Вот уже на протяжении 19 лет Судан страдает от американских экономических санкций. А 3 ноября в своём письме Конгрессу президент США продлил действие национального чрезвычайного закона, введённого в отношении Судана с 1997 года.
Обама отметил, что это продление является «расширением» сферы применения данного закона, чтобы он включал имущество некоторых суданских чиновников, вовлечённых в конфликт в Дарфуре. Обама ясно дал понять, что ситуация в Дарфуре является «чрезвычайной и необычайной угрозой» для национальной безопасности и внешней политики США, подчеркнув, что продление этого закона проводится на фоне действий, политики и практики суданского правительства.
Президент США показал Конгрессу, что проводимая политика и практика правительства Судана продолжают представлять необычайную и чрезвычайную угрозу национальной безопасности и внешней политике США. И добавил: «А потому я решил, что необходимо продолжить объявленный режим чрезвычайного национального положения в отношении Судана и поддерживать силы для наложения санкций против Судана как реакции на эти угрозы».
1989 год был свидетелем первых американских санкций против Судана, а в 1993 страна была внесена в список государств, поддерживающих терроризм. И хотя санкции были введены только в экономической сфере, 3 ноября 1997 президент США Билл Клинтон подписал указ о применении широкого спектра санкций в отношении Судана, и с тех пор они ежегодно обновляются в соответствии с резолюцией №13067. В 2006 году последовало решение, направленное на ограничение связи конкретных лиц с США в дополнение к другому решению в тот же год, где говорится о замораживании активов, денежных средств и имущества правительства Судана, а также было введено предотвращение экспорта товаров и технологий, за исключением гуманитарной помощи, как и предотвращение заключения сделок финансовых структур и компаний с правительством Судана. А в конце мая 2007 года президент Буш-младший расширил эмбарго США и запретил некоторым суданским лицам въезд в Соединённые Штаты, в дополнение к 31 государственной компании, пока не пришёл Обама со своим недавним решением о расширении санкций, включая в них суданское правительство.
Со своей стороны, суданский МИД в своём заявлении отверг эти санкции, посчитав их политическими санкциями, целью которых ставится нанесение вреда жизненным интересам народа Судана и оказание давления на его правительство, чтобы оно пошло на уступки по политическим позициям, особенно по тем, которые относятся к проектам американской гегемонии в регионе. Эти санкции уже оказали влияние на Судан. Так, в 2013 году на семинаре, проводимом рядом консультативных организаций при ООН в сотрудничестве с Центром исследований общества (societystudies) в Международном центре конференций имени шахида аз-Зубайра, директор администрации госдепартамента США обнародовал цифры с веб-сайта Департамента Казначейства США, где говорится, что в период 2000–2008 г.г. офис финансовых перечислений отверг около 5.777 денежных переводов на сумму 745 млн. долларов в дополнение к государственным активам на сумму 48 млн. долларов. Он признал уязвимость суданской экономики от санкций США, которые ограничивают её способность развиваться и интегрироваться с международными финансовыми институтами, а также препятствуют Судану в привлечении средств со стороны доноров для своих программ и приводят к неспособности воспользоваться «инициативой по облегчению бремени задолженности для бедных стран с высоким уровнем задолженности» (Инициатива ХИПК), в которую были включены 36 стран, включая Судан. Кроме того, санкции привели к краху компании суданских авиалиний, поскольку зависимость от американских самолётов «Boeing», в конечном итоге, привела к её распаду. Это произошло в дополнение к запрету экспорта в Судан передовых американских технологий в сферах сельского хозяйства, водоснабжения и добычи нефти, а также связи, что привело к огромной трате ресурсов наряду с запретом на осуществление банковских операций с целью повышения коррупции в сфере закупок, поскольку многим государственным и частным учреждениям приходится действовать через посредников для приобретения технологий и запасных деталей американского производства.
Девятнадцать лет санкций – и это происходило после того, как правительство выслало Усаму бен Ладена, да смилуется над ним Аллах, и прогнало группу ХАМАС из Судана, конечно же, по просьбе администрации США, и после полного сотрудничества с ЦРУ, особенно в эпоху экс-директора национальной разведки генерала Салаха Гоша, и признания правительством данного сотрудничества. Об этом открыто заявил нынешний министр иностранных дел Ибрагим Гандур в интервью одной электронной суданской газете. Он сказал: «Это сотрудничество – очень давнее, однако оно приостановилось на некоторое время, а теперь снова возобновилось», – добавив: «Судан оказал существенную помощь в рамках сотрудничества в области безопасности в борьбе с терроризмом после известных событий 11 сентября».
Эту тенденцию подчеркнул и президент аль-Башир в интервью каналу «Аль-Джазира», где он заявил, что Соединённые Штаты обещали отменить санкции, если он подпишет Мачакоский протокол, но ничего не произошло. Он сказал: «Мне позвонил лично Джордж Буш и заверил меня, что они будут выполнять свои обещания, если состоится референдум в Южном Судане. Референдум прошёл, но они не сдержали своих обещаний». Тогда ведущий Ахмед Мансур сказал аль-Баширу суданскую поговорку: «И даже морковки не досталось, а только палка» (т.е. вместо обещанного получили ещё больше проблем). В заявлении суданского министерства иностранных дел, изданном вслед за продлением санкций, говорится: «Доклады по терроризму, издаваемые ежегодно с 2002 года Госдепартаментом США, подтверждают тот факт, что Судан в полной мере сотрудничает с Соединёнными Штатами в борьбе с терроризмом… Также сами американские официальные лица признали, что Судан остаётся в этом списке по политическим причинам, не связанным с терроризмом». Сами американские дипломаты признали сотрудничество Судана с правительством США. В своём заявлении 12.09.2016 госсекретарь США сказал: «В последние месяцы Судан предпринял значительные шаги в противостоянии «ИГИЛ» и других террористических групп, как и стремился предотвратить их продвижение в страну и из неё… Продолжение сотрудничества Судана укрепляет международные усилия по борьбе с терроризмом».
После всех этих признаний о сотрудничестве Судана, и даже о полном выполнении приказов Америки, она не сдвинулась ни на йоту в послаблении санкций. Напротив, Конгресс признал недействительной петицию, подписанную сотней тысяч человек, требующих отмены санкций в отношении Судана, с рекомендацией передачи данной петиции в архив из-за отсутствия беспристрастности при сборе подписей под данной петицией, указывающей, что именно суданское правительство мобилизовало людей для её подписания.
Эту американскую неуступчивость объяснил глава госдепа Джон Керри в октябре 2015 г., сказав: «Соединённые Штаты не будут предлагать осуществления каких-либо шагов для снятия Судана из перечня государств-спонсоров терроризма, кроме как после достижения им прогресса в разрешении кризиса в Дарфуре, Южном Кордофане и Голубом Ниле на основе определителей, рассчитанных в соответствии со стратегией США в качестве результатов этого соглашения». В том же контексте американские источники сообщили: «Вашингтон обусловил суданскому правительству остановить войну в Южном Кордофане и Голубом Ниле… а также сформировать правительство национального единства, которое позволит участие в нём всей оппозиции без исключения, чтобы отменить санкции в отношении Судана».
Предельно ясно, к чему стремится Америка через национальный диалог – к созданию широкого светского правительства и отдалению исламских лозунгов, а также к установлению федеральной власти, которая станет зачатком дробления оставшейся части Судана на маленькие страны. В этом и состоит американская стратегия, о которой говорит Джон Керри. И тогда правительство не увидит ни одной морковки от врага Уммы Америки.
Газета «Ар-Рая»
Хасбуллах Нур Сулейман
Хартум
16 Сафара 1438 х.
16 ноября 2016 г.