21
Чт, нояб

Турецкая региональная политика обслуживает интересы Америки

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Исследующий внешнюю политику Турции замечает, что хотя она и реализует собственные региональные интересы, но в целом направлена на обслуживание американских интересов, особенно в экономических и политических вопросах, где она безотказно вращается вокруг оси США.

Например, Турция приглашена к участию в проекте трубопровода «EastMed» совместно с сионистским образованием, Египтом, Грецией и Кипром, предполагающего прокладку газотранспортной системы из Восточного Средиземноморья в Европу. Министр энергетики сионистского образования Юваль Стейниц заявил о том, что его правительство готово сотрудничать с Турцией по вопросам восточносредиземноморского газа, чтобы Турция была «региональным партнёром» в этом деле вместо соперничества между странами региона.

Этот проект изначально является американским проектом самого протяжённого и глубокого подводного газопровода в регионе, который она продвигает, и в который инвестируют крупные американские компании. Он направлен на покрытие 10% потребностей стран Европейского Союза в природном газе. Америка стремится снизить газовую зависимость Европы от России, ударив по российско-германской газомагистрали «Северный поток-2» или составить ему конкуренцию, уронив его значимость.

Турцию не пригласили бы участвовать в этом проекте, если бы только это не произошло под давлением США, тем более, учитывая, что она находилась в состоянии обострения отношений с Грецией и Кипром из-за континентального шельфа в Средиземном море.

Изначально Турция была исключена из участия в этом проекте, о котором было объявлено в прошлом году сионистским образованием, Грецией и Кипром, что разозлило её. Кажется, Америка поняла, что успех проекта обусловлен участием Турции в нём, и поэтому она начала подготавливать для этого соответствующую почву. Во-первых, сионистское образование пригласило Турцию быть региональным партнёром в проекте, а во-вторых, Турции была предоставлена доля в континентальном шельфе Средиземного моря.

Соответственно, возникла необходимость заново пересмотреть морские границы, не ущемляя интересы Турции как в прошлый раз, когда Кипр не посчитался с ними и получил свою долю от разграничения между Грецией и Кипром, с одной стороны, и между Египтом и еврейским образованием — с другой, без какого-либо согласования с Турцией. Это побудило последнюю подписать соглашение о демаркации границы с Ливией в лице правительства Фаиза Сарраджа, тем самым затягивая регион в лабиринт демаркации границ, и, как следствие, возникла напряжённость между Турцией, с одной стороны, и греческим Кипром и Грецией — с другой.

Похоже, Америка усмотрела, что игнорирование Турции может привести к провалу проекта Восточного Средиземноморья, поэтому она поддержала участие Турции в нём и оказала давление на страны региона, чтобы те перекроили морские границы между собой и предоставили Турции её долю континентального шельфа, выходящую за пределы острова Кипр.

Что указывает на ожидаемый прогресс Турции в этом проекте, так это одобрение новым правительством Ливии во главе с Абдуль-Хамидом Дбейбой двух соглашений — о сотрудничестве в области безопасности и укреплении морских границ между Турцией и Ливией, подписанных между бывшим главой переходного правительства Ливии в Триполи, Фаизом Сарраджем и правительством Эрдогана. Ни Египет, ни какая-либо другая заинтересованная в ливийском конфликте страна не возражали против них. Это указывает на стремление Америки вовлечь Турцию в проект «EastMed», невзирая на расхождения между турецкими и греческими интересами в разделении газовых богатств Восточного Средиземноморья.

В пользу этой новой американской тенденции также говорит то, что мы увидели в недавнем египетско-турецком сближении, которое считается фундаментальным изменением в отношениях между двумя странами, поскольку Турция отказалась от своей поддержки египетской оппозиции и остановила политическую активность выступающих против Сиси каналов, транслируемых из Турции. В обмен на это Египет поддержал Турцию в вопросе передела континентального шельфа в её интересах и отступил от предыдущего соглашения с Грецией и Кипром.

Что касается турецкой политики в отношении афганской проблемы, то в эти дни она проявляет активность на службе обновлённой политики Байдена по Афганистану, согласно которой было решено провести в Турции примирительную конференцию между афганским правительством Ашрафа Гани и талибами после того, как турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу посетил Катар и встретился с его официальными лицами. Этот визит совпал с визитом в Катар министра иностранных дел России Сергея Лаврова, и в это же время Доха принимала у себя спецпредставителя США в Афганистане Залмая Халилзада и Дебору Лайонс — спецпосланника ООН в Афганистане.

Хотя президент США Байден внешне демонстрирует прохладное отношение к Эрдогану по причине критики положения дел с демократией и правами человека в Турции, это не мешает мерам по сближению в их отношениях, включая, например, проведение общих тренингов между двумя странами в Восточном Средиземноморье с целью повышения уровня совместной мобильности. Турецкие источники сообщили, что турецкий фрегат TCG «Gemlik» примет участие в тренировочных манёврах вместе с американским авианосцем USS «Dwight D. Eisenhower» (CVN-69) в сопровождении нескольких самолётов.

Турция представляется важной страной для Америки в регионе, она является активным членом НАТО, и Америка использует её в Сирии и Ливии в связке с Россией. Турция преуспела в достижении поставленных перед ней задач в этих двух странах. Она также была использована в Азербайджане, как и может быть использована в связке с Саудовской Аравией в Йемене, в пользу чего говорят пестрящие новости об улучшении турецко-саудийских отношений и о предоставлении Саудовской Аравии беспилотников турецкого производства, чтобы помочь ей усилить свою позицию в Йемене, ослабевшую по причине усиления позиций Эмиратов.

 

Газета «Ар-Рая»
Ахмад Хатавани

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая