05
Пт, март

Наделение Ислама властью на земле возможно лишь с установлением Второго Праведного Халифата

Газета «Ар-Рая»
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Под наделением Ислама властью подразумевается главенство его законов, претворение его систем, следование Шариату, распространение послания Ислама среди остальных народов и наций. Однако всё это осуществимо лишь на уровне государства.

Власть имеет две стороны: первая сторона связана с правлением и судопроизводством, что олицетворяется в государстве; вторая сторона связана с территорией, где претворяются законы. Аллах говорит:

وَكَذَٰلِكَ مَكَّنَّا لِيُوسُفَ فِي الْأَرْضِ يَتَبَوَّأُ مِنْهَا حَيْثُ يَشَاءُ ۚ نُصِيبُ بِرَحْمَتِنَا مَن نَّشَاءُ ۖ وَلَا نُضِيعُ أَجْرَ الْمُحْسِنِينَ

«Так Мы наделили Юсуфа властью на земле. Он мог поселиться там, где желал. Мы одаряем Своей милостью, кого пожелаем, и не теряем вознаграждения творящих добро» (12:56),

الَّذِينَ إِن مَّكَّنَّاهُمْ فِي الْأَرْضِ

«Если Мы одарим их властью на земле …» (22:41),

إِنَّا مَكَّنَّا لَهُ فِي الْأَرْضِ

«Воистину, Мы наделили его властью на земле …» (18:84).

В данных текстах ясно говорится о том, что власть связана с территорией. Их связь неизбежна, неотъемлема и постоянна.

Наделение властью на земле — это обещание Всевышнего мусульманам:

وَعَدَ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ لَيَسْتَخْلِفَنَّهُمْ فِي الْأَرْضِ كَمَا اسْتَخْلَفَ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمْ دِينَهُمُ الَّذِي ارْتَضَىٰ لَهُمْ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّن بَعْدِ خَوْفِهِمْ أَمْنًا ۚ يَعْبُدُونَنِي لَا يُشْرِكُونَ بِي شَيْئًا ۚ وَمَن كَفَرَ بَعْدَ ذَٰلِكَ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ

«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (24:55).

Наместничество на земле — это наделение властью тех, кому она обещана через установление государства, но при условии, что они приложат для этого должные усилия.

Имам аль-Куртуби в своём тафсире о наделении властью объяснил так: «Это обеспечение безопасностью мусульман, унаследование ими земли, стран и богатств. Когда Аллах сменяет их положение, они становятся победителями после того, как были покорёнными, становятся теми, кто уже требует, после того, как были исполнителями. Когда Аллах даст им безопасность, правление и власть».

Ибн Касир в своём тафсире о наделении властью объясняет так: «Это обещание Аллаха Своему Посланнику (с.а.с.) о том, что Он сделает членов его Уммы наместниками на земле, т.е. имамами для людей, правителями, которые будут открывать новые страны и которым будут подчиняться люди».

Для наделения властью есть свои условия, без которых невозможно обрести власть. Данными условиями являются шесть постулатов, сформулированных из метода Посланника (с.а.с.). Три из них осуществляются до установления Исламского Государства, а три другие — после установления.

Первые три таковы:

1) Формирование политического сплочения для несения исламского призыва, как это сделал Посланник Аллаха (с.а.с.) в Мекке.

2) Этап взаимодействия с обществом с идейной стороны и политическая борьба с правителями. Другими словами, этап несения призыва в массы, слияние людей в одно целое посредством исламских идей, формирование общественного мнения через призыв. Именно так поступал Посланник Аллаха (с.а.с.) в Мекке, Медине и по всему Аравийскому полуострову, когда нёс свой призыв племенам. Он (с.а.с.) выстраивал взаимодействие с людьми в идейной плоскости, а с их лидерами вёл непримиримую политическую борьбу. В результате Посланник Аллаха (с.а.с.) сформировал у людей общественное мнение в пользу Ислама, после чего смог осуществить процесс слияния разных людей, племён, наций в одно единое нераздельное общество. Примером тому, как разрозненные племена стали одним целым, служит деятельность, которую провёл Мусаб ибн Умайр (р.а.) в Медине среди племён Аус и Хазрадж.

3) Обращение за помощью (таляб ан-нусра) к обладателям силы, чтобы те помогли исламскому призыву, защитили его и установили Исламское Государство. Именно так и поступал Посланник Аллаха (с.а.с.), когда выстраивал взаимоотношение с разными племенами. В результате этой тяжёлой и требующей постоянных усилий деятельности Посланник (с.а.с.) смог получить присягу от ансаров, осуществить Хиджру в Медину, смог установить государство.

Таковы условия для обретения власти, и они приняты из метода Посланника (с.а.с.) в установлении государства в Медине.

После того, как политическое сплочение достигает своей цели (обретение власти через установление государства), наступает этап следующих трёх постулатов:

1) Немедленное и полное претворение законов Шариата. Именно так поступил Посланник Аллаха (с.а.с.).

2) Несение Ислама остальному миру посредством джихада и призыва. Результат этого мы увидели в нашей истории, ведь перед Исламом были открыты такие страны, как Византия и Персия… Далее эти территории за короткое время стали Дар уль-Ислям.

3) Должна продолжаться деятельность «приказ одобряемого и запрет предосудительного». Доказательств этого достаточно в Коране и Сунне. В качестве примера приведём один хадис, в котором Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

وَاللَّهِ لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ ولَتَأْخُذُنَّ عَلَى يَدِ الظَّالِمِ ولَتَأْطِرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ أَطْراً ولَتَقْصُرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ قَصْراً أَوْ لَيَضْرِبَنَّ اللَّهُ بِقُلُوبِ بَعْضِكُمْ عَلَى بَعْضٍ ثُمَّ لَيَلْعَنَكُمْ كَمَا لَعَنَهُمْ

«Клянусь Аллахом! Вы обязательно будете приказывать одобряемое и запрещать предосудительное, хватать за руку несправедливого и возвращать его к истине, заставлять его неуклонно придерживаться её! Иначе Аллах смешает ваши сердца с их сердцами, а потом проклянёт вас так же, как проклял их (Бану Исраиль)».

Если одно из условий нарушается, тогда государство начинает рушиться, приближаться к краху, а затем исчезает с лица земли, как это произошло с Османским Государством.

Таковым было краткое рассмотрение установления власти на земле, о котором говорится в шариатских текстах. Перечисленное выше говорит лишь об одном: наделение властью невозможно без установления государства. А установление государства невозможно без идеи, политического сплочения, взаимодействия с обществом и обращения за помощью (таляб ан-нусра). Продолжительность существования государства зависит от претворения всех законов Шариата, несения Ислама остальному миру посредством джихада и призыва, а также от деятельности под названием «призыв к одобряемому и запрещение предосудительного».

Под Исламским Государством мы подразумеваем Халифат, т.е. определённую форму правления, ведь именно так описал её Посланник (с.а.с.), когда сказал:

سَتَكُونُ خُلَفَاءُ فَتَكْثُرُ

«но будут халифы, и их будет много».

Сподвижники были единогласны в том, что избрание и присяга халифу являются обязательными. Халифат возможен, если будет Дар уль-Ислям, т.к. претворение законов Шариата на той или иной территории превращает её в Дар уль-Ислям.

Следовательно, наделение властью зависит от появления формы правления в лице Халифата, а он зависит от появления Дар уль-Ислям. Халифат и Дар уль-Ислям неотделимы друг от друга. Нет смысла вести деятельность ради Ислама, если не ведётся деятельности ради установления Халифата. Каждое движение или сплочение, которое призывает к Исламу, но не ведёт деятельность по установлению Халифата, занимается неполноценной деятельностью и не снимает с себя шариатской ответственности за установление Халифата.

Понимание идеи об Исламском Государстве у мусульман сегодня должно быть ясным и недвусмысленным. Ведь сегодня нужда мусульман в Халифате подобна потребности в воде и воздухе. Существование Халифата — это фард и необходимость, на которую указывает разум. Коллективная деятельность в Умме является начальной и отправной точкой в достижении поставленной цели.

 

Газета «Ар-Рая»
Ахмад аль-Хатавани
7 Джумада ас-сани 1442 г.х.
20.01.2021 г.