03
Пт, мая

Термин «Ахл-юс-Сунна валь-Джамаъа» 9 ч.

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Хадисоведов называли «Ахл-юс-Сунна валь-Джамаъа» в силу рода их деятельности, исключая при этом смысл определённой группы

 

По всей видимости термин «Ахл-юс-Сунна валь-Джамаъа» начал входить в общество в начале третьего века по хиджре. В исторических летописях можно встретить послание Халифа аль-Мамуна (умершего в 219 году) своему валию Багдада Исхаку ибн Ибрахиму: «Они — те, кто ложью вступил в полемику, чтобы опровергнуть истину. А затем они начали призывать к своему учению; возомнив из себя Сунну, они принялись по-своему интерпретировать аяты Корана, которые противоречат их учению, а точнее — отрицают и разрушают их изречения. Несмотря на эту пакость, они выставили себя в образе «Ахл-юль-Хак ва ад-Дин ва аль-Джамаъа» (приверженцев истины, религии и единства), а всех, кто с ними не согласен, назвали «Ахл-юль-Батил ва аль-Куфр валь-Фирка» (приверженцами мифов, неверия и раскола). Такими трюками они смогли обмануть невежд». Этими словами халиф аль-Мамун подразумевает подавляющее большинство простых граждан и наивных людей, которые не имеют своего мнения, а также их судей.

Исламский публицист нашего времени доктор Ридван ас-Сейд пишет, что он обнаружил в мутазилитских летописях, написанных в конце второго века по хиджре, выражение «Ахл-юс-Сунна валь-Джамаъа». Беря это во внимание, можно смело полагать, что данный период времени был началом кристаллизации термина «Ахл-юс-Сунна валь-Джамаъа» применимо к таким хадисоведам, как Ахмад, Ибн Рахвий, Ибн Муин, Ибн аль-Маданий и к их ученикам. Данный период времени стал свидетелем того, как мутазилиты вошли в ближайшее окружение халифа аль-Мамуна, как люди подверглись опросам по поводу сотворённой сути Корана. Тогда учёные в области хадиса приняли на себя миссию защитить исламское вероучение (акъыду), будучи способными сделать это. Хадисоведов называли «Ахл-юс-Сунна валь-Джамаъа» в силу того, что они пошли по пути и Сунне Посланника Аллаха ﷺ. Они не позиционировали себя в качестве какой-то определённой группы, отдельной от других исламских учёных и простых мусульман. Хотелось бы подчеркнуть, что данное обстоятельство является очень важным моментом, на который следует обращать внимание.
Затем начали себя называть «Ахль-юс-Сунна» последователи ашъаиритского догматического учения. Как известно, основатель данного учения, имам Абу аль-Хасан аль-Ашъарий (да смилуется над ним Аллах), умер в 324 году по хиджре.

Тем не менее, существует разница между тем, что хадисоведы называли себя «Ахль-юс-Сунна», и тем, что ашъаириты называли себя ашъаиритами. Хадисоведов называли «Ахл-юс-Сунна» из-за рода их деятельности. Ведь они занимались исследованием, записью и анализом Сунны Посланника Аллаха ﷺ. Следуя хадисам Пророка Мухаммада ﷺ, они стремились вернуть мусульман к Сунне во всех вопросах. В связи с этим они и получили название «Ахль-юс-Сунна» в силу своего подхода и рода деятельности, а не вовсе в качестве «группы» или «определённой школы». Что касается приверженцев ашъаиритской догматической школы, то они назвали себя «Ахл-юс-Сунна валь-Джамаъа», чтобы выделить свою группу и отличить её от других догматических групп и школ каляма.

Выдающийся исламский учёный Ибрахим ибн Яхья сказал: «Я слышал, как шейх аз-Заъфараний говорил: «Нет более благородных людей на белом свете, чем писари этого дела. Они исследуют и записывают сообщения Посланника Аллаха ﷺ, дабы защитить их от исчезновения»». Также Ибрахим ибн Яхья сказал: «Я не видел более благородных людей, чем учёные хадиса (хадисоведы). Каждый из них носит с собой перо и чернильницу, записывая ответы на вопросы: «Как поступал Посланник Аллаха?», «Как он совершал намаз?». И не дай Господь, чтобы вы разделяли взгляды приверженцев нововведений, ибо каждый, кто привнесёт что-то чуждое в религию, окажется среди потерпевших убыток».

Известный учёный Имам Шафии, да будет доволен им Аллах, говорил относительно учёных в области хадиса: «Когда встречаешь учёного по хадисам, то словно встретился со сподвижником Пророка Мухаммада ﷺ. Да вознаградит Аллах их благом. Они — хранители основ, за что мы обязаны уважать их».

Следовательно, исходя из вышеприведённого, можно с уверенностью сказать, что учёных по хадисам, а точнее — хадисоведов обозначали термином «Ахл-юс-Сунна».

Специально для центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Покорный раб Аллаха — Абу Малик

Главное меню