В неожиданном развитии событий 6 марта этого года крупные группы остатков свергнутого режима предприняли нападения на штабы полиции и сил безопасности, в результате чего были убиты десятки человек. Также они устроили засады на силы Новой сирийской армии, что привело к гибели и ранениям сотен военнослужащих. Эти действия сопровождались их активностью в самой столице — Дамаске, особенно в районе аль-Мазза, где ранее размещались войска режима, силы национальной обороны и «шабиха». Параллельно с этим боевики КДС (Курдские демократические силы) активизировались на севере Алеппо, пытаясь расширить зону своего контроля в провинции.
Район сирийского побережья едва не вышел из-под контроля новой сирийской администрации, если бы не вмешательство десятков тысяч бойцов из числа революционного окружения из Идлиба и сельских районов Алеппо, которые направились в города Латакия, Тартус, Джабла и Кардаха, восстановили контроль над ними и уничтожили или арестовали сотни представителей остатков режима.
На фоне этой сложной обстановки на местах северо-восточные районы Сирии всё ещё находятся под контролем КДС, а в провинции Эс-Сувейда продолжается своего рода политическое неповиновение новой администрации — её население отказывается интегрироваться в политическую и военную структуру нового государства.
К этому добавляется продолжающееся вторжение еврейских сил в провинцию Эль-Кунейтра, включая оккупацию части сельской местности провинции Деръа и создание ими военных баз на горе Джабаль аш-Шейх. Они открыто заявили о намерении остаться там надолго, поскольку их правительство опасается изменений в Сирии, которые оно расценивает как «серьёзную угрозу», заявляя, что «Дамаск может однажды напасть на них». Также евреи открыто заявили, что не доверяют «Хайат Тахрир аш-Шам», которая возглавила наступление, приведшее к свержению Асада, и ранее была связана с «Аль-Каидой» до отстранения от неё в 2016 году.
Премьер-министр еврейского образования Нетаньяху заявил, что их режим не потерпит присутствие «Хайат Тахрир аш-Шам» или любых других сил, связанных с новой администрацией на юге Сирии, и потребовал демилитаризации этого региона.
В свете этих фактов, каков наилучший способ решения этих проблем, особенно угрозы, исходящей от остатков прежнего режима?
Несомненно, слабая позиция новой администрации по этому вопросу сразу после освобождения Сирии, основанная на принципе «идите, вы свободны», а также объявление всеобщей амнистии и предложение им узаконить свой статус — именно это и придало им смелости организовать контратаку. Целью этой атаки, особенно на побережье, было отделение региона в виде автономного кантона по примеру КДС и друзов, которые тоже движутся по пути сепаратизма, что, возможно, поддерживается некоторыми внешними силами с целью дестабилизации обстановки в Сирии и попытаться возродить сектантский режим.
Следовало бы изначально решительно разобраться с вопросом остатков прежнего режима: арестовать главных преступников и предать их скорому суду, чтобы они стали уроком для других, при этом важно получить от них максимум информации для поимки остальных.
Политика искоренения прежней структуры в сфере безопасности, армии и политики и привлечение к ответственности главных преступников — это единственно действенная стратегия в борьбе с преступниками, которые на протяжении четырнадцати лет проливали кровь мусульман и посягали на их честь, не гнушаясь самыми варварскими и изощрёнными методами пыток против беззащитных женщин и детей.
Угроза, исходящая от остатков режима, всё ещё актуальна. И если новая администрация смогла восстановить контроль над основными городами побережья, то сельская местность в этих районах по-прежнему переполнена тысячами боевиков и главарями преступников, укрывающихся в горах и труднодоступных районах. Именно с этим должна работать новая администрация и не оставлять их в покое, ведь, без сомнения, они будут готовить новые атаки в будущем.
Что касается КДС, то их командир Мазлум Абди поспешил в Дамаск, чтобы подписать соглашение с президентом Ахмадом Шараа о вхождении КДС в состав новой власти, но в течение переходного периода, который продлится до конца 2025 года. Это вызывает ощущение, что соглашение не является серьёзным шагом в отношении сепаратистов, а скорее направлено на временное успокоение ситуации и устранение угрозы возможного наступления революционных сил на районы КДС, подобно тому, что произошло на побережье.
Самая большая политическая ошибка, которая может привести к катастрофическим последствиям в будущем и подготовить почву для образования сектантских кантонистов, таких как КДС и прочие, заключается в проявлении мягкости к ним и в обращении с этими образованиями как с равными сторонами, как этого требуют государства, замышляющие козни против жителей Шама.
Недопустимо рассматривать их как равных партнёров или заключать с ними слабые соглашения, которые дадут им возможность сохранить своё существование и продолжать мятеж против новой власти. Несомненно, есть американские указания, препятствующие военному решению этого вопроса, и именно это должна преодолеть новая администрация, отказавшись подчиняться любому внешнему давлению.
Что касается проблемы по Эс-Сувейду, то она также должна быть решена военным путём, при этом следует учитывать, что тысячи бойцов готовы принять участие в операциях по установлению контроля над всеми мятежными районами. К этому прибавляется и народная поддержка идеи государственной власти подчинения остатков режима и сепаратистов.
Борьба с остатками режима и другими структурами должна вестись решительно на основе Ислама — через утверждение исламской Акыды как единственного источника законов и конституции, а религиозные меньшинства следует рассматривать в соответствии с шариатскими положениями, которые гарантируют им права и определяют их обязанности.
Только строгое применение законов Ислама, при котором народ увидит справедливость исламской системы и силу её власти, способно решить все проблемы, возникающие из-за мелких этнических образований. А применение неисламских систем и следование за требованиями враждебных держав лишь усугубит кризисы и станет величайшей угрозой для народа Шама.
У нас есть хороший пример Посланника Аллаха ﷺ, который велел казнить некоторых преступников из числа курайшитов, даже если бы они держались за покрывало Каабы, а также его отношение к иудеям Бану Курайза, чьи мужчины были казнены в наказание за величайшее предательство во время битвы у Рва.
Сирии нужен праведный исламский режим и сильный правитель, ведущий Умму по Книге Аллаха и Сунне Его Пророка ﷺ, не подчиняющийся внешним указаниям, а напротив -бросающий вызов всем государствам куфра, полагаясь только на Аллаха и стремясь к тому, чтобы слово Аллаха стало высшим, и чтобы исламское правление распространилось по всей земле. И, быть может, это произойдёт совсем скоро.
Газета «Ар-Рая»
Ахмад ас-Сурани
26.03.2025