Недавно в городе Кейптаун (Южно-Африканская Республика) состоялся внеочередной саммит между Европейским союзом и Южной Африкой, который был охарактеризован как «радушный». Саммит прошёл на фоне политической нестабильности, вызванной возвращением Дональда Трампа в Белый дом. Его политика привела к напряжённости в торговых отношениях между Европейским союзом и Соединёнными Штатами, особенно после того, как были введены пошлины в размере 25% на импорт стали и алюминия из стран ЕС. Параллельно с этим администрация Трампа также нацелилась на Южную Африку, заморозив жизненно важную помощь и пригрозив новыми санкциями за её политические позиции, не совпадающие с американскими.
Президент Южной Африки Сирил Рамафоса в своём вступительном слове на саммите заявил: «Этот саммит проходит в период глобальной неопределённости, который характеризуется усилением односторонних действий и экономического национализма».
В свою очередь, председатель Европейского совета Антониу Кошта отметил, что мировая система «сталкивается с возрастающими вызовами протекционизма», а председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что новый мировой порядок – это «эпоха конфронтации и крайней глобальной конкуренции». Она также объявила о плане инвестиций в Южную Африку на сумму 5,1 миллиарда долларов для поддержки «зелёной энергетики» и производства вакцин. Кроме того, было объявлено о начале переговоров по заключению новых торговых соглашений с Южной Африкой.
Саммит в Кейптауне был сосредоточен на так называемом «партнёрстве в рамках справедливого энергетического перехода». Один из европейских чиновников отметил: «У нас уже высокий уровень сотрудничества, но мы стремимся к более глубоким шагам. Этот саммит — сильный импульс к более стратегическому взаимодействию» и добавил: «Евросоюз не сможет восполнить огромный вакуум, созданный нынешней американской администрацией, но мы оценим ситуацию и будем вести диалог с Южной Африкой так же, как и с другими нашими партнёрами, чтобы усилить и без того прочное партнёрство».
Саммиту удалось на первоначальном этапе достичь чётких результатов, касающихся широкого экономического и стратегического сотрудничества между сторонами, особенно на фоне усиления враждебной политики, вызванной действиями администрации Трампа, где превалируют односторонние и протекционистские подходы, вытеснившие глобализированную модель кооперации, доминировавшую на международной арене в течение последнего десятилетия.
Во время встречи председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и председатель Европейского совета Антониу Кошта обсудили с президентом ЮАР Рамафосой необходимость усиления международного сотрудничества.
Фон дер Ляйен добавила, что Европа стремится углубить свои торговые отношения с Южной Африкой, которая уже является крупнейшим торговым партнёром Европейского союза в странах Африки к югу от Сахары. Она подчеркнула: «Мы хотим укрепить и диверсифицировать наши цепочки поставок, но желаем делать это в сотрудничестве с вами», назвав это новым этапом в отношениях между сторонами. Южную Африку она охарактеризовала как «надёжного партнёра», отметив: «Обе стороны глубоко уважают стабильность, предсказуемость и надёжность».
Очевидно, что в нынешних условиях между Европейским союзом и Южной Африкой существует общий знаменатель: обе стороны оказались в поле прицела администрации Трампа. Южная Африка была лишена американского финансирования, и Трамп обвинил её во враждебности к белым поселенцам и возложил на неё ответственность за подачу иска о геноциде против еврейского образования в Международный суд ООН.
США ранее вышли из соглашения по климатическому финансированию, предназначенного для помощи развивающимся странам в переходе на чистую энергию. Южная Африка была одним из главных бенефициаров этого соглашения и теперь потеряла поддержку и финансирование со стороны Америки.
Южная Африка является крупнейшим торговым партнёром Европейского союза в южной части африканского континента. Общий объём двусторонней торговли между сторонами составил 53 миллиарда долларов в 2023 году. Европейский союз также занимает первое место среди источников прямых иностранных инвестиций в Южной Африке, обеспечивая 47% всех иностранных вложений в стране.
Южная Африка — это ключевое региональное государство в южной части Африки, находящееся в орбите влияния Британии. Заключение соглашения с европейцами, скорее всего, было принято по британской инициативе в рамках дипломатических усилий Лондона по косвенному объединению европейских сил против американской политики.
Таким образом, данный саммит между ЕС и Южной Африкой наглядно демонстрирует форму конфликта между Америкой и Европой. Он отражает вспышку торговой войны между ними, сопровождаемой дипломатическим противостоянием, что ещё больше углубляет раскол между двумя берегами Атлантического океана.
Экономические войны, развязанные администрацией Трампа против Европы и других стран мира, вряд ли прекратятся. Это указывает на то, что внешняя политика Трампа в конечном счёте приведёт к ослаблению самой Америки и, как следствие, к появлению новых международных политических сил, способных конкурировать с ней за мировое лидерство. И, возможно, эти провальные фашистские американские эксперименты могут привести к краху США и смещению её с вершины международной иерархии.
На фоне этих новых мировых конфронтаций, вызванных администрацией Трампа, в столицы мусульманских стран начали пробиваться лучи света, которые с дозволения Аллаха приведут к становлению величайшего государства в истории — Праведного Халифата по методу пророчества.
Газета «Ар-Рая»
Ахмад аль-Хатвани
02.04.2025