27
Сб, апр

Война в Газе не обошла и саммит «Большой двадцатки», проходивший в Бразилии

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

В четверг, 28 февраля 2024 года, в бразильском городе Сан-Паулу завершились встречи министров иностранных дел и министров финансов стран «Большой двадцатки». По итогу саммита страны-участницы не выступили с совместным итоговым заявлением по причине глубоких разногласий между собой и различных мнений относительно так называемых «геополитических» кризисов.

Бразилия, которая председательствовала на саммите G20 в текущем году, подчеркнула, что решения, которые необходимо передать странам с крупнейшими экономиками мира, не должны включать разрешения споров, связанных с войнами в Украине и Газе. Бразильский министр финансов Фернандо Аддад на пресс-конференции заявил: «Нам не удалось достичь согласия по итоговому заявлению для выхода из тупика, связанного с текущими конфликтами» и добавил, что «разногласия в обсуждении региональных конфликтов, возникшие между министрами иностранных дел двадцатки, помешали переговорам по финансовым вопросам и подорвали усилия по согласованию совместного заявления».

G20, в которую входят крупнейшие экономики мира, была основана в 1999 году и на то время представляла собой лишь второстепенный экономический форум, получающий экономические и финансовые рекомендации от крупнейших промышленных стран семёрки: США, Японии, Великобритании, Франции, Германии, Италии и Канады. Изначально G20 была создана с целью помочь странам «Большой семёрки» в организации экономических и финансовых отношений в мире, противодействовать инфляции и помогать в исполнении долговых обязательств таких крупных стран, не входящих в «Большую семёрку», как Индонезия, Мексика, Бразилия и Аргентина для предотвращения в них крупных экономических потрясений, которые могли бы привести к экономическим кризисам. Так как кризисы в этих странах в свою очередь могут вызвать глобальные экономические кризисы, наносящие ущерб мировой экономике, или, другими словами, могут нанести ущерб интересам «Большой семёрки».

Для создания «Большой двадцатки» были выбраны девятнадцать стран с крупнейшими экономиками плюс Европейский союз, что в сумме делает двадцать участников. Выбор этих стран был произведён из всех регионов и континентов. Из Западной Европы были выбраны Германия, Великобритания, Франция и Италия; из Восточной Европы — Россия; из Северной Америки — Соединённые Штаты, Канада и Мексика; из Южной Америки — Бразилия и Аргентина; из Восточной Азии — Китай, Япония, Индонезия и Южная Корея; из Южной Азии — Индия; из Западной Азии — Саудовская Аравия и Турция; из Африки — только Южно-Африканская Республика, а из Океании — Австралия.

Сегодня страны «Большой двадцатки» составляют более 80% мирового ВВП, три четверти мировой торговли и две трети населения мира. На этом саммите к «Большой двадцатке» полноправно присоединился Африканский союз, теперь их число составляет двадцать одну экономику мира.

Хочется отметить, что во время обсуждений на саммите тема войны в Газе доминировала как на уровне министров финансов, так и на уровне министров иностранных дел. Из участников только США отказались поддержать прекращение огня в Газе, в то время как остальные настаивали на необходимости этого. Таким образом, США испортили атмосферу переговоров, и на встречах министров иностранных дел в течение всего саммита Америка подвергалась резкой критике за свою позицию, что выставило США изолированным государством.

Министр иностранных дел Бразилии Мауро Виейра начал встречу с осуждения того, что он назвал «параличом» в Совете Безопасности ООН из-за наложенного уже третьего вето Соединёнными Штатами на решение о немедленном прекращении огня в Газе. Он указал на то, что «подобное бездействие приводит к гибели невинных людей».

На своей встрече министры иностранных дел выразили различные мнения по геополитическим вопросам, особенно по войне в Газе. Позиции американского министра Энтони Блинкена и российского министра Сергея Лаврова разошлись по вопросам войны в Газе и в Украине. Австралия заняла позицию, противоречащую американской в вопросе немедленного прекращения огня в Газе, несмотря на то, что она является традиционным и близким союзником Америки. Австралия призвала к немедленному прекращению огня, встав на сторону остальных членов двадцатки и решительно предостерегла от дальнейших разрушений, к которым может привести ожидаемая военная операция «Израиля» в городе Рафах, куда переместились более 1.4 миллиона палестинцев. Австралийский представитель Кэти Галлахер заявила: «Мы ещё раз говорим «Израилю»: не идите по этому пути, это будет неоправданно», тем самым Австралия явно выразила позицию, противоположную американской, хотя предполагалось, что она примет позицию США.

Южно-Африканская Республика в свою очередь обвинила еврейское образование в проведении геноцида в Газе и заявила, что мировые лидеры «позволили «Израилю» уйти от ответственности». Наледи Пандор, министр международных отношений и сотрудничества Южной Африки выступила со словами: «Мы подвели народ Палестины» и добавила: «Если бы мы были едины, например, в поддержке принципов, изложенных в Уставе ООН, то трагедия в Палестине не продлилась бы более трёх месяцев».

Многие дипломаты, осуждая продолжающуюся «израильскую» войну в Газе, ссылались на те же международные принципы, на которые ссылалась Америка, критикуя Россию за её вторжение в Украину. Они обвинили Соединённые Штаты в предоставлении политического и военного прикрытия еврейскому образованию, чтобы оно могло продолжать войну, а также в снабжении его военной техникой и снарядами на миллиарды долларов.

Не найдя никого, кто бы поддержал её и вывел из изоляции, Американская администрация на саммите казалась теряющей контроль над событиями в Газе. Не считая Аргентины, недавно избранный президент которой, Хавьер Мили, отличается своей решительной поддержкой «Израиля».

Эти значительные отличия в позициях стран-участниц саммита и сделали их неспособными представить совместное заявление по итогам саммита. Совместная, противоречащая американскому виденью, позиция большинства участников саммита выглядела как мягкое дипломатическое давление на Америку с целью прекращения войны в Газе, но оно не перешло в конкретные действия. Оказание воздействия на американскую политику со стороны стран «Большой двадцатки» является чем-то непривычным, так как G20 — это группа, выполняющая больше техническую роль, нежели политическую.

Другое политическое разногласие, возникшее между странами «Большой двадцатки» — это вопрос войны России с Украиной, по которому страны уже стандартно имеют отличные взгляды, причём Америка и Европа в этом вопросе выступают против России, но это разногласие уже стало обыденным и не вызвало шума, как вопрос войны в Газе, потому что война между Россией и Украиной длится уже более двух лет и не является чем-то новым.

В финансовых и экономических вопросах, поднятых на саммите, позиции стран-участниц были едины и в них не было каких-либо разногласий. Среди вопросов и проблем, предложенных для обсуждения президентом Бразилии Луисом Инасио Лула да Силвой в качестве действующего председателя «Большой двадцатки» были такие, как реформа глобального управления, борьба с изменением климата, борьба с бедностью, которые он посчитал приоритетными направлениями для «Большой двадцатки» на этот год.

 

Газета «Ар-Райя»
Ахмад аль-Хитвани
06.03.2024 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая

Главное меню