28
Сб, янв

В рамках Конституции государства Халифат. Реализация политических целей

Газета «Ар-Рая»
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

В Исламе имеется правило, выведенное из шариатских доказательств: «Средство, которое ведёт к запретному (хараму), само является запретным».

То есть на «средство» распространяется тот же закон, что и на цель. Это правило применимо лишь в том случае, если само средство относится к дозволенному или обязательному. Но если «средство» относится к запретному, то цель не может сделать его разрешённым, даже если достижение цели значимо и необходимо. Отсюда следует, что цель не оправдывает средство, и средство остаётся запретным. Например, «Помощь (нусра) не достигается путём обмана» или «Победа не достигается посредством нарушения договора». Цель и то, что к ней ведёт, должны исходить из Шариата, так как цель и средство относятся к поступкам человека, дозволенность или запретность которых определяет только шариатское доказательство. Преследуемая цель или результат не являются определяющим фактором дозволенности или запретности поступка. Всевышний Аллах сказал:

وَأَنِ احْكُم بَيْنَهُم بِمَا أَنزَلَ اللّهُ

«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах» (5:49), — т.е. суди между ними на основе Шариата, а не в соответствии с результатами действий или с тем, к чему приводят эти действия. Поэтому закон, касающийся средства, аналогичен закону цели. Шариатское доказательство определяет дозволенность или запретность цели — это служит доказательством того, что цель не оправдывает средство, т.е. не делает средство разрешённым, если шариатское доказательство говорит о его запретности. Поэтому нельзя считать средство дозволенным из-за того, что цель — разрешённая, обязательная или рекомендуемая, или в силу того, что она приносит пользу, благо и успех. Цель считается дозволенной, если Шариат дозволил её, и считается запретной, если Шариат запретил её.

Это правило противоречит прагматизму, согласно которому цель оправдывает средства, что является краеугольным камнем капиталистической идеологии, вытекающим из теории Макиавелли. Капиталисты утверждают, что для достижения цели можно использовать любые средства без ограничений и условий. Макиавеллизм — это термин, выражающий политическую и философскую идею, в основе которой лежит концепция «Цель оправдывает средства, даже если они запретны».

Один из самых опасных видов прагматизма в мусульманских странах — это так называемый «бородатый прагматизм» с элементами Ислама. Этот прагматизм является инструментом в руках светских режимов для скрытия своей уродливой системы.

«Бородатый прагматизм» основан на слабости мышления, которое обречено на провал. Если бы сторонники этой идеи жили во времена халифа Умара ибн аль-Хаттаба, то они бы сказали ему: «О Умар, зачем ты открыл военный фронт в Египте, Персии и против римлян? Ты поставил под угрозу мусульманское государство, а тысячи наших воинов гибнут в многолетних войнах. Может, нам следует подождать, чтобы Исламское Государство окрепло и стало сильнее, чем те страны? О Умар, если ты будешь применять Ислам сразу, без постепенности, на завоёванных территориях, не боишься ли ты, что это отяготит людей, и они отвернутся от Ислама?».

В книге «Проект Конституции», подготовленной Хизб ут-Тахрир, имеется статья, которая не позволит впасть в пучину прагматизма. В статье 183 говорится: «Цели не должны оправдывать средства, поскольку метод является из рода идеи. По этой причине обязательное (ваджиб) и дозволенное (мубах) не могут быть достигнуты посредством запрещённого (харам). Средства достижения политических целей не должны находиться в противоречии с методом политики».

 

23 Раби уль-авваль 1444 г.х.
19 октября 2022 г.
Мухаммад Салих

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая