Попытка мятежа, предпринятая ЧВК «Вагнер» в России, раскрыла масштаб слабости российского руководства и продемонстрировала хрупкость «железной хватки» Путина.
Этот мятеж также подготовил почву для возникновения в дальнейшем внутренних военно-политических блоков, которые станут бороться друг с другом, завершая тем самым эпоху стабильности, характерную для России с начала этого века.
Возможно, допущение существования частных военных компаний, действующих в какой-то степени независимо от Минобороны, стало причиной раскола в российском руководстве. Возможно, именно это пробудило аппетит генералов в борьбе за власть и подтолкнуло их к стремлению захватить высшие посты.
С момента своего основания в 2014 году Евгением Пригожиным «группа Вагнера» шла к тому, чтобы стать огромной независимой армией, параллельно официальной российской армии. У «Вагнера» было крепкое руководство, самостоятельные управленческие структуры, сложные и разветвлённые связи и обширные международные отношения, что сделало её чрезвычайно популярной и дало широкие полномочия вдали от российского руководства.
За пределами России «Вагнер» играл значительную роль, что способствовало расширению российского влияния, особенно в Африке, за счёт ослабления французских сил в её прежних колониях. По сути, ЧВК «Вагнер» являлась ударной рукой России за рубежом.
Финансовая мощь «Группы Вагнера» значительно возросла. Более 100 частных компаний обслуживали и работали в их пользу. Например, компания «Евро Полис», занимающаяся нефтедобычей в Африке переводила 25 % дохода на счета «Вагнера».
Кроме того, «Вагнер» владеет золотыми приисками в ЦАР; правительство Мали платит российским наёмникам 10,8 млн. долларов в месяц за борьбу с «исламистами», восставшими против государства; в Судане «Вагнер» занимается добычей золота при поддержке Сил быстрого реагирования; в Ливии ОАЭ выплачивают зарплату 1200 наёмникам для поддержки американского агента Халифы Хафтара.
ЧВК «Вагнер» присутствует в Сирии, Венесуэле, в таких африканских странах, как Ливия, Судан, Мали, ЦАР, Буркина-Фасо, Мозамбик и Мадагаскар, где они получают средства за свои «услуги», в основном это поддержка шатких правительств этих стран.
Благодаря заметному успеху в Африке, президент России Владимир Путин обратился к Пригожину за помощью в борьбе против украинцев. «Группе Вагнера» было выделено 2 миллиарда долларов за один год, и они добились успехов на Бахмутском направлении, которых не удалось добиться самой российской армии.
Этот успех на поле боя возвысил «Вагнер» в глазах россиян, а также принёс уважении среди российских военных. Это, также, усилило харизму её лидера Пригожина, что позволило ему хвастаться перед своими коллегами в армии, вмешиваться в личные дела генералов, критикуя и даже привлекая их к ответственности, по «своим законам».
Затем у Пригожина появились явные амбиции к лидерству и власти. Он начал представлять угрозу для министра обороны, начальника Генштаба и для самого Путина.
Российское руководство почувствовало нарастающую угрозу со стороны ЧВК «Вагнер» и его лидера, и 15 июня вышел приказ об обязательном заключении контрактов добровольческими батальонами и другими соединениями, к которым относится и ЧВК «Вагнер», с Минобороны. Согласно этому контракту, все военизированные соединения, воюющие на стороне России против Украины, начиная с июля месяца должны напрямую подчиняться приказам командиров МО РФ.
Это означало, что ЧВК «Вагнер» лишается своей независимости и подчиняется министру обороны и начальнику Генштаба, которые являются самыми ненавистными людьми для Пригожина. «Группа Вагнера» отказывается подписывать контракт с министерством обороны России и совершает попытку государственного переворота. Они захватывают крупнейшую военную базу в Ростове и направляют свои силы к Москве. Однако, не дойдя до столицы всего 200 км, Пригожин остановил свой мятеж, так как увидел недостаточное влияние на армию. И тогда при содействии президента Белоруссии Александра Лукашенко было достигнуто соглашение. Пригожин согласился передать тяжёлое вооружение МО, получив взамен президентское помилование для себя и своих бойцов. Затем, 26 июня Владимир Путин заявил, что бойцы «Вагнера» могут уехать в Белоруссию, вернуться домой или остаться в зоне боевых действий в составе российской армии.
Несмотря на то, что попытка мятежа потерпела неудачу, она привела к ослаблению позиции президента в глазах народа и подчеркнула слабость российского руководства. Несмотря на провал, это не означает, что Путин полностью подчинил себя ЧВК «Вагнер». У «группы Вагнера» всё ещё существует широкая сеть финансирования и военизированных формирований за границей, которые по-прежнему находятся под руководством Пригожина, несмотря на то, что тот пошёл против Путина.
Однако очевидно, что после неудачной попытки переворота «группа Вагнера» ослабла, и вместе с ней ослабла сама Россия, из-за неспособности полностью установить контроль над «Вагнером».
Из всего происходящего мы понимаем, что Россия ослабевает и теряет свои позиции; её участие в долгосрочной войне с Украиной приведёт к ещё большему истощению; конфликт с ЧВК «Вагнер» и их уход с поля боя лишь ухудшил её положение. Слабость России может понизить её статус на мировой арене, превращая её из сверхдержавы в региональную страну. Та слабость, которая сегодня постигла Россию, завтра постигнет и остальные сверхдержавы. Особенно учитывая, что в большинстве стран регулярные войска потеряли интерес к боевым действиям из-за отсутствия мотивации. Они всё больше вынуждены полагаться на наёмников и контрактников для ведения боевых действий.
С соизволения Всевышнего Аллаха, это предвещает скорое установление Исламского Государства, армия которого мотивирована исламской акыдой, что даёт неограниченную возможность атаковать врагов, громя их армии и одерживая великие победы.
Газета «Ар-Рая»
Ахмад Хатавани
15 Мухаррама 1445 г.х.
2 августа 2023 г.