гюленистов словно приманку-прикрытие, старается оградить себя от нападок этих офицеров, напротив, она даже принялась в срочном порядке восстанавливать в должностях некогда снятых ею военнослужащих из проанглийской «команды». Однако восстановление ряда проанглийских офицеров и их назначение на должности в армии не означает, что Англия восстанавливает здесь своё влияние. Если учесть заявления главы МВД выше, то становится ясным, что в свете грядущих реформ в Генштабе и ВС Турции, эти офицеры не получат прежних возможностей.

3 – На данный момент правящая верхушка отстранила от должности более 60 тыс. работников государственного сектора, и она продолжит эту практику. Работа Государственного Совета, Кассационного и других судов потерпит существенные изменения – об этом речь шла даже до событий с неудавшимся переворотом. Теперь же он стал причиной, которая убирает все препятствия перед властью на этом пути.

4 – Правительство сегодня имеет прекрасную для себя возможность под предлогом борьбы с FETÖ заняться чисткой в армии. 119 из 125 задержанных генералов и адмиралов отправлены под арест, а новые назначения внутри армии один за другим дойдут до всех военных структур. Как видно сегодня, количество арестов военных различных чинов будет возрастать.

5 – В результате попытки переворота ряд министров выступил с обвинениями в адрес США в организации неудавшегося путча. Так, вице-премьер Турции Нуреддин Джаникли 24 июля обвинил в этом Америку. Президент США Барак Обама, в свою очередь, опроверг какую-либо роль Соединённых Штатов в попытке переворота в Турции: «Любые заявления, что мы знали о попытке государственного переворота или о вмешательстве США в эти события, однозначно ошибочны… и ставят граждан США, находящихся в Турции, под угрозу», – сказал он и добавил, что такие слухи ставят под угрозу партнёрство между США и Турцией. Но обмен такими заявлениями отнюдь не говорит о том, что отношения турецких властей с Америкой пошатнутся. Тем временем, по поводу экстрадиции главаря FETÖ Фетхуллаха Гюлена президент Обама заявил, что «не решает такие вопросы» и что «запрос о выдаче будет рассмотрен в соответствии с соглашением и законом». Как видно из этого и других заявлений официальных лиц в США, Америка не выдаст легко Гюлена.

6 – Неудавшийся госпереворот также не повлияет на турецко-российские отношения, соответственно, он не усугубит «развитие» сирийского кризиса. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова прокомментировала это так: «Негативное развитие сценария по свержению законного правительства привело бы к трагедии как внутри Турции, так и к ещё большей дестабилизации в регионе». Значит, неудавшийся путч приведёт только лишь к задержке на некоторое время принятия нового решения по сирийскому кризису.


Газета «Ар-Рая»
Мухаммед Ханефи Ягмур
№89 от 29 Шавваля 1437 г.х.
03.08.2016 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая