06
Вс, окт

Борьба за ресурсы Африки путём борьбы за коридор Лобиту

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Коридор Лобиту обладает большим стратегическим значением. Эта железная дорога, построенная Великобританией в 1902 году, имеет длину 1800 км. Она простирается на 1300 км от порта Лобиту на атлантическом побережье Анголы до города Луау на северо-восточной границе Анголы с Конго и недалеко от северо-западной части Замбии. Дальнейший участок в 400 км ведёт к городу Колвези в Конго и ещё 100 км — до медных шахт в Замбии. Движение по дороге было прекращено с 1975 года из-за гражданской войны в Анголе.

Китай восстановил железную дорогу в 2006–2014 годах и передал её Анголе в 2019 году, что повысило его влияние в Африке. 4–6 сентября 2024 года в стремлении усилить своё влияние на континенте Китай провёл саммит с африканскими странами, который проводится каждые три года с целью укрепления экономических, политических и военных отношений. На этом саммите председатель КНР Си Цзиньпин пообещал обучить 6000 африканских военных и 1000 полицейских, а также пригласил 500 молодых офицеров посетить Китай. Китай также создал военные базы в Джибути и разместил военные контингенты в нескольких африканских странах с целью обучения местных сил для защиты режимов и китайских компаний. Китай также смог убедить африканские страны разорвать отношения с Тайванем.

14 августа 2024 года Китай объявил, что объём товарооборота с Африкой за период с января по июль 2024 года составил 166,48 миллиарда долларов. Он закупает у Африки сырьё, а затем экспортирует туда и в другие страны готовую продукцию, извлекая огромные прибыли. Кроме того, Китай инвестирует в строительство портов, дорог, железных дорог, энергетических и инфраструктурных объектов и шахт, а также предоставляет процентные ссуды. В 2022 году сумма таких кредитов составила 134 миллиарда долларов. Китай также занял сотни тысяч своих рабочих в Африке, причём в одной лишь Анголе их число достигло 170 тысяч. Китай подвергается критике за то, что его компании привозят своих работников и не нанимают африканцев, кроме как на тяжёлые работы, что характерно для колониальных держав.

В деле ограничения активности Китая, который интенсивно расширяет своё влияние в Африке, этот коридор для США также имеет стратегическое значение. Если Китай закрепит свои позиции, его будет трудно обойти, особенно учитывая неудачу американской стратегии по его сдерживанию.

В 2022 году Ангола, находящаяся под влиянием США, подписала соглашение с консорциумом «Атлантический железнодорожный коридор Лобиту» на эксплуатацию железной дороги сроком на 30 лет. Следует отметить, что в данный консорциум входят швейцарская компания «Trafigura», португальская «Mota-Engil» и бельгийская «Vecturis».

США в лице своего президента Байдена выразили интерес к коридору на африкано-американском саммите 2023 года и приняли закон, открывающий возможности для инвестиций и позволяющий 40 африканским странам экспортировать свою продукцию в США без пошлин. 26 августа 2024 года США подтвердили свою заинтересованность в проекте расширения коридора, в который входит строительство дорог, мостов, коммуникационных линий, энергетических и сельскохозяйственных объектов, которые планируется завершить к 2029 году. США также намерены продлить коридор до Танзании, чтобы выйти на побережье Индийского океана и восстановить железную дорогу Бенгела, использовавшуюся в колониальный период для экспорта сырья и полезных ископаемых. США планируют выделить на проект 250 миллионов долларов через свою Международную корпорацию по финансированию развития. При этом финансирование также будет поступать от Европейского Союза, африканских финансовых учреждений, а также Анголы, Демократической Республики Конго и Замбии.

Значимость коридора Лобиту заключается в транспортировке полезных ископаемых, таких как кобальт, литий, медь, алюминий и марганец, из африканских стран в промышленные центры мира. Эти материалы крайне важны для технологической промышленности, особенно в производстве аккумуляторных батарей для электромобилей. А также этот коридор важен для поставок металлов, необходимых для передовых систем вооружения и технологий устойчивой энергетики. Коридор связывает страны, богатые этими ресурсами, с портами, расположенными на берегах океанов, что необходимо для их экспорта.

Для США этот коридор также имеет стратегическое значение из-за соперничества с Великобританией и Францией, которые исторически имеют влияние в Африке. Действия США в Замбии, Демократической Республике Конго и Танзании, находящихся под влиянием Европы, вызвали множество вопросов. США стремятся расширить коридор до Танзании, чтобы не полагаться на единственный маршрут в случае возможных конфликтов в этих странах, вызванных колониальными державами. Эти конфликты могут легко разгореться из-за зависимости правительств этих стран от внешних сил и племенного устройства жизни, которое провоцирует раздоры.

В последнее время усилилась критика президента Руанды Поля Кагаме, который является ставленником США, за его активную деятельность в регионе в интересах Америки. Его обвиняют в поддержке повстанцев в восточной части Демократической Республики Конго. Президент Франции Эммануэль Макрон во время визита в ДР Конго 23 апреля 2023 года предупредил Руанду о недопустимости этой поддержки. Недавно президент ДР Конго Феликс Чисекеди обратился к Франции за военной помощью, поскольку не смог самостоятельно справиться с повстанцами, которые продолжают продвигаться по территории страны. 30 апреля 2024 года Чисекеди встретился с Макроном в Париже, где обсуждались вопросы развития торговли и инвестиций в рамках франко-конголезского экономического форума, а также вопросы безопасности. Великобритания, в свою очередь, не возражает против таких шагов, стремясь сдержать влияние США.

Демократическая Республика Конго обладает стратегическим положением в центральной части Африки, граничит с девятью странами, включая Замбию и Анголу. Страна богата природными ресурсами, такими как нефть, газ, золото, алмазы, кобальт и медь, а также крупнейшими в мире запасами лития. ДР Конго является крупнейшим производителем кобальта, обеспечивая 70% мирового объёма этого металла.

Великобритания использует своего союзника — Объединённые Арабские Эмираты для инвестиций в регион, включая Демократическую Республику Конго, где компания «Dubai Ports World» строит порт Банана в месте слияния реки Конго с Атлантическим океаном. Компания планирует потратить на этот проект 2 миллиарда долларов в течение 3–5 лет, а Великобритания вкладывает в проект около 35 миллионов долларов.

Исторически, после Берлинской конференции 1884 года, Африка была разделена между европейскими колониальными державами, так как им нужны были природные ресурсы для своей промышленности. Эти страны начали грабить богатства Африки по взаимному согласию, убивая миллионы её жителей. Однако с 1946 года Америка решила выйти из изоляции и войти в «старый мир», включая Африку. Началась борьба между США и её «друзьями-противниками» из Европы. США прибегли к помощи Советского Союза, который под лозунгом борьбы с колониализмом начал вытеснять европейцев из Африки. После распада Советского Союза Америка привлекла Китай для конкуренции с европейцами. Также она использует Россию, у которой есть политические и экономические амбиции, но влияние России остаётся поверхностным и ограниченным, поскольку оно зависит от её союзников. Даже во времена Советского Союза Россия не смогла добиться значительного влияния в Африке, и её попытки быстро сходили на нет.

Таким образом, колониальные державы продолжают господствовать над Африкой через экономические механизмы, прикрываясь инвестициями и торговлей. Они продолжают грабить богатства стран, не способствуя их развитию, удерживая их в зависимости и в состоянии внутренней раздробленности и конфликтов, где африканцы убивают друг друга. Единственным выходом для Африки является Ислам, который доминирует в большинстве стран континента, но это возможно лишь с появлением Исламского государства, которое сможет освободить и Африку, и весь остальной мир от колониального гнёта.


Газета «Ар-Рая»
Асад Мансур
25.09.2024

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая