Американское Агентство национальной безопасности опубликовало небольшую часть документов, отображающих скрытые отношения с лидером иранской революции Хомейни.
Согласно документу, опубликованному ЦРУ, Хомейни имел скрытую переписку с бывшим президентом США Джоном Кеннеди спустя несколько месяцев после его освобождения из тюрьмы в Иране, т.е. с ноября 1963 года – за десять дней до запланированного визита тогдашнего секретаря ЦК компартии и главы Советского Союза Л. И. Брежнева в Тегеран, во время которого он потребовал «не интерпретировать его словесную атаку ошибочно, будто он защищает интересы США в Иране».
Сайт «ВВС» на персидском (http://www.bbc.com/persian) впервые предоставил документ для читателей, в котором было указано, что «в ноябре 1963 года аятолла Хомейни направил послание правительству Соединённых Штатов через Хаджа Мирзу Халила Камреи – профессора богословского факультета Тегеранского университета и политика, близкого к оппозиции религиозных групп. В своём письме Хомейни объяснил, что он не выступает против американских интересов в Иране, а, скорее, напротив, полагает, что американское присутствие является необходимым для установления баланса против Советского Союза и вероятного британского влияния. Как и объяснил Хомейни свою убеждённость в тесном сотрудничестве между Исламом и мировыми религиями, особенно – христианством».
Данная информация указывает на прибытие послания в Вашингтон 6 ноября 1963 года, из-за чего нельзя быть уверенным в том, прочёл ли американский президент это послание или нет, т.к. Кеннеди был убит через две недели в Техасе.
По сведениям «ВВС», Хомейни также направил послание администрации президента Джимми Картера, согласно документу от 19 января 1979 года, т.е. за несколько недель до начала иранской революции. В нём он обещал американскому президенту не прерывать поставки иранской нефти на Запад, не «экспортировать» революцию в страны региона, а также установить дружественные отношения с Соединёнными Штатами.
В письме Хомейни Картеру было следующее: «Вы увидите, что нет никакой особой враждебности между нами и Америкой. Вы увидите, что Исламская Республика основана на философии и исламских законах, и это будет не чем иным, как гуманным правительством, которое стремится к миру и человеческой помощи».
И до сих пор в Национальном архиве США под совершенной секретностью существует доклад посольства США в Тегеране, который содержит полный текст сообщения Хомейни. Однако суть этого письма приводится в документе «Ислам в Иране», прилагаемом в контексте исследовательского отчёта для ЦРУ, состоящего из 81 страницы, в марте 1980 г. И в нём также приводятся и другие имена религиозных деятелей, таких как аятолла аль-Хои, аятолла Шариатмадари и аятолла Хомейни.
В докладе ЦРУ, вышедшем из категории «секретно» в 2005, упоминаются некоторые пункты, относящиеся к письму аятоллы Хомейни. Однако некоторые их части были удалены (блокированы).
В своей речи по случаю церемонии поминания двадцать седьмой годовщины со дня смерти имама Хомейни, верховный лидер Ирана Али Хаменеи заявил, что Иран имеет много малых и больших врагов, но самые большие из них – это зловещие Америка и Великобритания. Он отметил, что британские СМИ фабрикуют документы против имама Хомейни с использованием документов Америки, которая не останавливается даже перед атаками на пассажирский самолёт, указывая на случай со сбитым американской авиацией гражданским иранским самолётом в 1988 г., где были убиты все 290 пассажиров, среди которых 66 были детьми.
Отношения Хомейни с США превысили переписку, перейдя на открытие канала связи и проведение регулярных встреч с официальными лицами США. Известна некоторая информация и детали, как, например, то, что Рэмси Кларк, бывший генеральный прокурор США, провёл переговоры с Хомейни в Париже и передал ему некоторые взгляды президента США Картера. А также Брюс Ли Джен, поверенный в американский делах в Тегеране, провёл несколько тайных встреч с Хомейни в Куме (столица провинции в Иране).
Известно также, что в период до революции и возвращения Хомейни в Тегеран были открыты каналы связи, по крайней мере, между ним и американской администрацией: один канал в Тегеране – через Махди Базирджана и Мухаммада Бехешти, а второй, наиболее важный, – в Париже. Этот канал был проведён через Эбрахима Язди – помощника Хомейни, который был врачом в Америке и имел отношения с ЦРУ, а также Уоррена Циммермана, который был высокопоставленным дипломатом в посольстве США во Франции. Оба провели, по меньшей мере, пять заседаний.
Это – лишь некоторая информация о тайных отношениях между Хомейни и его окружением до революции и между Америкой, которая вышла в свет в последние годы. Конечно, есть много других аспектов, пока ещё неизвестных.
Что же касается степени взаимодействия между сторонами, то для Хомейни она означала вмешательство администрации США в иранскую армию, дабы последняя перестала быть преградой революции, т.е. с целью оторвать её от иранского шаха Пехлеви и чтобы она не заняла позицию против «хомейнистов», – и это то, что на самом деле и произошло. Для Америки избавление от шаха было самоцелью, как и целью являлся приход к власти «исламского» режима в противовес расширению коммунистической системы (в случае необходимости), и самое главное – контроль и доминирование в регионе Персидского залива. Иран стал пугалом, используемым Америкой для того, чтобы устрашать всех его соседей, которые следуют за Америкой, заключив с ней договоры о защите и предоставив свои земли и страны для строительства её военных баз. Как и заплатили они миллиарды долларов на закупку оружия из Соединённых Штатов для своей защиты, а Ирак был истощён продолжительной войной с Ираном, из которой он вышел изнурённым и ослабленным, что облегчило, в скором, для Америки его оккупацию и искоренение влияния англичан, оставив его под административным влиянием Ирана и его прихвостней, чтобы они управляли Ираком в соответствии с тем, что хочет Америка. И это – наряду с другими услугами, предоставляемыми Ираном Америке, о чём открыто заявляли её должностные лица. И если бы не Иран, Америке не удалось бы оккупировать Афганистан; как и если бы не роль Ирана в Сирии, непосредственно поддерживающего преступника Башара – американского агента – посредством полицейских и военных сил или посредством своей партии в Ливане; как и если бы не роль Ирана в Йемене в поддержке хоуситов и снабжении их оружием... Таким образом, где бы ни был интерес Америки в нашем регионе, мы видим, что Иран защищает её интересы и продвигает их.
Газета «Ар-Рая»
Хатим Абу Аджмия, Иордания
17 Рамадана 1437х.
22 июня 2016г.