24
Ср, апр

Важность упорядочивания поведения при помощи высокоразвитой идеи

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Исламский Шариат определил для нравственности высокий статус, связал её с понятиями «халял» и «харам» и сделал её составляющей исламской личности.

Люди связывают нравственность с общим поведением, которое является результатом определённых отношений человека с другими людьми; таким образом, это является критерием у общественности при оценке людей – хорошими или плохими. И поэтому люди не принимают призыв молодых ребят к работе вместе с ними для возобновления исламского образа жизни, когда они призывают грубым и отталкивающим образом. Никто из нас не примет слов того, кто утверждает, что он – проповедник Ислама, но в то же время использует грубые, непристойные, не соответствующие нарву мусульманина слова.

Посланник Аллаха ﷺ говорит: «Поистине, самые лучшие из вас – лучшие нравственностью». Также он ﷺ говорит: «Наиболее совершенна вера – у верующих с превосходным нравом». Тогда как призывающий к Исламу может выполнить свою шариатскую обязанность, если он не обладает хорошим нравом?! Благородные сподвижники научили нас хорошим манерам через их отношения друг с другом и дружелюбие в общении, претворяя слова Посланника Аллаха ﷺ: «Воистину, доброта украшает всё, а без доброты не будет ничего красивым».

Меня удивляют мусульмане, особенно – призывающие к Исламу, которые идут к своим товарищам с угрюмыми лицами, нахмурив брови, и хотят, чтобы после такого у них было благие результаты в достижении довольства Аллаха и Его Посланника ﷺ, в то время как Посланник Аллаха ﷺ говорит: «Твоя улыбка в лицо твоему брату является милостыней (садака)». Как после такого поведения он найдёт себе место в сердцах других людей, если он не находит его в сердцах близких ему людей из тех, кто призывает к Исламу? Я не хочу здесь перечислять такие виды поведения, которые повторяются почти ежедневно между братьями, что вредит их отношениям и уничтожает их любовь друг к другу, однако я только хочу напомнить об этом во избежание такого поведения и в надежде вернуть те прекрасные времена из нашей истории. И самое лучшее время – это эпоха Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников, да будет доволен ими Аллах, когда дух любви и братства преобладал в мусульманской общине, и дошло до того, что их любовь и нрав входили в страны, в которые ещё не вошла исламская армия, но из-за их нрава люди толпами принимали Ислам.

Исламское воспитание, которому нас обучил благородный Пророк ﷺ, передавалось из поколения к поколению по всей Исламской Умме. А Умма всеми усилиями сохраняла высокие качества нрава и поведения, такие как честность, верность, послушание, любовь, хорошее отношение, уважение ко взрослым, любовь к маленьким, протягивание руки помощи нуждающимся, оказание почестей своим родителям и старикам, милосердие к ближнему и соседу и многие другие качества. Люди все разные, у них разные чувства, характер и изменчивое настроение, у них разные ответные реакции при разных обстоятельствах. Например, тот, кто работает долгие часы в течение дня, уставший и измученный, – если с ним кто-то заговорит, в ответ он будет вести себя холодно и раздражающе, или постящийся может быть вспыльчивым. Однако этика Ислама не оставила эти изменчивые поведения под влиянием реальности и соответствующим окружающим обстоятельствам. Ислам связал их с законами Шариата, с халял и харам, с вознаграждением и наказанием.

Так, приветливый и радушный вознаграждается, искренний восхваляется, а лжец считается грешником, неблагодарный заслуживает гнев Аллаха, и, таким образом, мы находим, что хорошие манеры ещё больше улучшаются у тех, кто ищет довольства Аллаха и ищет большего вознаграждения. Однако законы этого нрава у некоторых мусульман не превратились в поведение, а продолжают оставаться в их умах. Так, например, мы видим усердствующего среди людей мусульманина, который обладает большим потенциалом, однако все его усердия не приводят ни к чему, кроме как к отвращению из-за его поведения, и это привело к известным высказываниям: «Общество окаменело, застыло», «Люди не понимают эту мысль» и так далее. Но, на самом деле, это он, призывая к Исламу, не выполнил все требования Шариата, не подобрал правильный ключ, который откроет дверь в общество, через которую можно обратиться к Умме. Таким образом, он ошибся и поступил плохо, потому что он не был самокритичным, отчитывающим себя мусульманином, который поднимает степень своего поведения к лучшему и ещё более лучшему.

О призывающий к Исламу! Люди не видят в тебе ничего, кроме твоего поведения, они не имеют возможности взглянуть на то, что у тебя в голове, они не могут заглянуть в твоё сердце, чтобы увидеть то, какие понятия в нём укрыты, они смотрят только на твоё поведение! И если ты пойдёшь к ним, повышая голос, ругаясь и дерзя, они не примут от тебя ничего, какими бы ни были твои идеи. С тобой никто не будет сидеть в следующий раз, если в предыдущий раз ты предал их собрание и не соблюдал слова Посланника Аллаха ﷺ: «Собрания являются аманатом», – когда после собрания ты выходишь и рассказываешь людям о том, что там было, без разрешения этого собрания.

А поэтому недостаточно того, чтобы акълия была исламской, чтобы человек выносил правильные решения относительно вещей и поступков в соответствии с законами Шариата, зная халял и харам, являясь зрелым в сознании и мыслях, говоря красноречиво и анализируя, – всего этого недостаточно, если нафсия человека не будет исламской во всём, демонстрируя хорошую мораль и характер. Призывающий к Исламу должен обладать нравственностью Ислама, должен любить мусульман и ненавидеть врагов религии. Такой нрав будет у призывающего только тогда, когда призывающий к Исламу мусульманин украсит свой благой нрав, будет маяком благих знаний и с мудростью будет обращаться к людям. Благородные сподвижники, да будет доволен ими Аллах, научились у Пророка ﷺ высшему нраву, и они в действительности были суровы к неверным и милостивы между собой. Они были серьёзными, жёсткими друг с другом относительно истины и её позиции, однако в обычных делах они были милостивы друг к другу, подобно милосердию матери к ребёнку. И когда нравственность контролирует поведение человека и развивается вместе с её обладателем, он становится любимым на земле и в небе, и тогда свидетельствовать о нём будут жители земли и неба, с дозволения Аллаха.

 

Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Рола Ибрахим – страны Шама
6 Рамадана 1437 г.х.
11.06.2016 г.

Главное меню