24
Вс, нояб

Разве хадис о повиновении устанавливает так называемую «религиозную тиранию»?!

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Или же это — часть праведного правления?

Сообщается, что Хузейфа ибн аль-Йаман сказал:

قَالَ حُذَيْفَةُ بْنُ الْيَمَانِ: قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّا كُنَّا بِشَرٍّ فَجَاءَ اللَّهُ بِخَيْرٍ فَنَحْنُ فِيهِ فَهَلْ مِنْ وَرَاءِ هَذَا الْخَيْرِ شَرٌّ؟ قَالَ: نَعَمْ. قُلْتُ: هَلْ وَرَاءَ ذَلِكَ الشَّرِّ خَيْرٌ؟ قَالَ: نَعَمْ. قُلْتُ: فَهَلْ وَرَاءَ ذَلِكَ الْخَيْرِ شَرٌّ؟ قَالَ: نَعَمْ. قُلْتُ: كَيْفَ؟ قَالَ: يَكُونُ بَعْدِى أَئِمَّةٌ لاَ يَهْتَدُونَ بِهُدَاىَ وَلاَ يَسْتَنُّونَ بِسُنَّتِى وَسَيَقُومُ فِيهِمْ رِجَالٌ قُلُوبُهُمْ قُلُوبُ الشَّيَاطِينِ فِى جُثْمَانِ إِنْسٍ. قَالَ: قُلْتُ: كَيْفَ أَصْنَعُ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنْ أَدْرَكْتُ ذَلِكَ؟ قَالَ: تَسْمَعُ وَتُطِيعُ لِلأَمِيرِ وَإِنْ ضُرِبَ ظَهْرُكَ وَأُخِذَ مَالُكَ فَاسْمَعْ وَأَطِعْ

«(Однажды) я сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, мы пребывали во зле, а потом Аллах даровал нам это благо (Ислам), в котором мы сейчас находимся, но придёт ли после этого блага зло?». Он сказал: «Да». Тогда я спросил: «А придёт ли после этого зла благо?». Он сказал: «Да». Я (снова) спросил: «А придёт ли после этого блага опять зло?». Он сказал: «Да». Я спросил: «В чём же оно будет заключаться?». Он сказал: «После меня будут правители, которые не станут придерживаться моего руководства, не будут следовать моей Сунне, и среди них будут люди, сердца которых будут подобны сердцам шайтанов в человеческом обличии». (Хузайфа) сказал: «Я спросил: «О Посланник Аллаха, а что мне делать, если я это застану?». Пророк ﷺ сказал: «Слушайся и повинуйся (своему) правителю, даже если он будет бить тебя по спине и забирать твоё имущество! Слушайся и подчиняйся!» (передал Муслим).

Так как образовалась путаница в понимании этого хадиса, в его сути и в применении к нашей реальности, в частности — в том, что придворные шейхи особенно часто приводят его, чтобы узаконить господство тиранов, особенно — на Аравийском полуострове… И даже более того, этот хадис исторически был интерпретирован неверно, чтобы оправдать угнетение и тиранию… По этой причине я пожелал глубоко и внимательно изучить этот вопрос с целью полного выяснения его сути. Применение этого хадиса к правителям современности является тяжким преступлением, ударом по израненному телу Уммы, притеснённой из-за своей религии! Это — своего рода прикрытие для мерзких правителей и марионеток религией и священными текстами. Они пытаются оглушить Умму посредством её же религии, чтобы сломить её волю, противопоставляя ей религию, которую она чтит! Применяя подобные доводы не к их сути, в противоречии с правильным шариатским пониманием, они внушают людям: терпите ваших правителей и не выступайте против них; они — ваше предначертание, выход против них означает выход против религии и восстание против Аллаха!

Для разъяснения данного вопроса и устранения путаницы в нём я приведу два аспекта.

Первый связан с применением хадиса к нашей реальности (манат) и с амиром, о котором он говорит.

Второй связан с правильным шариатским пониманием хадиса в контексте с другими шариатскими доказательствами.

Что же касается применения хадиса к реальности (манат), то он относится только к законному шариатскому правителю и его представителю (заместителю). Это происходит так потому, что обязательное повиновение в Исламе — это повиновение достойному, отвечающему необходимым условиям лицу, а не повиновение обладателю влияния и силы. И никто не может обладать необходимыми условиями в правлении в абсолютной форме без уполномочивания на это со стороны Уммы, поскольку власть принадлежит Умме, а потому никто не может править ею иначе, кроме как с её согласия и от её имени. Так, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал в хадисе, переданном Абу Даудом:

مَنْ بَايَعَ إِمَامًا، فَأَعْطَاهُ صَفْقَةَ يَدِهِ، وَثَمَرَةَ قَلْبِهِ، فَلْيُطِعْهُ مَا اسْتَطَاعَ، فَإِنْ جَاءَ آخَرُ يُنَازِعُهُ، فَاضْرِبُوا رَقَبَةَ الْآخَرِ

«Кто со всей искренностью дал присягу Имаму на верность, пусть проявляет послушание ему. Если же объявится другой халиф, претендующий на Халифат, то отрубите ему голову!».

А в хадисе, переданном Бухари, также говорится:

فُوا بِبَيْعَةِ الأَوَّلِ فَالأَوَّلِ

«Подчиняйтесь присяге первого и за ним первого».

И от Убады ибн Самита (р.а.) сообщается, что он сказал:

بَايَعْنَا رَسُولَ اللهِ صَلى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلمَ عَلَى السَّمْعِ وَالطَّاعَةِ فِي الْمَنْشَطُ وَالْمَكْرَهُ

«Мы дали байат Пророку ﷺ, поклявшись проявлять подчинение и послушание и в радости и в горе» (Бухари).

Эти хадисы прямым текстом говорят, что подчинение опирается на шариатскую присягу, которая даётся со стороны Уммы и при её согласии. И даже Посланник Аллаха ﷺ не принял на себя правление просто в качестве обладателя Писания (Пророка)… Он на протяжении 13 лет вёл пророческую деятельность в виде призыва (давата), донесения (таблигъ), наставлений и рекомендаций без малейших указаний на дела правления, таких как судопроизводство, объявление войны, принятие денег (налогообложение) или назначение амиров (валиев). Он ﷺ принял на себя правление только после того, как обладатели власти и влиятельные лица Медины присягнули ему, после чего он стал правителем и стал проводить соответствующую правлению деятельность наряду с пророческой деятельностью. Сподвижники Пророка (да будет доволен ими всеми Аллах) единогласны в том, что Халифат, правление и эмират заключаются только посредством присяги со стороны Уммы или со стороны тех, кто олицетворяет и выражает её согласие.

Что же касается шариатского правителя, то его суть заключается в том, что он должен править исключительно по Шариату Аллаха. И даже если все люди на земле, и вместе с ними — мусульмане, соберутся, чтобы установить правителя, однако он не будет править по Шариату, то подчинение ему не является обязательным. Это происходит потому, что законность его власти опирается на претворение Книги Аллаха и Сунны Его Посланника ﷺ. Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الأمْرِ مِنْكُمْ فَإِنْ تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим властью среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику!» (4:59).

В аяте приведено повиновение Аллаху и Его Посланнику ﷺ прежде повиновения правителю, чтобы все знали, что основой правления и власти является Шариат, и аят разъясняет, что только Шариат является единственным источником и основой в заботе о делах подданных.

Исходя из вышеизложенного, хадис о послушании и повиновении правителям совершенно не касается современных правителей. А тот, кто утверждает обратное, является лжецом и клеветником на религию Аллаха. Современные правители — это марионетки неверных колонизаторов, они не представляют мусульман и их интересы, они не правят по Шариату Аллаха. Напротив, они борются с Исламом, лицемерно выдавая себя за его последователей, подобно правителям Хиджаза и Ирана. Шариатские тексты не упустили из виду современных правителей, они упомянули о них, как и разъяснили должное отношение к ним. Наши сегодняшние правители — это заслуживающие порицания правители тирании и диктата, о которых уведомил нас Пророк ﷺ в хадисе, переданном Ахмадом. Они установлены Западом для оберегания омерзительного колониального положения, установленного в наших странах после упразднения Халифата. А потому шариатским долгом в отношении них является их свержение и устранение их региональных государственных образований и невежественных конституций, а также устранение охраняемых ими границ Сайкс—Пико, усиливающих раздробленность Уммы.

Говоря о втором аспекте, связанном с правильным шариатским пониманием хадиса в контексте с другими шариатскими доказательствами, необходимо отметить следующее:

Хадис, как мы говорили ранее, относится к халифу и его заместителю. Именно халиф является законным амиром (правителем), на которого возложено претворение Шариата от имени Уммы. Посредством присяги, полученной от Уммы, он становится обладателем власти и права осуществлять заботу о делах подданных и вести другие дела правления. Как известно, нет правления без подчинения, как и нет системы без дисциплины. Отсюда Шариат сделал обязательным повиновение главе государства и каждому амиру, который имеет к нему отношение. Повиновение, которому Аллах обязал мусульман, — это не слепое повиновение, а осознанное, поскольку Шариат обусловил это повиновение правителю двумя условиями:

1. Чтобы правитель не приказывал запретное (греховное), потому как нет подчинения творению в ослушании Творца.

2. Чтобы правитель приказывал в пределах своей компетенции. Это так потому, что подчинение в том, что не относится к делу правления, не является обязательным. Т.е. правитель может обязать всех установить номерные знаки на автомобили, однако он не может обязать людей работать по десять часов ежедневно, или больше этого, или меньше…

Поскольку Шариат связал заботу о делах паствы и претворение наказаний (худуд) с правителем, то в осуществление этой работы входит и сбор средств закята, хараджа, джизьи и других налогов при особых условиях, разъяснённых Шариатом. Работа правителя включает в себя применение наказаний к тем, кто нарушает правила, поскольку иначе он не сможет оберегать государственную систему, как и не сможет сохранять её, опираясь только на веру людей в неё и посредством проповеди и наставлений. Среди наказаний присутствует, например, «бичевание», упомянутое в хадисах. Так, халиф или судьи могут применять шариатское наказание в отношении нарушителей в виде бичевания. И данное наказание может быть верным, а может быть вынесено и ошибочно, поскольку судья выносит предположительное решение, опираясь на имеющиеся у него доводы, а потому он может быть правым, а может и ошибиться. На это и указал Пророк ﷺ, говоря:

إِذَا حَكَمَ الحَاكِمُ فَاجْتَهَدَ ثُمَّ أَصَابَ فَلَهُ أَجْرَانِ، وَإِذَا حَكَمَ فَاجْتَهَدَ ثُمَّ أَخْطَأَ فَلَهُ أَجْرٌ

«Если судья вынесет решение, проявив усердие, и его решение окажется правильным, ему полагается двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему полагается одна награда» (Бухари).

Более того, Посланник Аллаха ﷺ сообщил нам, что даже он судит, опираясь на представленные ему доводы, — это происходит потому, что он правит как человек. От Умм Салямы (р.а.) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّمَا أَنَا بَشَرٌ وَإِنَّكُمْ تَخْتَصِمُونَ إِلَيَّ، وَلَعَلَّ بَعْضَكُمْ أَنْ يَكُونَ أَلْحَنَ بِحُجَّتِهِ مِنْ بَعْضٍ، فَأَقْضِي عَلَى نَحْوِ مَا أَسْمَعُ، فَمَنْ قَضَيْتُ لَهُ مِنْ حَقِّ أَخِيهِ شَيْئًا، فَلاَ يَأْخُذْهُ فَإِنَّمَا أَقْطَعُ لَهُ قِطْعَةً مِنَ النَّارِ

«Поистине, я — только человек, а вы приходите ко мне (со своими) спорами. Может оказаться так, что один из вас будет более убедителен в своих аргументах, чем другой, и тогда я вынесу решение в его пользу на основании части того, что услышу, однако (пусть знает) тот, кому я присужу по праву принадлежащее его брату, что выделяю я ему частицу (адского) пламени!», — муттафакун алейхи.

Вышеприведённое показывает, что бичевание и сбор денег являются частью деятельности правления при условии претворения Шариата. И возможно, что в глазах правителя бичевание и сбор денег будут законными, а в глазах подданного — несправедливостью. В таком случае дозволено ли подданному бунтовать против правителя, если он считает, что подвергся бичеванию несправедливо, или же у него закят взяли больше положенного?! Ни в коем случае. Ему не позволено бунтовать против государства и отходить от данной им присяги по причине того, что он чувствует себя угнетённым или потому, что с ним действительно обошлись несправедливо, и не важно, было ли это сделано со стороны правителя преднамеренно или неумышленно. Людям не позволительно выступать против государства, опираясь на догадки или подозрения, поскольку таким образом нельзя достичь стабильности в правлении, как и нет в этом рациональности и праведности. Что же делать в таком случае? Согласятся ли люди с несправедливостью и станут терпеть?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо учесть следующее:

Если несправедливость со стороны правителя в сборе средств и бичевании произошла в рамках претворяемой им системы, однако произошла ошибка в понимании действительности и была совершена несправедливость, т.е. непреднамеренная несправедливость, а не политика государства и не образ правителя, а только несправедливость во взгляде какой-либо из сторон, то в этом случае следует обратить внимание: если имеется возможность доказать ошибку в работе правителя, то в таком случае дело поднимается к Верховному судье (къади мазалим), чтобы он вынес по нему своё решение и устранил раздор и несправедливость. Если же несправедливость произошла в деле, основанном на фактических данных и результатах вследствие иджтихада, то угнетённому в таком случае не остаётся ничего другого, кроме терпения, поскольку правитель в данном случае судит, опираясь на своё знание, и поступает в соответствии со своим пониманием согласно доказательствам, фактическим данным и шариатским доводам в виде свидетелей и свидетельских показаний. Если же несправедливость в каком-либо положении произошла в сборе средств и бичевании и является политикой государства и утвердившейся практикой, то молчать об этом запрещено. Конечно, вооружённый выход против правителя запрещён до тех пор, пока он правит Исламом и опирается в принятии законов и в делах заботы о подданных исключительно на Шариат Аллаха. Однако запрет выступать против него с оружием не означает терпеть его несправедливость, как и не означает призыв к принятию «за должное» его гнёта. Запрет выступать против него направлен только на сохранение государственной структуры. Однако Шариат, несмотря на запрет выступать против правителя с оружием и приказ продолжать повиновение государству и соблюдать его законы, всё же приказал в ряде аятов и хадисов отчитывать несправедливого правителя, пытаясь повлиять на него политически и юридически. Более того, Шариат посчитал молчание перед несправедливостью правителя грехом, мункаром (порицаемым) и гибелью. Всевышний Аллах сказал:

وَلا تَرْكَنُوا إِلَى الَّذِينَ ظَلَمُوا فَتَمَسَّكُمُ النَّارُ وَمَا لَكُمْ مِنْ دُونِ اللَّهِ مِنْ أَوْلِيَاءَ ثُمَّ لا تُنْصَرُونَ

«Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и помощников, кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки» (11:113).

И сказал Посланник Аллаха ﷺ:

وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَتَأْمُرُنَّ بِالمَعْرُوفِ وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ المُنْكَرِ أَوْ لَيُوشِكَنَّ اللَّهُ أَنْ يَبْعَثَ عَلَيْكُمْ عِقَابًا مِنْهُ ثُمَّ تَدْعُونَهُ فَلَا يُسْتَجَابُ لَكُمْ

«Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, вы обязательно должны побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, а иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас Своему наказанию, и потом вы станете взывать к Нему, но не получите ответа!» (ат-Тирмизи).

Также он ﷺ сказал:

سَتَكُونُ أُمَرَاءُ فَتَعْرِفُونَ وَتُنْكِرُونَ، فَمَنْ عَرَفَ بَرِئَ، وَمَنْ أَنْكَرَ سَلِمَ، وَلَكِنْ مَنْ رَضِيَ وَتَابَعَ

«Поистине, поставят над вами правителей, а вы будете признавать и откажетесь признавать (их). Почувствовавшие отвращение будут непричастны и спасутся отказавшиеся признавать в отличие от тех, кто согласится и последует» (Муслим).

Более того, Шариат обязал мусульман образовать по крайней мере одну политическую партию, первостепенной задачей которой является отчёт правителя. Всевышний Аллах сказал:

وَلْتَكُنْ مِنْكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنْكَرِ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104), —

поскольку желаемым отчётом в Исламе является эффективный, действенный отчёт, который ведёт к устранению несправедливости и исправлению кривизны, а не просто формальный отчёт. В то же время недопустимо для нас поднимать оружие против несправедливого халифа, и необходимо соблюдать законы государства, поскольку Шариат обязал нас отчитывать правителя политическими способами, если он стал нарушать систему, претворение которой возложено на него. Шариат разъяснил, что в том случае, если правитель не внемлет наставлениям и продолжает практиковать несправедливость, гнёт и продолжает нарушать систему, то судебные органы должны рассмотреть его дело и сместить его с поста, потому что нечестие (грех, фискъ) и отсутствие справедливости являются нарушением условия справедливости, обязательного для присяги и продолжения её действия, и поскольку достоверно сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَا طَاعَةَ، لِمَنْ عَصَى اللَّهَ

«Нет подчинения тому, кто ослушается Аллаха» (Ибн Маджа).

Другими словами, нечестивец (грешник, фасикъ) не имеет права быть правителем. Таким образом, подчинение ему запретно не только в грехе, это — так же и запрет и на установление нечестивца на пост правителя или продолжение его власти. Среди известных положений в фикхе имеется следующее: нет власти (вилая) для нечестивца (фасикъа). А потому запрещено нахождение в правлении человека и является обязательным его смещение, если в качестве метода ведения политики и дел правления он избирает путь несправедливости и гнёта и ослушается Шариата. Однако не выдумки и желания людей, а только судебные органы (Верховный судья) утверждают наличие несправедливости и нарушение Шариата, как и выносят решение о смещении правителя. Это так потому, что при наличии противоречий между правителем и подчинёнными Шариат приказал мусульманам обращаться к нему, а обращение к Шариату может быть не иначе, как только через судебное разбирательство.

Такова реальность этого хадиса и таково его понимание. И это — доказательство величия исламского законодательства и его эффективности, включающей в себя результативную концепцию, а не негативную. И это — основа для стабильности надлежащего правления, а не отговорка для теократического правления.

Просим Аллаха помочь нам в установлении обещанного Праведного Халифата по методу пророчества в скором будущем, чтобы мы были счастливы претворением Шариата Аллаха и донесением его людям, дабы вывести их из мрака к свету, по воле Аллаха.

Газета «Ар-Рая»
Мунзир Абдуллах
8 Раджаба 1438 г.х.
05.04.2017 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая