21
Чт, нояб

Экономический кризис в Турции: его глубина, масштабы необходимых реформ и провал Эрдогана

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Экономика базируется на идее поиска способа обладания имуществом и способа распоряжения им. Она занимается поиском причин накопления имущества, оставляя человеку самому думать над тем, как его приумножать и где искать источники прибыли.

Также экономика оставляет человека самому думать над тем, до каких пределов ему вести свои траты, чтобы не пришлось влезать в долги. В прошлом Османский Халифат был сильнейшим государством в мире на протяжении веков, не видевшим экономических кризисов и ведущим торговлю на основе золота.

Потом наступило время республики Турция. Она отказалась от идеи исламской экономики и приняла идею экономики капиталистической, после чего попала в плен колонизаторского диктата. Она так и не достигла развития, а напротив, стала лишь деградировать. Экономика её стала очень хрупкой — такой её сделал основатель республики Мустафа Кемаль, разрушивший Халифат и отказавшийся от его модели экономики, от его бывших вилаятов и потенциала в пользу колонизаторов. Внешний долг Турции увеличился, а сила её экономического сопротивления иностранному влиянию ослабла.

Посредством своих финансовых фондов и банков кредиторы взяли курс на ужесточение условий выдач новых кредитов для того, чтобы привести турецкую валюту к ускоренному падению до тех пор, пока один доллар к 2001 г. не стал равняться 1 млн. 650 тыс. лир во времена правления Эджевита, лояльного Британии. Его правительство было распущено после выборов 2002 г., на которых при поддержке американцев победу получили Реджеп Эрдоган и его партия. После этого Америка прекратила оказывать давление на Турцию, и долги перед МВФ были изменены на долги в пользу инвесторов и их заграничных банков, принадлежащих колонизаторским государствам.

Тем не менее, курс турецкой лиры продолжал своё падение и достиг 1 млн. 790 тыс. лир за 1 доллар. Тогда турецкое правительство приняло решение отменить шесть нулей начиная с 01.01.2005. Таким образом, 1 доллар стал равняться 1,79 новой турецкой лиры. Так продолжалось до 2013 г., пока лира не стала падать вновь и не обвалилась на 30% в течение трёх последних месяцев того же года. Падение, начавшееся в тот год, не прекращается по сегодняшний день.

Правительство Эрдогана пыталось остановить падение лиры и сохранить её стабильность, но не смогло этого добиться. К началу 2018 г. падение лиры ускорилось, и за шесть месяцев она утратила 21% своей стоимости. Количество факторов падения лиры тоже увеличилось. Политическое положение Эрдогана, наоборот, окрепло, его влияние возросло, и он крепко взял власть в стране в свои руки, особенно после неудачно военного переворота 15.07.2016. Тем не менее, это не защитило турецкую валюту от дальнейшего падения.

Когда Центральный банк Турции 24.07.2018 объявил о стабилизации процентной ставки на уровне 17,75%, как того требовал Эрдоган, стоимость турецкой валюты обвалилась на 20% и уровень инфляции достиг 15,85% при том, что, согласно требованиям ЕС — куда хочет вступить Турция, — уровень инфляции должен быть не выше 5%. После этого произошёл инцидент с американским пастором Бронсоном, оказавшимся изобличённым шпионом США. Дональд Трамп пригрозил, что введёт санкции против Турции, если та не отпустит пастора. Санкции действительно были введены 10.08.2018, что явилось причиной ускорения падения лиры, пока инфляция в Турции не достигла 25% в течение двух месяцев, а торговый дефицит не вырос до 37,5%.

Санкции США и прочие политические события были использованы правительством Эрдогана в качестве оправдания спада экономики и защиты престижа Эрдогана в глазах избирателей, т.к. он по факту не может исправить экономическую ситуацию в стране. Многие жители Турции позволили себя обмануть и посчитали, что причиной всему является Америка, а Эрдоган принялся им подпевать, хотя известно, что санкции были сняты с Турции сразу после освобождения пастора-шпиона 12.10.2018, после чего американо-турецкие отношения улучшились.

Стабилизация валюты на несколько лет и некоторые признаки развития экономики были достигнуты не в результате найденного решения стагнации турецкой экономики и не потому, что она твёрдо стоит на ногах вместо костылей. Нет! Стабилизация была достигнута в первую очередь из-за политических факторов. Кредиторы снизили давление на правительство Эрдогана, потом его правительству придали блеска, и мусульмане вновь позволили себя обмануть светской демократической моделью правительства Турции, подражающей Западу.

В этом деле Америка и Европа помогали друг другу. Были открыты двери инвесторам, особенно европейским. Со дня прихода Эрдогана к власти внешний долг Турции увеличился более чем в три раза — с 130 до 453 млрд. долларов состоянием на 28.06.2019, как об этом заявило министерство финансов и экономики страны. Центральный банк Турции снизил процентную ставку до 19,75% с целью оживить экономику после того, как она почти стала деградировать. Каждый раз при этом лира продолжала слабеть перед долларом, пока, в итоге, не потеряла 8% своей стоимости. По сегодняшний день инфляция в стране остаётся высокой и достигает 16,65% состоянием на июль и 15,1% состоянием на август этого года в соответствии с данными Статистического института Турции.

Америка старается помогать Эрдогану, увеличив товарооборот с Турцией в четыре раза, доведя его до 100 млрд. в год, о чём заявил Трамп после встречи с Эрдоганом в кулуарах саммита G20 в Японии 28–29.06.2019, при том, что в прошлом году товарооборот достигал лишь 18,7 млрд., из которых 11 млрд. прибыли уходило в экономику США. Таким образом, если уровень торговли между ними действительно возрос, то снова-таки по большей степени в пользу Америки за счёт Европы, товарооборот с которой приносит Европе 160 млрд. Соответственно, Америка словно бы желает тем самым нанести удар по Европе в рамках развёрнутых Америкой торговых войн, которые она ведёт против врагов и против друзей. Для этого Америка направила крупные инвестиции в турецкую экономику, чтобы помочь Эрдогану.

Таким образом, проблема Турции состоит в самой идее, доминирующей в ней, в самом методе, которым она желает разрешить экономическую проблему, нависшую над ней под патронажем колонизаторов. Сама связь Турции с колонизаторами и есть беда, из-за которой она никак не может добиться развития, следуя указаниям колонизаторов, навязывая людям идею их врагов огнём и мечом при том, что само население Турции — мусульмане, желающие придерживаться своей религии, из которой исходит своя, особая экономическая система, полностью охватывающая жизнь человека, решающая все его проблемы.

Со времён Мустафы Кемаля Турция связалась с Британией. Потом приходили правители наподобие Мендереса, Демиреля и Озала, пытавшиеся отделить Турцию от связей с Британией и связать с Америкой, однако они потерпели неудачу. Но Эрдоган смог добиться этого, и теперь Турция следует указаниям Америки.

По сегодняшний день Турция выполняет приказы Америки в регионе, особенно относительно Сирии, а взамен Америка продолжает помогать Эрдогану, поддерживая его экономику на плаву. Экономика Турции базируется на внешних займах и иностранных инвестициях, а не на своей собственной здравой экономической политике, не на своих источниках прибыли, не проводит индустриальной, технологической и электоральной революции.

Вместо этого Турция опирается на заграницу, отчего её экономика продолжает подвергаться политическим и экономическим колебаниям и давлению. Она не опирается на свои собственные экономические потенциалы, как этого требует Ислам. Эрдоган пытается показать экономический успех, которого Турция при нём добилась. В этом ему помогает Америка. Так он добивался успеха на политической арене и побеждал при выборах, оставаясь у власти срок за сроком.

Однако последнее время кризис в Турции углубился. Трещины в экономике страны более не скрыть косметическим ремонтом, как прежде. Эрдоган всё больше теряет доверие избирателей, популярность его падает, а оппозиция набирает сил даже внутри его партии, что прямо отражается на выборах. Он пытается свалить причины своих провалов на огромную волну беженцев из Сирии, находящихся в Турции с 2012 г., однако они никоим образом не навредили экономике Турции, а наоборот, влились в экономику этой страны, став работать на её благо. Ведь они — братья в Исламе. Разве не Эрдоган называл их братьями, а теперь вдруг они стали иностранцами в его глазах и глазах таких же обманщиков как он!


Газета «Ар-Рая»
Асад Мансур
10 Сафара 1441 г.х.
09.10.2019 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая