Первые искры демонстраций в Басре пришлись на июль.
Далее они стали набирать оборот наряду с увеличением проблем засаливания почвы в Шатт-эль-Араб, загрязнения химическими веществами вод со стороны Ирана, перебоев с электроснабжением, низким качеством услуг, повсеместной безработицей, распространением болезней, нападением вооружённых формирований и взятием ими под контроль зданий местных органов власти и улиц. Данные события развиваются беспрецедентным образом.
В прошлую пятницу 7 сентября демонстранты штурмовали иранское консульство, а после сообщений об удалении сил безопасности с улиц Басры последовал поджог консульства. Также в этот день более 20 тысяч демонстрантов вышло на улицы города на фоне требований улучшения жизни и услуг, и в результате столкновений погибло 9 человек.
Такое развитие событий произошло после того, как некоторые люди подожгли большую часть штаб-квартир правящих политических движений и партий, не говоря уже о канцелярии и провинциальном совете мухафазы. Среди сожжённых штаб-квартир оказались штаб-квартиры партий и ополченских формирований, лояльных к Ирану. Среди них были штаб-квартиры движений: «Ирада», «Асаиб Ахль аль-Хакк», «Харакат Ан-Нуджаба», «Ансаруллах»; партий: «Дава», «Аль-Фадиля»; движения «Высший исламский совет Ирака»; вооружённых формирований: «Организация Бадра», «Катаиб Хизбалла», «Сарай аль Хорасани»; плюс был сожжён дом приёмов губернатора, офисы депутатов Фалиха Хазали и Ханан аль-Фатлави.
Восстание на юге страны не возникло сейчас и сегодня, оно является следствием восстания людей против коррупции и нахождения некомпетентных чиновников во власти начиная со дня оккупации и по сей день. Однако наличие невыносимых условий и обострение ситуации разожгло гнев с новой силой, а его пламя было направлено против марджаитских партий (марджа — высшее духовное звание шиитских духовных лидеров), — это было продолжением бойкота недавно прошедших выборов, чему власти не придавали должного значения. Более того, власти распространяли ложную информацию об уровне участия населения в выборах с целью продолжать обманывать людей.
Таким образом, власти стали заложниками своих же действий и способствовали возгоранию искры восстания. Стоит отметить, что именно молодёжь восстала против марджаитских партий, именно она последние недели проводила деятельность для мобилизации на восстание народных масс, именно она является тем, кто усердно действовал в течение нескольких месяцев до выборов с целью бойкота и разоблачения последних. Так они смогли преуспеть в первом шаге (бойкот выборов), чтобы затем сделать второй.
Наблюдая за этими демонстрациями, было отмечено проявление сильного страха во многих заявлениях должностных лиц и в вооружённых формированиях. Стала заметна их нужда в приложении усилий в задабривании восставших кланов, т.к. в нынешних демонстрациях в большинстве случаев участвует шиитская молодёжь. Это, в свою очередь, несёт огромную угрозу нынешней власти и ополченческим формированиям, ведь эти кланы они считают своей народной поддержкой, а их молодое поколение расценивается как человеческий ресурс, который они используют для своих военных авантюр как внутри, так и за пределами Ирака. Они используют бедность кланов для вербовки их молодого поколения в свои военные формирования.
Таким образом, тем, кто серьёзно может повлиять на столпы режима и власть вооружённых ополчений, является шиитская молодёжь. Само чувство опасности распространилось не только на власть имущих и ополченские формирования, а также коснулось шиитских религиозных авторитетов, которые, воспользовавшись любовью мусульман-шиитов к своей религии, направляли последних на службу властям и их никчёмным целям.
Однако страх по-прежнему витает в воздухе, ведь на подходе ещё один сценарий, который ожидает Басру, когда будет применена жестокая сила со стороны войск и ополченческих формирований. Жертвами этих репрессий станет всё та же шиитская молодёжь, требующая выполнять самые элементарные, законные права. Ведь подобное уже происходило с молодёжью Анбара, Мосула, Дияла, Хавия, Самарры, Багдада в 2013 г. Тогда подавлением демонстраций руководил лично Нури аль-Малики, при этом он описывал демонстрантов самым мерзким описанием: «Между нами и вами — море крови. Вы являетесь баррикадой Язида, а мы — баррикадой Хусейна. Это — не что иное, как зловонный пузырь. Прекратите свои действия, пока вас не заставили это сделать силой», — и тому подобные заявления. Чем всё закончилось, общеизвестно: города, в которых проходили демонстрации, были переданы в руки «ИГИЛ», которое, в свою очередь, учинило в них то, что учинило.
Сегодня в Басре может повториться тот же сценарий в плане резни и потери городов. В этот раз различным вооружённым группировкам предоставлена полная свобода в действиях. Мы видим, как сжигаются учреждения, официальные органы, убиваются демонстранты. Помимо этого, сами сожжения штаб-квартир тех или иных партий даёт ополченческим формированиям оправдание на вмешательство в происходящее. Также видно, что мирные демонстрации были перенаправление со своего пути на путь разрушения. Стали сжигаться здания различных органов, правительственные учреждения, стали чиниться расправы над активистами, восставшие подожгли нефтяные скважины, произошла высылка иностранных компаний.
Таким образом, отхождение демонстраций в Басре от своего пути, который заключается в требовании законных прав мирным способом, лишний раз подтверждает проникновение в ряды протестующих тех, кто руководит ополченческими формированиями. Сделано это с целью воплотить в жизнь иранскую повестку дня и иранский сценарий после того, как раскрылись их ненависть и преступления.
Сценарий заключается в том, чтобы разжечь шиито-шиитский конфликт на юге Ирака, тем самым предоставив возможность Ирану вмешаться во внутренние дела Ирака (с благословения Америки) под предлогом необходимости восстановления стабильности и безопасности. А ведь именно Америка игнорировала протесты и демонстрации бедных и угнетённых, обойдясь лишь робким заявлением о недопустимости беспорядков во время демонстраций и сожалением о жертвах.
Позиция Америки лишний раз доказывает, что она не заботится о проблеме нищих в Ираке, об отсутствии услуг, её не заботит ни вмешательство Ирана во внутренние дела Ирака, ни само государство, которое по причине бездарной политики и поставленных целей находится в упадочном положении. Единственной её заботой является существование слабого правительства, которое будет выполнять все её требования, будет осуществлять баланс между интересами Америки и интересами Ирана. Также Америка не спешит выталкивать Иран за границы (выдворять Иран за пределы страны), поэтому мы видим, как она медлит с объявлением о демонстрациях и протестах, наложив некий запрет на это; также она промолчала об отключении интернета и о насилии в отношении протестующих.
Причина всего этого заключается в том, что Америка прекрасно осознаёт, что данные протесты в Ираке означают провал её политического проекта. Ведь в своё время она протолкнула его под знаменем «свободу народу Ирака», обещая людям претворить свою ложную демократию. Поэтому Америку не заботит вопрос воды, электроэнергии, трудоустройства населения, разорения сельского хозяйства, разрушения домов, вынужденного переселения жильцов и отсутствия безопасности. Она желает повторить то же, что и с правительством Нури аль-Малики в своё время, несмотря на смену президентов в Белом доме.
Америка считает, что сможет сделать из нашей страны модель, на которую можно будет равняться после того, как она сможет вернуть нас назад к тирании, хаосу, отсутствию безопасности, и для этого она поставит во главе нас своих агентов. Задача этих агентов будет заключаться в исполнении её приказов с целью грабить наши богатства и отдалять нас от Ислама.
О народ Ирака! Такое продажное правительство не будет совершать богоугодные дела, напротив, мы видим, как его зло заполонило землю, как запах коррупции заложил нам нос, как нарушения безопасности происходят кругом и повсюду, как слышны каждодневные взрывы, как происходят убийства и похищения невинных людей. И всё это делается ради разграбления — без стыда и совести — общественных богатств, ведь треть жителей живёт за чертой бедности, и после всего этого появляются такие, кто потерял всякое стеснение и совесть, и требуют создания новых политических образований, как будто нынешнее время — это золотая эпоха для подобных требований. И этот список можно продолжать. Однако в отношении таких Посланник ﷺ сказал:
إِذَا لَمْ تَسْتَحْيِ فَاصْنَعْ مَا شِئْتَ
«Если ты не чувствуешь стыда, делай что хочешь» (Бухари).
Газета «Ар-Рая»
Али Бадри
2 Мухаррама 1440 г.х.
12.09.2018 г.